Консультация для воспитателей "Принципы художественного воспитания детей"
консультация по теме

Тонкова Наталия Петровна

Нужно приобщать ребенка ко всем доступным формам искусства  с самых ранних периодов, проводя художественное воспитание дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с общеразвивающего вида №21 «Рябинушка» с. Семеновка

Консультация для педагогов:

«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

Подготовила: Тонкова Н.П., воспитатель I квалификационной категории

г. Йошкар-Ола

с. Семеновка

октябрь, 2013 г.


ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ – формирование мировосприятия ребёнка средствами искусства. Может быть стихийным и педагогически направленным.

Художественное воспитание приобщает ребёнка к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность. Различные виды искусства являются частью окружающей ребёнка действительности и с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни. Подрастая, ребёнок входит в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиболее близко его характеру.

Включённое в образовательный процесс художественное воспитание устанавливает связь развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным её осмысление. Другая сторона художественного творчества – собственное художественное творчество ребёнка. Художественное творчество делает человека наследником культуры предков, но уже на современном уровне отношений к природе, человеку, обществу.

        Художественное воспитание дошкольников развивает эстетическое восприятие мира и чувство прекрасного. Многие дети любят петь или танцевать, а также читать стихи и многое другое. В таких случаях они выступают не только «исполнителями», но собственно и «творцами» – ведь они сами сочиняют песенки, рисуют или лепят то, что родилось в их замыслах. Это можно считать первыми проявлениями творчества у детей, с этого можно начинать художественное воспитание дошкольников. Также дети очень любят слушать стихи и сказки, рассматривать картинки или слушать музыку, то есть, они проявляют интерес к искусству в различных его проявлениях. Дети любят задавать вопросы, таким способом выяснять то, что им непонятно в процессе рассматривания или слушания, это моменты, которые обязательно содержит художественное воспитание дошкольников. Это позволяет их приобщать к первичным знаниям об искусстве.

        То, что развитую форму искусства полноценно не может освоить ребенок, понятно и так. Но все же, нужно приобщать ребенка ко всем доступным формам искусства с самых ранних периодов, проводя художественное воспитание дошкольников. Различные формы и проявления искусства могут помочь в формировании и развитии художественных способностей у ребенка. Сказка или художественная игрушка, пословица или песня, картина или декоративное изделие – именно с этого и начинается первое знакомство ребенка с искусством, с этого начинается художественное воспитание дошкольников. Даже самые простые изделия искусства способны ввести ребенка в новый для него мир особых переживаний.

        Если задуматься, почему даже столь простые художественные произведения играют столь важную роль в формировании и воспитании ребенка, то стоит сказать, что взрослые таким способом помогают ребенку приобщаться к искусству в той мере, в какой ему это сейчас доступно, в той мере, которую позволяет художественное воспитание дошкольников. Ребенок осваивает мир не только посредством приобщения его к мышлению, но и посредством художественного освоения. Эта способность остается с человеком на протяжении всей жизни, хотя особую эффективность художественное воспитание дошкольников имеет именно в детском возрасте.

        Успех художественного воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается тем, что ребенок чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, яркому, что в его мышлении элементы образного, конкретного преобладают над элементами абстрактного, отвлеченного. Ребенок проявляет большой интерес к доступным ему произведениям искусства, его восхищает красота в природе, в быту; ребенок сам легко и радостно играет, рисует, поет, рассказывает. Переживания, полученные ребенком от красоты и искусства в детстве, запечатлеваются глубоко и надолго.

        Говоря о задачах художественного воспитания, мы подчеркиваем воспитательные возможности искусства и красоты, которые педагог может использовать и осуществлять в практике. Эти особенности касаются, прежде всего, чувственного восприятия ребенка, а оно является основой в развитии сознания ребенка.

        Красота и искусство пробуждают и развивают лучшие человеческие чувства. Искусство формирует моральный облик ребенка, его детское «мировоззрение», развивает любовь к Родине, волю, любовь ко всему прекрасному, что в жизни окружает ребенка.

Велика роль искусства и в умственном развитии ребенка. Обращаясь к образному мышлению, искусство показывает ребенку мир во всем его разнообразии, обогащает новыми представлениями, учит связывать факты, делать несложные умозаключения.

Образное мышление помогает логическому, отвлеченному мышлению ребенка. Процесс эстетического восприятия и творчества богато развивает память, мышление, воображение, развивает фантазию ребенка.

        При помощи искусства развивается творческая личность ребенка. В игре, рисовании, лепке, рассказывании ребенок учится ставить перед собой цели, определять свои желания, предвидеть пути их осуществления и результаты. Преобразуя действительность по собственному замыслу, ребенок развивает творческую инициативу, волю, выдержку, сосредоточенность, умение довести замысел до конца. Искусство является величайшим средством общения и взаимопонимания, сближает и объединяет детей в совместных переживаниях и действиях. И эстетическое восприятие, и в особенности творчество ребенка раскрывают перед сверстниками его мысли, интересы, намерения и творческие возможности. На почве этого возникает взаимный интерес, взаимопомощь, дружба и организованность детей.

Все это влияние искусства на ребенка педагог должен умело и четко использовать в работе с детьми.

Каковы принципы художественного воспитания?

1) В художественном воспитании следует стремиться к единству эмоционального и познавательного, а также к единству восприятия содержания и формы. Этот принцип поможет педагогу избежать двух ошибок: с одной стороны, формализма, а с другой – одностороннего использования искусства.

2) Второй принцип – изучение ребенка, своеобразия его эстетического восприятия и творчества, лишь на основе которого возможно правильное осуществление задачи художественного воспитания.

3) Третий принцип – полноценность, богатство и разнообразие эстетического восприятия и творчества ребенка. При этом важно их правильное чередование и повторность, систематичность.

4) Четвертый общепедагогический принцип – наглядность. В применении к художественному воспитанию это означает стремление обеспечить ребенка конкретными эстетическими переживаниями и творческим действием, а также стремление использовать в полной мере образные средства каждого вида искусства.

        5) Пятым принципом считается внимание к детской инициативе и самостоятельности в творчестве и эстетическом восприятии ребенка. Однако не следует понимать этот принцип как ослабление помощи ребенку в тех случаях, когда это требуется.

6) Наконец, шестой принцип – это правильное сочетание коллективного и индивидуального в эстетическом воспитании, использование коллективности воспитания в целях развития каждой личности и коллектива в целом. Это должно приводить к обогащению эстетических переживаний детей, повышению качества художественной самостоятельности и творчества каждого ребенка и коллектива в целом. Педагог должен направлять общение детей, предупреждать их от излишнего участия в работе друг друга.

Средства художественного воспитания крайне многообразны. Одни из них действуют по преимуществу на эстетическое восприятие ребенка, другие выражаются в творческой деятельности детей; причем те и другие часто объединяются. Основные средства художественного воспитания: красота в окружающей ребенка жизни (в природе и в быту), все виды искусства, доступные ребенку для восприятия, художественная самодеятельность и творчество.

        Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

        Художественное воспитание осуществляется через решение следующих задач:

•        организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности;

•        развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

•        использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;

•        приобщение к традициям родного края;

•        привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию

        Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются:

  • создание обстановки эмоционального благополучия;
  • создание и обновление предметно-развивающей среды;
  • творческий подход к содержанию образования;
  • вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
  • использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
  • синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
  • осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности;
  • взаимодействие с семьями воспитанников.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.


Использованные источники информации:

  1. http://www.coolreferat.com/
  2. http://www.newart.ru/htm/myzavr/
  3. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: "Воспитание детей средствами художественной литературы".

Воспитатель советует родителям, какие художественные книги они должны читать своим детям, как использовать их в воспитании детей....

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качеств...

Консультация для родителей "Роль сказки в музыкально-художественном воспитании детей"

В консультации для родителей идет речь о роли музыкальных сказок в художественно-эстетическом развитии детей, в расширении познаний об окружающем мире....

Консультация для воспитателей "Художественное воспитание и развитие дошкольников"

Знакомство с писанками, поделки на их основе, техники исполнения орнамента писанок....

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому важно донести до родителей , что очень важны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться предста...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качеств...