К вопросу о развитии мелкой моторики дошкольника
статья по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Егоровская Ольга Григорьевна

Описание опыта работы по  развитию мелкой моторики дошкольников, цели и задачи программы "Развитие дошкольников. Творческая мастерская" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

К вопросу о развитии мелкой моторики дошкольника.

О необходимости развивать мелкую моторику сказано и написано немало.  Ещё восточные мудрецы во II веке до нашей эры в Китае утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, поскольку на кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. И  в нашей культуре есть народные игры ("Ладушки", "Сорока-ворона" и другие им подобные), которые оказывают оздоравливающий и тонизирующий массаж ладошек малыша на базе акупунктуры. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, связанные с этими точками, оказывая иммуномодулирующий эффект, стимуляцию мыслительных функций и речи, вызывая положительные эмоции у ребёнка. Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Бехтерев В. М. -  русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А выдающийся советский педагог-новатор, писатель Сухомлинский В.А. утверждал, что «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

К сожалению, в современном урбанизированном и технически развитом мире, наполненном всевозможными гаджетами и техническими приспособлениями, облегчающими жизнь современному человеку, эти знания не находят должного применения. Даже в раннем возрасте ребёнок иногда в силу занятости родителей работой, а иногда и в силу их незнания или неумения применить почерпнутые из литературы рекомендации  по развитию ребёнка, остаётся наедине с игрушками и современными средствами коммуникации, заботливо предложенными родителями. Но не все дети желают самостоятельно играть с покупными развивающими игрушками: паззлами, мозаиками, шнуровками, конструкторами (имеющими несомненную пользу), предпочитая простые бытовые действия, обычные игры с родителями, среди которых много по-настоящему бесценных упражнений, более привлекательных для малыша. Устроив подросшего малыша в дошкольное учреждение, родители возлагают надежды на его развитие на педагогов. Конечно, воспитатели работают с детьми по образовательным программам, осуществляют совместную деятельность с детьми на  занятиях по рисованию, аппликации, лепке. Но, как показывает практика, для всестороннего развития ребёнка необходимы ещё и специальные занятия по развитию мелкой моторики, регулярность и системность которых несомненно приносят свои положительные результаты в личностном, интеллектуальном развитии ребёнка.

В нашем детском саду силами администрации сохранены развивающие занятия для дошкольников с педагогами дополнительного образования. В их числе занятия по авторской дополнительной образовательной программе «Развитие дошкольника. Творческая мастерская», имеющей художественную направленность. Программа предназначена для всестороннего развития дошкольника, постепенного развития моторики и координации движений пальцев рук детей, а  система занятий  позволяет детям, радостно играя, с успехом приблизиться к этой цели. Актуальность данной программы обусловлена введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования (17.11.2013 г. №1155), в котором художественно-эстетическое развитие дошкольников рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей». Реализация программы создаёт условия для развития ребёнка по всем 5 образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие), способствует развитию художественных, творческих способностей ребёнка и основных психических процессов, накоплению ребёнком двигательного и практического опыта, развитию навыков ручной умелости. Программа решает ряд задач:

Обучающие:

  • способствовать обучению детей культуре общения.
  • формировать навыки исполнительского мастерства;
  • формировать умение следовать устным инструкциям;
  • научить пользоваться инструментами и материалами;

Развивающие:

  • способствовать развитию художественных способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • способствовать развитию внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения, фантазии;
  • способствовать развитию творческого мышления у детей, эмоционального отношения к действительности, формированию духовной культуры;
  • способствовать развитию мелкой моторики рук и глазомера;
  • развивать умения производить точные движения кистью, пальцами рук, инструментами;
  • развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Воспитательные:

  • способствовать формированию коммуникативных навыков;
  • способствовать формированию ценности здорового образа жизни;
  • воспитывать волевые качества личности: аккуратность, прилежание, терпение, усидчивость, ответственность, умение доводить начатую работу до конца;
  • воспитывать духовно-нравственные качества личности, прививать социокультурные ценности, уважительное отношение к своему и чужому труду;
  • воспитывать самостоятельность, инициативность.

Главная отличительная особенность данной программы состоит в том, что она направлена не только на всестороннее развитие ребёнка с помощью развивающих игр-упражнений, но и на удовлетворение потребности детей в продуктивной деятельности, применяя полученные навыки владения инструментами.   Все дети  от природы любознательны, эмоциональны, обладают предпосылками к творчеству. По мере получения новых знаний они становятся все более изобретательными и искусными в решении своих проблем, более уверенными в себе и своих способностях, у них большая мотивация к проявлению творчества в разных видах деятельности. Изготовление поделок в большой мере удовлетворяет любознательность детей, а благоприятный эмоциональный настрой в процессе создания красивой игрушки, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое от созидания, очень важны для общего развития. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности, переключения внимания, позитивного эмоционального настроя. Ребенок дошкольного возраста должен изучать все новое только посредством увлекательной игры. Для соблюдения принципа единства обучения и воспитания в детском саду цикл занятий построен с учётом прохождения лексических тем. Проведение предложенных в программе игр может варьироваться с учётом индивидуального уровня развития каждого ребенка. С каждым занятием задания несколько усложняются. Увеличивается объем материала, предлагаемого для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.

Совместная образовательная деятельность с дошкольниками проводится по подгруппам численностью 5-8 человек в первой половине дня 1 раз в неделю, продолжительностью, соответствующей требованиям, предъявляемым к конкретной возрастной группе. По учебному плану предусмотрены 36 занятий в год. Каждое занятие состоит из 5 блоков игр – упражнений и продуктивной деятельности:

  • игры для развития слухо-моторной и зрительно-моторной координации, крупной моторики, для увеличения сложности игры сюда же подключаются голосо-дыхательные упражнения;
  • игры с элементами самомассажа ладоней и кончиков пальцев; 
  • упражнения для развития тактильных ощущений с использованием пособий; 
  • пальчиковые игры;
  • продуктивная художественная деятельность;
  • в обязательном порядке во время совместной деятельности проводятся физкультминутки, упражнения для расслабления кисти руки и упражнения для глаз.

Система занятий по развитию мелкой моторики построена по принципу от простого к сложному, что позволяет в полном объеме усвоить материал. Дидактические упражнения, включенные в занятия, проходят в виде игры, соревнований и помогают детям в интересной форме развить простейшие навыки владения инструментами, развить сенсорные восприятия. Сенсорное развитие, накопление чувственного опыта, помогает детям овладевать способами обследования предметов. Развитие сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук – совершенствует координацию движений, гибкость пальцев рук. В процессе включения ребёнка в новые виды деятельности, в результате направления и организации его внимания формируется и развивается произвольное внимание. Кроме того дети развивают свою координацию, глазомер, память, наблюдательность, воображение. Всё это важно для  личностного роста ребёнка.

Основными формами организации занятий являются: групповая, ориентирующая детей на создание «творческих пар», или звеньев, позволяющая ощутить помощь со стороны друг друга, учитывающая возможности каждого,  в разделении труда, имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской; групповые занятия ориентированы на скорость и качество выполнения более сложных работ; индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу детей, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога, чтобы, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества; формирует и оттачивает личностные качества ребёнка, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения.

Использование игрового момента в совместном с педагогом выполнении творческих заданий проявляется в том, что продуктивная деятельность ребёнка освобождается от понятных только взрослому целевых установок, норм и запретов, ограничивающих свободное творческое развитие, тем более что пока для ребенка творчество – процесс, а не результат. Для педагога важно знать, что критика заглушит в детской душе радость от самого процесса творчества, а может и совсем  лишить его желания творить.

В процессе продуктивной деятельности при изготовлении поделок дети используют традиционно любимые ими материалы в различных сочетаниях: бумагу различной плотности и фактуры, ткани, нитки, палочки, бусины, декоративные элементы, пуговицы, природные материалы, пластилин, солёное тесто и многое другое.

        Если в дошкольном учреждении не предусмотрены программой занятия по развитию мелкой моторики, то, учитывая всю важность такого рода деятельности, представляется возможным перед проведением запланированных традиционных занятий по лепке, аппликации, рисованию  использовать игры-упражнения по развитию моторики, описанные в многочисленной тематической литературе. Например:

1. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», Астрель, М-2003.

2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ  Сфера,2006.
3. Гаврина С.Е. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Академия Развития, Ярославль - 2007г.

4. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей»/ Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина.-М.: Издательство «Гном и Д», 2006.

5. «Развитие мелкой моторики у детей 5 -7 лет», журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2005.
6. Савина Л.П. Пальчиковая  гимнастика для развития речи  дошкольников. – Москва: «Родничок», 1999.

7. Ткаченко Т.А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М.: «ЭКСМО», 2010.

8. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику», М.:«ЭКСМО»,2007.

9. Узорова О.В. «Игры с пальчиками», Астрель, М-2008г

10. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики дошкольников

Развитие мелкой моторики...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...

Проект по самообразованию по теме: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Проект по самообразованию по теме:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  ДОШКОЛЬНИКОВ»...

"Развитие мелкой моторики дошкольников в контексте системы М. Монтессори"

Материал по теме "Развитие мелкой моторики дошкольников в контексте системы М. Монтессори" раскрывает особенности использования дидактического материала системы М. Монтессори в развитии мелкой мо...