Статья на тему: Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике на тему

Кудрявцева Анастасия Николаевна

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития

Известно, что у многих детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, конструирования и других форм ручной деятельности ребенка.

Изменение мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными.

Исследования ученых Института физиологии детей и подростков (Л. В. Антакова-Фомина, М. М. Кольцова, Е. И. Исенина) была подтверждена связь интеллектуального развития и мелкой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Необходимо помнить, что у детей с задержкой психического развития к началу работы с ними многое для развития речи уже упущено. Стимуляция их мозга, в частности, через движения руки, позитивным образом сказывается не только на подготовке руки к письму в школе, но и на развитии речи, а следовательно, и на общем их психическом развитии.

При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость ребенка с ЗПР проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие могут привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание нужно предлагать ребенку в игровой форме, которая не только вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной ситуации будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности в целом.

Весь комплекс упражнений можно разделить на три составляющие:

1) пальчиковая гимнастика;

2) работа в тетрадях (альбомах) – отработка элементарных графических навыков;

3) упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

Пальчиковая гимнастика проводится в течение 3-5 минут в середине занятия в форме физкультминутки. Начинается она с разминки пальцев рук – сжимании в кулак и разжимания пальцев. Движения проводятся одновременно двумя руками под счет «Раз – два! Раз – два!».

Затем следует работа на расслабление пальцев и кистей рук:

«Погладим котенка» - плавные движения, имитирующие соответствующие действия; выполняются сначала одной, а потом другой рукой;

«Качаем лодочку» - пальцы сложены вместе; плавные движения кистей рук в горизонтальном направлении и др.

Далее даются задания на удержание кисти руки:

«Зайчики» - руки опираются на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний  пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак;

«Гусь» - руки опираются на локоть;  большой и указательные пальцы распрямляются и соединяются в виде клюва, остальные пальцы зажаты в кулак и др.

На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. Можно помогать детям принять необходимую позу, позволить поддержать и направлять свободной рукой положение другой руки. Важно, чтобы указания педагога были ясными, четкими, содержали элементы одобрения, оценки действий детей. Постепенно задания усложняются, уже на втором месяце обучения можно приступить к работе двумя руками одновременно.

Отдельно следует остановиться на графических работах в альбомах и в тетрадях. Этот вид заданий готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно – смысловую значимость. одним из видов графических заданий является дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания.

Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, а именно: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, нанизывание колец на тесьму, перебор крупы.

Таким образом, в процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений) у детей с ЗПР совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки контроля и планирования целостного действия.

Литература:

1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002 - 64 с.

2. Дети с задержкой психического развития/Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М., 1984.

3. Шевченко С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития. Пособие для учителя. – М., 1994.