Коррекционно-развивающая работа по развитию мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития
методическая разработка

Бут Татьяна Владимировна

Формирование познавательной деятельности и личности ребенка, в целом, интенсивней всего происходит в период дошкольного возраста. Вряд ли удастся реализовать его потенциал в полной мере, если интеллектуальная и эмоциональная сферы ребенка не получают должного развития. Многочисленная категория детей с ограниченными возможностями здоровья представляют собой и дети с задержкой психического развития. В настоящий момент число детей с ЗПР увеличивается с каждым годом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razr_.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных форм обучения на занятиях физической культуры

 

    

Урок - это такая организационная форма обучения, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для владения всеми учащимися основ изучаемого предмета. Уроки физической культуры проводятся на основе календарно-тематического планирования, а само планирование составляется на основе учебной программы «физическая культура». Так как материал в учебной программе изменяется редко, занятия становятся однообразными и у детей пропадает интерес к занятиям. Для того чтобы разнообразить уроки физической культуры применяются нетрадиционные формы обучения.     Нетрадиционные формы обучения лишь дополняют традиционные, но являются очень эффективными. Они способствуют успешности формирования двигательных умений и навыков, вызывают положительные эмоции, поддерживают высокую работоспособность учащихся на уроке.
Процесс обучения с использованием нетрадиционных форм содержит благоприятный фон для решения воспитательных, образовательных и оздоровительных задач на уроке.

Виды нетрадиционных форм обучения на уроках физической культуры.

1.Музыка и танцевальные упражнения.

     Как нетрадиционная форма обучения на уроках физкультуры могут использоваться простейшие танцевальные упражнения. Они применяются как общеразвивающие упражнения для вводной и заключительной частей урока. Обычно это очень простые, ритмичные упражнения, эмоционально выполняемые под музыку. С помощью таких упражнений учитель успешно решает намеченные задачи: подготовить организм занимающихся к предстоящей нагрузке, повысить их эмоциональное состояние.

 

 

2.Сюжетно – ролевые уроки


     Сюжетный урок-это спектакль, а дети на нём - артисты. Задача учителя - раскрыть творческий и физический потенциал детей, дать каждому ребёнку возможность проявить себя и порадоваться за себя и других.
     Сюжетно-ролевые уроки представляют собой особую организацию урока физической культуры, в котором поставленные учебные задачи решаются в творческой, игровой форме с использованием ранее задуманного сюжета в совокупности с выполнением различных ролей. С одной стороны, сюжетно-ролевые уроки дарят детям сиюминутную радость, с другой стороны, эти уроки должны быть направлены в будущее, должны моделировать какие-либо сказочные или жизненные ситуации.

 

3.Народные игры.


     У каждого народа есть свои, национальные игры, которые в процессе развития общества претерпели изменения, обогатились новым содержанием, потеряли свою изначальную специфичность. Поэтому во многих современных играх присутствуют элементы народной игры.
     Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности ребёнка. Одно из основных преимуществ игровой деятельности состоит в том, что в игру ребёнок всегда вступает добровольно. Заставить играть нельзя. А вот для педагога самое главное дать детям возможность раскрыть себя, реализовать свои силы, проявить самостоятельность в действиях и поступках, познать преимущества совместной деятельности. В игре развиваются ловкость, сила, выносливость, скоростные, качества, происходит оздоровление ребёнка. 
     На уроках физкультуры применяю, такие игры, как «Лапта», «Городки», «Салки», «Ручеёк», «Кошки и мышки», «Третий лишний», «Жмурки» и др.
Участвуя в этих играх (особенно командных), дети более тесно общаются, лучше узнают друг друга. 

4. Спортивные развлечения и прогулки.

 

     В практике физического воспитания детей в качестве нетрадиционных форм обучения используются спортивные развлечения и прогулки. К спортивным развлечениям относятся катание на санках, коньках, велосипедах, плавание, элементы бадминтона, настольного тенниса и др. Эти упражнения из различных видов спорта условно названы спортивными развлечениями в связи со своеобразием их применения: без установки на спортивный результат.
     Главное в них - развлечение, удовольствие, относительная свобода действий, отсутствие строгой регламентации, наличие ярких игровых моментов. Нельзя забывать, что спортивные развлечения представляют собой новые для детей виды двигательной деятельности и поэтому им необходимо последовательно обучать.
     Основное назначение прогулок - пребывание на открытом воздухе, заполненное подвижными играми и физическими упражнениями.
     Главная, из них - применение детьми двигательных умений в естественных условиях, отличающихся от учебных. Особое место занимают прогулки по пересечённой местности. Так, прогулки с постепенным подъёмом в гору применяются даже в лечебных целях для укрепления сердечной деятельности.
     Прогулки строго регламентируются, дистанция их постепенно удлиняется и усложняется.
     Практическая реализация реформы школы требует решения одной из главных задач: совершенствования урока. Эффективность современного урока оценивается по его конечному результату. Это требует от учителя тщательного продумывания содержания учебного материала и организации форм деятельности учеников на уроке
     Проанализировав изучаемую тему, я пришёл к выводу, что время идёт появляются новые виды спорта, новое оборудование и старая методика (традиционный урок) становится менее эффективным новых реалях жизни.    Наиболее эффективными и вызывающими наибольший интерес у учащихся, являются: уроки с использованием нестандартного оборудования, сюжетно-ролевые уроки, уроки- праздники, уроки с использование танцевальных упражнений, народных игр, спортивных развлечений и прогулок на уроке.

 

5. Оздоровительная аэробика.

 

     Систематические занятия оздоровительной аэробикой и ритмической гимнастикой позволяют сформировать основные физические качества: силу, гибкость, выносливость, координацию движений, ловкость, способности детей чувство динамического равновесия. На занятиях воспитывается самостоятельность и творческая активность, воля, желание и потребность жить в мире движений, создавать атмосферу эмоциональной отзывчивости, раскрепощения, повышается интерес к занятиям оздоровительной аэробикой, возникает удовлетворение от достигнутых результатов. На уроках оздоровительной аэробики укрепляется опорно-двигательный аппарат, формируется правильная осанка, развивается мышечная сила, гибкость, выносливость, координация движений, развиваются творческие и созидательные способности детей.

     К нетрадиционным формам обучения можно также отнести йогу, стрейчинг, дыхательные упражнения, степ аэробика, кроссфит и многое другое.

     Вывод: именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо так как они помогают развить творческие способности, повысить мотивированность к учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет выигрышной, так как в ней возможно предоставить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала и занятость учащихся при различных видах коллективной и групповой работы, и их активность.

     Нетрадиционные формы обучения помогают не только повысить интерес у учащихся к занятиям физической культурой, но и решают следующие задачи: предотвращение заболеваемости опорно-двигательного аппарата, предотвращение заболеваний сердечно-сосудистой системы, укрепление здоровья школьников, так же можно достигнуть наивысшей двигательной активности, эмоционального подъема, высокого уровня физической подготовленности учащихся и снижения заболеваемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.

Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики  у детей с задержкой психического развития....

Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.

Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики  у детей с задержкой психического развития....

Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.

Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики  у детей с задержкой психического развития....

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития с помощью Су-Джок массажеров.

В.А. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Современными учеными установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сфор...

Статья на тему: Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития...

Использование сенсомоторных игр для развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо д...

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития на занятиях по физической культуре

Комплексная целенаправленная работа по физическому воспитанию таких детей позволит скоррегировать отклонения в их физическом развитии и составит существенное звено в коррекции психических функций...