Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики дошкольника в повседневной жизни в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних».
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

Ройтблат Татьяна Фёдоровна

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Пояснительная записка                                                                                 стр. 3

2. Структура программы                                                                                      стр. 7

1)          Диагностический этап.

        Определение уровня развития мелкой моторики рук                стр. 8

2)          Первый раздел                                                                                стр. 8

3)          Второй раздел                                                                                 стр. 10

4)          Третий раздел                                                                                 стр. 12

           3. Список литературы                                                                                       стр. 15

4. Приложение                                                                                                   стр. 16

 

Традиционно основным институтом воспитания человека была и остается семья. Нарушение детско-родительских отношений в неблагополучных семьях ведет к формированию у детей различных психологических проблем и комплексов. Для неблагополучной семьи характерны: недостаток внимания детям; недостаточный родительский контроль; неумение поддерживать доверительные отношения с ребёнком; непонимание и неуважение интересов ребёнка; недостаточная информированность родителей о методах воспитания.

Несовершенство социальных условий в сочетании с  неправильными методами воспитания в семье, недостаточным вниманием  к ребенку со стороны взрослых наносят непоправимый вред здоровью ребенка, травмируют его психику и тормозят развитие его личности.

 

 

Среди проблем неблагополучных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Влияние семьи на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками. И наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений в неблагополучных семьях ведет к формированию у детей различных психологических проблем и комплексов.

Это и другие негативные воздействия неблагополучной семьи не только наносят непоправимый вред здоровью ребенка, травмируют его психику, тормозят развитие его личности, но и влекут за собой другие тяжелые социальные последствия.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx122.53 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство труда и социального развития Омской области

Государственное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Коррекционно-развивающая программа

«Развитие мелкой моторики дошкольника в повседневной жизни в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних».

 

Утверждаю

Директор ГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

____________ Т.Е. Проценко

____________ 2011 г.

Рассмотрена на педагогической студии

Зам. директора по воспитательной работе:

________________ М.В.Титова

Составитель:

Воспитатель  Ройтблат Т.Ф.

Омск 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка        стр. 3

2. Структура программы        стр. 7

  1. Диагностический этап.

        Определение уровня развития мелкой моторики рук                стр. 8

  1. Первый раздел                                                                                стр. 8
  2. Второй раздел                                                                                 стр. 10
  3. Третий раздел                                                                                 стр. 12

3. Список литературы        стр. 15

4. Приложение        стр. 16

Пояснительная записка.

Российская Федерация сегодня переживает сложный переходный этап развития, характеризующийся ростом негативных социальных явлений, которые проявились и в росте числа неблагополучных семей. К ним относятся: неполные, малообеспеченные, асоциальные, дезадаптированные и другие семьи, в которых деформируется личностное развитие ребенка.

Традиционно основным институтом воспитания человека была и остается семья. Нарушение детско-родительских отношений в неблагополучных семьях ведет к формированию у детей различных психологических проблем и комплексов. Для неблагополучной семьи характерны: недостаток внимания детям; недостаточный родительский контроль; неумение поддерживать доверительные отношения с ребёнком; непонимание и неуважение интересов ребёнка; недостаточная информированность родителей о методах воспитания.

Несовершенство социальных условий в сочетании с  неправильными методами воспитания в семье, недостаточным вниманием  к ребенку со стороны взрослых наносят непоправимый вред здоровью ребенка, травмируют его психику и тормозят развитие его личности.

Среди проблем неблагополучных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Влияние семьи на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками. И наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений в неблагополучных семьях ведет к формированию у детей различных психологических проблем и комплексов.

Это и другие негативные воздействия неблагополучной семьи не только наносят непоправимый вред здоровью ребенка, травмируют его психику, тормозят развитие его личности, но и влекут за собой другие тяжелые социальные последствия.

         В этой связи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния неблагополучной семьи на обучение и воспитание ребенка. Поэтому проблема оказания социально-педагогической помощи неблагополучным семьям в последние годы приобретает все большую и большую актуальность в педагогике, социологии и психологии.

 Эта проблема изучается как зарубежными, так и отечественными специалистами, которые предлагают свои варианты решения проблем семейного воспитания и определения путей социально - педагогической помощи ребенку и родителям в неблагополучной семье. За рубежом исследованиями семьи как целостной системы, нуждающейся в анализе и перестройке, занимались Дж. Белл, М. Боуэн, К. Витакер, Д.Джексон, В. Сатир, Д. Хейли и многие другие.

 У истоков отечественных научных исследований педагогических проблем семейного воспитания стояли И.М. Балинский, И.А. Сикорский и П.Ф.Лесгафт. Психологические проблемы личностных особенностей детей из неблагополучных семей исследовали Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.

 Различные социальные и психологические аспекты проблем неблагополучных семей как института воспитания и социализации детей изучали в своих работах М.И. Буянов, И.С. Кон, А.Е. Личко, И.М. Марковская, М.С. Мацковский, В.С. Мухина, Р.В. Овчарова, А.В. Петровский, В.С. Харчев и другие.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).

Такие авторы, как Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития. Е.М.Мастюкова, М.И.Ипполитова
и Л.А.Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук.

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.

Понятие мелкой  моторики человека обозначает точные двигательные способности его рук.  Развитие мелкой моторики и, соответственно, координации движений рук ребёнка находится в прямой зависимости от состояния развития его мышления.

Без развитой мелкой моторики невозможно не только формирование интеллекта, но и азов самообслуживания. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения, поэтому, развивая мелкую моторику, мы развиваем и внимание, глазомер и  тактильную чувствительность - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. К тому же развитие мелкой моторики напрямую связано с формированием речи

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, развития личностных механизмов поведения. В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребенка. За первые 6-7 лет жизни ребенок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У него формируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды памяти, постепенно он овладевает словесно- логическим мышлением.

Эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе. Они являются результатом целенаправленного педагогического воздействия. Воспитанники социально-реабилитационного центра: неорганизованные дети, не посещающие детский сад, в семьях которых не созданы соответствующие условия, отстают в своем развитии от сверстников.

Таким образом, актуальность проблемы определила необходимость разработки программы для работы с детьми дошкольного возраста из неблагополучных семей: «Развитие мелкой моторики дошкольника в повседневной жизни в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних».

Цель  программы: максимальное содействие индивидуальному развитию детей путем развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогические особенности детей и особенности оказания им помощи в условиях центра социальной реабилитации.
  2. Изучение личностных особенностей и зоны ближайшего развития  ребенка.
  3. Определение уровня развития мелкой моторики рук.
  4. Проведение  коррекционных  занятий на  развитие психомоторики и сенсорных процессов.
  5. Развитие  ручной умелости.
  6. Выявить динамику по итогам коррекционной работы.

Программа призвана обеспечить:

  1. формирование азов самообслуживания;
  2. создание условий для развития личности ребенка, его способностей;
  3. интеллектуальное развитие ребенка;
  4. оптимальную нагрузку на ребенка в соответствии с возрастом с целью защиты его от переутомления.

Принципы построения программы:

  1. Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям и уровню развития детей;
  2. Систематичность и последовательность в проведении коррекционной работы;
  3. Личностно-ориентированный подход к детям.

Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с различными подгруппами детей, учитывает их возрастные особенности.

На этапе диагностирования  в программе используется календарь развития мышления и мелкой моторики дошкольника, предложенный  Е.А.Янушко  в работе  «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»,  в  соответствии с которым  соотносится   уровень развития каждого воспитанника тем стандартам и нормам развития мышления и мелкой моторики, которые должны предъявляться к нему в его возрасте.

Согласно возрастным особенностям маленьких детей занятия и упражнения по программе разработаны в увлекательной игровой форме. Их проведение предполагает разнообразие методических форм - это наблюдение-подражание,  народные игры -потешки,  пальчиковая гимнастика.  К активным формам занятий можно отнести развивающие игры, мини-конкурсы, мини-соревнования. Творческий процесс развития реализуется через свободное и тематическое рисование, раскрашивание картинок, лепку из глины и пластилина, аппликацию,  конструирование из лего,  игры с мелкими предметами — пазлами, мозаикой, конструкторами, бусинами крупами и т. п.

Сами занятия построены так, что ребёнок без особых усилий на занятиях, через упражнения в повседневной жизни последовательно и постоянно стимулирует  тонкую моторику,  активизируя   тем  самым соответствующие отделы мозга, развивая  внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координацию), воображение, наблюдательность, зрительную и двигательную память, и соседние зоны, отвечающие за речь.  

Развивающая и воспитательная работа с такими детьми должна иметь повышенный развивающий потенциал, чтобы компенсировать недостатки развития депривированных в раннем детстве, дошкольном возрасте детей.

Огромный потенциал развития мелкой моторики тактильной чувствительности дает детям сама жизнь. С использованием  методических  разработок  А.М.Диченсковой  и А.Е.Белой составлен комплекс  развивающих игр с применением обычных предметов домашнего обихода.  При этом учитываются  возрастные  особенности и навыки ребёнка.

Критерием результативности служит - наличие положительной динамики развития мышления и мелкой моторики дошкольника.

Структура программы

Диагностический этап.

 Календарь развития мышления и мелкой моторики ребёнка, представленный в виде таблицы,  помогает  проверить, соответствует ли развитие ребёнка тем стандартам и нормам развития мышления и мелкой моторики, которые должны предъявляться к нему в его возрасте.

Календарь нормативных требований по развитию мышления и мелкой моторики ребёнка в возрасте от года и до 6 лет.

15.Рисует человечка(6 элементов)

14.Рисует человечка(3 элемента)

13.Перерисовывает квадрат

12.Перерисовывает крестик

11.Перерисовывает круг

10.Рисует вертикальную линию (ошибка до 30 град.)

  9.Строит (копирует) мостик из 5-х кубиков

  8.Строит (копирует) мостик из 3-х кубиков

  7.Строит башню из 8-х кубиков

  6.Строит башню из 4-х кубиков

  5.Строит башню из 2-х кубиков

  4.Вытаскивает крошку из прозрачной банки

  3.Берёт крошку хлеба большим и указательным пальцами

  2.Стучит одним предметом о другой

  1.Рисует и черкает на листе бумаги

Примечание:

  Каждый из закрашенных прямоугольников соответствует нормативному возрастному интервалу, в течение которого появляется новая нормативная способность ребёнка, обозначенная текстом на том  же уровне, что и прямоугольник.  

 При работе с календарем развития мысленно проводится вертикальная линия в точке, соответствующей возрасту ребенка. Проверяется, с какими из прямоугольников пересечётся данная линия.

Эти прямоугольники, а также и те, которые находятся слева от линии, и будут определять те нормативные способности (согласно перечню), которыми должен обладать ребёнок в его возрасте.

Остаётся сверить это с фактическим состоянием его развития.

  1. Если большая часть навыков  усвоена, можем делать вывод о том, что развитие мышления и двигательных способностей рук ребёнка проходит нормально. Если же большая часть нормативных навыков ещё не усвоена, то может идти речь об общем отставании в развитии мышления и мелкой моторики в той или иной степени.

  1. Если ребёнком уже усвоена, наряду с нормативными требованиями к его возрасту, также и большая часть навыков, соответствующих более старшему возрасту, то это означает, что он опережает своих сверстников в развитии мышления и мелкой моторики по большинству  показателей.

  1. Если задержка (или опережение) происходит частично и только по одному или двум показателям, то можно сделать заключение о негармоничном развитии у ребёнка функций мышления и мелкой моторики.

Во всех случаях, когда обнаруживаются какие-либо общие или специфические отклонения, необходимо оказать ребёнку своевременную помощь по коррекции этих отклонений.

Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук  у детей препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.

Определение уровня развития мелкой моторики рук.

Для проведения теста необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Посадите ребенка за стол, положите перед ним лист бумаги и попросите положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.

После этого обведите кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Посмотрите, что получилось. Потом снова попросите положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясните суть задания: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинайте.

В случайном порядке указывайте ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки.

Для того, чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец). Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом проба проводится на каждой руке дважды.

При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно.

Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу).

Результаты теста на развитие мелкой моторики рук обрабатывают следующим образом:

1) подсчитывают среднее по двум пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество стрелочек для каждой руки и делят полученное число на 2.

2) полученные по каждой руке результаты складывают.

Обратить внимание на какой руке меньшее количество синкинезий (для этой руки дифференциация двигательной системы развита лучше) – данная рука будет ведущей при письме.

Возраст ребенка        

Среднее количество

синкинезий по двум пробам

5 лет

12

6 лет

9

7 лет

6

8 лет

5

Первый раздел программы

Первый раздел программы отведён развитию  гибкости пальчиков и тактильной чувствительности детей.

Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой.

Спички, ватные палочки, пуговицы и желуди.

 Принято считать, что спички детям не игрушка, и напрасно. Играя с мелкими предметами (под внимательным присмотром взрослых) малыши развивают не только мелкую моторику, но и пространственно - образное мышление, тактильную чувствительность и творческие способности малыша.

Спички, ватные палочки, желуди и пуговицы можно использовать для выкладывания различных рисунков, как произвольно, так и по схеме. Причем, все эти предметы можно совместить в одном рисунке. Начинать лучше с простых геометрических фигур – квадрата, треугольника, ромба, солнышка, постепенно усложняя игры. Из спичек и ватных палочек хорошо получаются звезды, ежики, машинки, елочки, любые фигуры, в которых много прямых линий. Сначала рисунок выкладывает воспитатель, ведь малыша надо заинтересовать. Затем постепенно подключаем ребенка.

Если рисунок сложный, можно сначала нарисовать его схему на бумаге. Все эти предметы так же удачно сочетаются с колесиками, веревочками, колпачками.  Если воспользоваться цветной бумагой и посадить их на клей, получится замечательная аппликация. Пуговицы прекрасно могут заменить на рисунке шарики, колеса, глазки, окошки, елочные игрушки. Так же спички вполне подходят для поделок из пластилина и желудей, они могут быть скрепляющим элементом для собачек, человечков, гусениц.

Даже самым младшим детям (3 года) будет полезно перебирать пуговицы – вытаскивая из коробочки и складывая обратно. Для большей безопасности следует насадить пуговицы различных цветов и размеров на жесткую прочную леску. Такая игрушка может служить и счетным материалом и наглядным пособием для изучения цвета, счета и размера.

Баночки, скляночки, тюбики, пузырьки тоже одна из излюбленных детский «игрушек». В прозрачные баночки гораздо интереснее все складывать – все видно. Маленькие баночки можно использовать для обучения ребенка пересыпанию круп, переливанию жидкостей.

Огромное удовольствие ребенку доставляет откручивать и закручивать крышки. С этой целью используем чисто вымытый тюбик из под крема, небьющегося флакона. В банку можно насыпать крупу (гречку, горох, пшено) или семечек, или мелких орешков.  

Крупы, соль. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Мелкую крупу и соль можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала рисует взрослый, показывая образцы. Главное – заинтересовать, увлечь.  Проведем пальчиком по крупе. Получается яркая контрастная линия. Затем берём пальчик ребенка. Пусть он сам нарисует несколько хаотичных линий. Когда ребенок освоится, можно переходить к рисованию узоров. Сначала рисует воспитатель, затем пробует он сам. Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица.

Можно изучать форму, буквы и цифры. Рисованием лучше всего заниматься на полу, на клеёнке, либо на столе. Крупную крупу (гречку-ядрицу, горох, фасоль) можно использовать для выкладывания картинок, так же как и из спичек, пуговиц и ватных палочек. Соответственно, подходит она и для аппликаций. Пересыпать крупу интереснее всего в прозрачной посуде.

Молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки. Мы часто покупаем специально для тренировки мелкой моторики развивающие игрушки, шнуровки, планшеты, которые состоят из всевозможных молний, застежек, завязок. Только зачем покупать, если пряжки есть на каждом ремне и туфлях, на ботинках - шнурки, на одежде – пуговицы крючки и молнии... Показываем назначение этих предметов на настоящей одежде, учим самообслуживанию. И девочки, и мальчики с удовольствием учатся плести косички из ленточек, шнурков и веревочек, завязыванию и развязыванию узлов, застегиванию пряжек. Упражнения с данными элементами одежды привлекают особое внимание детей.

Кроме того, дети очень любят примерять самостоятельно обувь взрослых, а так же надевать шапки, завязывать  шарфы – предоставляем  ребенку возможность одеться самому.

 

Бумага, газеты, журналы, фольга - из нее можно вырезать, ее можно мять, рвать, из бумаги можно делать объемные фигурки.

Полотенца, тряпочки, мешочки. Тут мы опять же тренируем тактильное восприятие. Ведь полотенца и тряпочки из различных тканей могут иметь совершенно разную структуру.

Тесто вполне можно использовать за место пластилина - замечательный материал для лепки! Оно легко мнется, меньше пачкается, и не будет ничего страшного, если ребенок случайно проглотит кусочек. Тонкий, раскатанный пласт теста может использоваться как основа для картины из любого подручного материала - пуговиц, желудей, спичек, круп, веревочек, ниток, проволоки семечек, веточек и т. д. Разминание теста – увлекательное и полезное занятие.

Помпоны, клубки. Помпоны – чудесные маленькие мячики! Если оторвались от шапки – не спешите выбрасывать.  Придумываем с ними множество увлекательных игр. Можно использовать просто как мячик – кидать, ловить, мять такой одно удовольствие. Можно играть с ним в «стаканчики». Берем несколько одинаковый стаканчиков, одним накрываем помпон и меняем местами стаканчики. Дети пытаются найти. Можно катать с гладкой наклонной поверхности, изучать по ним цвет и счет. Заинтересовались клубком – замечательно! Так же можно использовать в детской игре, вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). Настоящие предметы нравятся ребятам значительно больше, чем игрушки.

Это  весёлые  и увлекательные способы обеспечения   развития  мелкой моторики в повседневной жизни в условиях учреждения, а  значит, возможность  избежать  множества неприятных моментов в школьной жизни ребенка.    

Второй раздел программы

Второй раздел практической части включает в себя занятия с  элементами творческой направленности.

Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит через различные виды изобразительной деятельности:  лепку, рисование, аппликацию, конструирование. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.

На занятиях по рисованию используются не только карандаши, мелки, кисточки, но и сами пальчики.  Пальчиковый прием помогает ребенку ограниченно чувствовать материал (гуашь, акварель) её свойства - вязкость, бархатистость.

Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи.

Чтение художественной литературы, потешек расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас.

Особую роль в развитии движений мелкой моторики играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание, лепка из глины и солёного теста. Точность и координация движений развиваются у ребенка в процессе пришивания пуговиц. Задание усложняется соответственно возрасту и полученным навыкам.

Большое значение в развитии ручной умелости играет уверенность пользования ножницами.  Постоянные  упражнения: вырезание, аппликация, а также вырезание разных фигурок из старых открыток, картинок  - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Значительное место в работе с детьми отведено упражнениям с малыми мячами. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

 Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через обучение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук  (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.

 Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

Для работы с детьми за основу взяты рекомендации для воспитателей Эльвиры Маратовны  Шаяхметовой «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи».

На занятиях и на прогулке используются несколько видов мячей: разные по размеру, материалу,   расцветке,   фактуре, структуре и функциональному значению.  Такое многообразие наборов малых мячей позволяет использовать их в зависимости от поставленной развивающей задачи, индивидуальных возрастных, физических и других особенностей ребенка. А так же через мышечное  чувство, зрительную и  тактильную чувствительность в процессе действий ребенок учится сравнивать предметы.

Особое внимание уделяется упражнениям, развивающим графические навыки:

  1. обводка;
  2. орнаменты на бумаге в клетку;
  3. рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги;
  4. копирование изображений по клеточкам;
  5. продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов;
  6. штриховка изображений в заданных направлениях;
  7. рисование по образцу и на заданную тему;
  8. дорисовывание недостающих частей предметов и изображений;
  9. графические диктанты и т.д.

Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивают мыслительную деятельность, внимание, память, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Они способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания, помогают выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляции размаха), развивают зрительное восприятие и внимание.

К данному разделу подобраны различные графические упражнения. Выполнение этих упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения, поэтому, развивая мелкую моторику, мы развиваем и внимание, и глазомер.

Третий раздел посвящен  пальчиковой гимнастике.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры - потешки. Специальная подборка даёт возможность их использования в любой из моментов режима дня: во время умывания, одевания на прогулку, перед приёмом пищи и т.д.

Для тренировки пальцев  использованы упражнения и без речевого сопровождения с объяснениями  выполнение того или иного задания.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

У детей с задержкой речевого развития отстает и развитие движений пальцев рук, при этом может быть нормальной и даже выше нормы общая моторика. У детей с ОНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения.

Работая с детьми с ОНР, приоритетной целью своей деятельности определила развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук к коррекционной работе с детьми.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь.

Игры (дидактические, театрализованные, "театр в руке", сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.

Каждый вид деятельности дошкольников, представленный в программе «Развитие мелкой моторики дошкольника в повседневной жизни в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних», создает благоприятные условия для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Мобильность программы обеспечивает её использование  при переходе из приёмно-диагностического в стационарное отделение учреждения, не нарушая её целостности и эффективности. По мнению автора  одной из серии  книг «Готовимся к школе» Я.Ю.  Поздняковой,  выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.  Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезна и для подготовки руки к письму.

Без развитой мелкой моторики невозможно не только формирование интеллекта, но и азов самообслуживания. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и успешного обучения в школе.

Список литературы.

  1. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001
  2. Большакова  С. Е.   Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.  Изд.: Сфера, 2009.
  3. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей.   Учебно- практическое пособие. -  Изд.: «Гном», 2002. - 64с.
  4. Диченскова А.М.    Страна пальчиковых игр: Идеи для развития мелкой моторики.- Изд.: Феникс,2008. – 220с.
  5. Позднякова  Я.Ю.  Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики.  Серия: "Готовимся к школе".  Издательский дом "Литера", 2007. – 32с.
  6. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
  7. Цвынтарный В. В.   Играем пальчиками и развиваем речь.    Изд.: «Лань», Санкт-Петербург, 1998. – 40с.
  8. Шаяхметова Э.М.  Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи. Рекомендации для воспитателей.
  9. Янушко Е.А.    Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.    2007. - 56с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Решение коррекционно-развивающих задач через развитие мелкой работы дошкольников»

Как говорил один из авторитетнейших учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности Иван Петрович Павлов«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,а...

Программа развития мелкой моторики дошкольников

Программа "Развитие мелкой моторики детей второй группы раннего возраста", по теме самообразования....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию мелкой моторики на тему: "Ежики"

Занятие направлено на развитие мелкой моторики кистей рук с использованием сказочного сюжета...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию мелкой моторики и сенсорному восприятию

Тема: Игра с геометрическими фигурами. Обведение трафаретаЦели: коррекционно-образовательные: расширять представление о птицах; упражнять  в нахождении, в умении различать и называть геометрическ...

Коррекционно-развивающая работа по развитию мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития

Формирование познавательной деятельности и личности ребенка, в целом, интенсивней всего происходит в период дошкольного возраста. Вряд ли удастся реализовать его потенциал в полной мере, если интеллек...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию мелкой моторики

Тема.  Игра с манной крупой. Самомассаж ладоней ледяными шариками...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук в повседневной жизни"

Значение мелкой моторики рук очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи де...