Путешествие в музей Старооскольской игрушки
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Каратеева Ольга Павловна

Знакомство детей подготовительной группы с достопримечательностями родного города, с историей возникновения Старооскольской игрушки, ее мастерами. Учить детей изготавливать игрушку из глины, гордиться историей своего края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_muzey_starooskolskoy_igrushki.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе  

  «Путешествие в музей Старооскольской игрушки».

Автор: Каратеева О.П

МБДОУ  детский сад №32

Цель. Расширять представление о разнообразии народного творчества. Знакомить с достопримечательностями своего региона  - Старооскольской глиняной игрушкой. Воспитывать умение объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом , создать мини- музей .

Задачи:

  Обучающие:  продолжать знакомить детей с народно- прикладным творчеством- Старооскольской игрушкой. Совершенствовать связную речь: умение самостоятельно рассказывать о ней, вырабатывать четкую дикцию речи, используя потешки, загадки, заклички., развивать речевое дыхание.  Развивающие:  развивать умение создавать узоры по мотивам Старооскольской  игрушки, выделять цветовую гамму глиняной игрушки, подражая творчеству народных умельцев.

Воспитательные:  воспитывать у детей радость , интерес к искусству родного края, уважение к творчеству мастеров родного города.

Коррекционная задача.  Обучать приемам обследования предметов. Развивать мелкую моторику рук.

 Предварительная работа. Посещение музея Старооскольской игрушки в школе №6, лепка утушки, медведя, барышни, барашка из глины, создание мини-музея в группе.

Формы работы: мотивация к деятельности, беседа, отгадывание загадок игра, пальчиковая гимнастика, расписывание игрушек, рефлексия

Оборудование.

. Староооскольские  свистульки, игрушки, слепленные детьми, гуашь, кисти, вода, салфетки, музыка,  презентация- слайды.

Познавательные области. «Художественно –эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

 Ход образовательной  деятельности.

Воспитатель в народном костюме  входит в групповую комнату.      Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Очень рада приветствовать вас в нашем городе Гончаров – Cтаром Осколе.  Я , хозяйка города – мастерица Варвара.Воспитатель приглашает детей.

День добрый , детушки, касатушки!

Проходите, не стесняйтесь.

Поудобнее  располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Послушайте, что я вам расскажу.  

 Рассказ воспитателя. В нашем городе случилось несчастье. Давно это было .Славилось  наше  Приосколье  своими мастерами, своими поделками, изделиями, ремеслом.  Делали мастера звонкие горшки да крынки, а детям игрушки – свистульки. Злой, ленивый и завистливый волшебник заколдовал все ремесла, сделал их тусклыми, стер узоры с игрушек.

Воспитатель. Ребята, помогите мне расколдовать наш город и снова возродить наши ремесла.  Сначала попробуем вспомнить историю поэтапно, а я вам помогу. Воспитатель задает вопросы детям.

1. Как называются эти игрушки, из чего они сделаны? (Старооскольские глиняные игрушки). Дети называют все игрушки.

2. Кто лепил эти игрушки? (Дети рассказывают о сестрах Гончаровых по презентации).   Давайте вместе с вами  вспомним последовательность лепки игрушки.

Дети. Игрушку лепили из целого куска глины,  которую добывали на Казацких буграх , называлась она «Пескуша», затем обжигали в печи при очень высокой температуре – 900 градусов.

Воспитатель. Молодцы, ребята, историю  нашего Старооскольского промысла знаете хорошо, а загадки любите отгадывать? ( да)

- Я вам загадку загадаю, а вы поищите отгадку среди игрушек.

-Пестрая крякушка

Ловит лягушек

Ходит вразвалочку

Спотыкалочку.( Утушка)

Ребенок находит утушку и рассказывает о ней.

Дети. Утушка- символ чистой  силы воды. Утушка  плавает в воде и люди считали, что игрушка очищает воду,придает ей целебную силу. Воспитатель показывает слайды.

2 загадка. Хозяин лесной

Просыпается весной,

а зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой ( медведь).

 Сева берет медведя и рассказывает о нем.

Дети.Медведь – символ пробуждения природы и могущества. Древние люди считали медведя большим и сильным зверем.

Ребенок берет барышню и рассказывает о ней

Дети..Женский  образ представлен в виде «бабы» и «барышни». Баба с ребенком – это хранительница домашнего очага, хорошая хозяйка, мама. Такую игрушку в качестве оберега должна иметь каждая семья. Другой тип женщины- барыня ( руки в бока)-это легкая, беспечная жизнь.

Варвара. Ребята, а древние мастера не только работали, но и умели отдыхать, пели песни во время работы, играли  в народные игры.

Вот и мы с вами поиграем.

Игра «Как у дядюшки Трифона было семеро детей».

Воспитатель. Дети, давайте вместе рассмотрим узоры, которыми украшали глиняные Старооскольские игрушки.

На доске развешены символы украшений. Дети вместе с воспитателем  вспоминают , какие узоры и краски наносили мастера.

1.зеленая полоса- небесная и земная твердь.

2. волна голубая –вода

3. древо в виде стрелы

4. круг – солнышко

5. капельки синие – дождь.

6. крест с точками –огонь

7. крест двойной – благополучие на все 4 стороны.

Пальчиковая гимнастика.

Вот что только захотим, мы из глины смастерим,   (растирают руки)

Кусочек глины разомнем. Лепить игрушку мы начнем – (сжимают, разжимают ладошки)

Слепим, пригладим, на полочку посадим.( гладят поочередно руки)

Чтоб игрушка подсыхала, чтоб игрушка оживала.( машут ладонями )

А чтоб игрушка была рада, нам ее украсить надо. ( хлопают в ладоши).

Дети берут любые игрушки и раскрашивают их, наносят узоры.

Когда дети заканчивают работу, ставят расписанные игрушки к другим. Звучит музыка-  Старооскольские свистульки.

Варвара. Ой, да спасибо вам ребята, ожил город мастеров, разрушены злые чары колдуна, а вы стали достойной сменой  нашим мастерам. Вот у нас большая коллекция Старооскольских игрушек, часть из них мы сделали сами!

Мы создали в группе мини-музей Старооскольской глиняной игрушки.

Воспитатель. Ребята, а какие игрушки, вы хотели бы иметь дома? Почему?

Дети еще раз называют целительную силу игрушки, подчеркивают ее достоинства.

                        Список использованной литературы.

  1. Ананьев, Б.Г,Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей:/ Б.Г Ананьев, Е.Ф Рыбалко. – М., 1964, 57 с.
  2. Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях//Дошкольное воспитание: З.А Богатеева-2007.-№ 10,124 с
  3. Сушкова , И.Н. «Игрушка- небалушка» Сборник статей: / И.Н Сушкова- Старый оскол., ООТ НТ- 2007, 240с.
  4. Штепа, Т.Ф Путешествие в мир изобразительного искусства родного края: / Т.Ф Штепа – Нальчик, 2006, 87с.
  5. Халезова, Н.Б . Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: / Н.Б халезова – М, 1984, 254с.