Проект "Пластилиновая радуга"
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Баранова Татьяна Николаевна

«Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt2_baranovoy_t._n.doc55.5 КБ
Файл statya_plastilin._na_sayt.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Название проекта: «Пластилиновая радуга»

Тема: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Авторы проекта:

Воспитатель д/с № 65 Баранова Т. Н.

Зам. зав по ВМР. д/с № 65 Кокоткина О. В.

Участники:

Музыкальный руководитель д/с № 65 Сорокина Г. Е.

Учитель- логопед д/с № 65 Губа Т. В.

Дети и родители старшей группы д/с № 65

Вид проекта: инновационный

Срок реализации: 2012-2013 гг.

Противоречия:

  1. Противоречия между программными требованиями к усвоению уровню развития навыков и умений в изобразительной деятельности  детей старшего школьного возраста и имеющейся проблемой, связанной с недостаточно развитой мелкой моторикой руки.

Проблема: недостаточно развита мелкая моторика у 50% детей старшего возрастной группы.

Актуальность проблемы:

  1. Нормативная база (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования").
  2. Ученые Института физиологи детей и подростков АПН (Л. В. Антакова-Фомина, М. М. Кольцова, Е. И. Есенина) доказали, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Они взаимно влияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. Важность тренировки тонких движений пальцев рук, стимулирующих общее развитие ребенка и особенно его речи, рассматривали Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
  3. Результаты обследования детей показали, что из 24 детей у 12 – наблюдаются проблема недостаточного развитой моторики руки.

Цель:

Развитие мелкой моторики руки средствами нетрадиционной техники – пластилинографии.

Задачи:

  1. Изучить степень разработанности проблемы в психолого-педагогической и методической литературе, изучить практический опыт педагогов города;
  2. Выявить уровень развития мелкой моторики руки, анализируя сформированность навыков и умений детей по изобразительной деятельности до и после реализации проекта;
  3. Внедрить методические разработки, технологии, передовой педагогический опыт программы Лыковой И. А. по использованию пластилинографии.

Предполагаемый результат:

  1. Знание теоретических основ по проблеме развития мелкой моторики руки, готовность применять полученные знания в практической инновационной деятельности;
  2. Показатели уровня развития мелкой моторики руки у детей старшего возраста по итогам реализации проекта будут превышать на 13% от общего количества;
  3. Эффективность внедренной технологии по проблеме развития мелкой моторики руки будет доказана повышением уровня сформированности навыков и умений детей по изобразительной деятельности.

Механизмы реализации целей и задач проекта:

Разработка с педагогическим коллективом и родителями деятельной системы по развитию мелкой моторики на основе внедрения программы И. А. Лыковой «Цветные ладошки» и методических Г. Н. Давыдовой.

Инновационность:

Внедрение технологий Лыковой И. А. «Цветные ладошки».

I этап – подготовительный.

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы (ФГТ и СанПиНы).

Изучение инновационного опыта педагогов МБДОУ д/с №63 по разработке инновационных проектов.

Анализ программ и технологий И. А. Лыковой, изучение индивидуальных возможностей детей по проблеме развития мелкой моторики руки.

Знание перечисленных документов.

Готовность к применению.

Создание банка данных по проблеме

2.

Модернизация развивающей среды по проблеме.

Дизайн-проект среды, изготовление наглядного материала (изготовление схем, таблиц плакатов, наглядных пособий).

3.

Участие в городском конкурсе рисунков ко Дню защиты детей.

Участие, победа, изготовление презентации.

4.

Выявление уровня развития мелкой моторки детей с помощью скрининг-программы (Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 3.07.00 № 241 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»).

Диаграмма, протоколы, записи.

5.

Разработка системы (конспектов непосредственно образовательной деятельности, модели взаимодействия с родителями, план работы кружковой деятельности).

Модель кружковой работы, конспекты занятий.

II этап – практический.

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Создание системы мероприятий:

  • разработка конспектов;
  • проведение еженедельных занятий;
  • проектирование интерактивных форм работы с родителями;
  • изменение развивающей среды в соответствии с реализуемым проектом;
  • участие в городском конкурсе рисунков ко Дню защиты детей;
  • разработка плана кружковой деятельности.

Система мероприятий:

  • внедрение конспектов в практику;
  • постепенное повышение уровня развития мелкой моторики;
  • интерактивная работа с родителями;
  • изменение развивающей среды;
  • победа, участие, изготовление презентации.
  • работа кружка.

III этап – заключительный.

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Выявление уровня развития детей.

Динамика развития детей.

2.

Анализ внедренной технологии.

Эффективность внедренной технологии по проблеме развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста доказано повышением уровня развития детей.

3.

Выставка детских работ и создание презентации по итогам реализации инновационного проекта.

Выставка, презентация.

Список литературы:

  1. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» /(Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И. Гризик и др.; сост. Т.Н.Доронова). – М.: Просвещение, 2006. – 191с.
  2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – М.: 2008.
  3. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М.: 1999.
  4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной         деятельности в детском саду: Кн для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  5. Комарова Т.С. Интеграция в эстетическом воспитании детей. // Детский сад от А до Я. 2004. №6.
  6. Лыкова И.А., ВасюковаН.Е. Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература. СКАЗКА – М.: Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «Сфера», 2009. – 144с.
  7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, бучения и развития детей 2-7 лет «Цветные лодошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с.
  8. Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Библиотека Воспитателя) (4).
  9. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека Воспитателя) (8).
  10. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Библиотека Воспитателя) (2).



Предварительный просмотр:

Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

         Изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытым и способным  выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу - такими качествами должны овладевать сегодняшние школьники и дошкольники в целях опережающего развития современного общества.    

             Творческая доминанта образования базируется на мощной гуманистической традиции. Основополагающий принцип гуманистической педагогики определил поиск методов и средств, позволяющих обеспечить социализацию каждого ребенка как неповторимой личности. На принципе созидательного, творческого отношения к действительности базируется воспитательная традиция.

               Сегодня творчество, как процесс рождения нового, ярко входит во все сферы нашей жизни. Оно включает в себя познание и открытие, труд и общение, игру и благотворительность, все то, что позволяет ребенку найти себя, объединиться со сверстниками, сформировать потребность в творчестве.

              Дошкольный возраст – это период для становления способностей ребенка: воображения, общения, самоорганизации, которые создают основу для формирования системы компетенций, необходимых для обучения в школе. Известно, что дошкольный период наиболее благоприятен для овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими. Известный психолог Г. Г. Кравцова рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности и таких ее качеств, как самостоятельность, инициатива, активность. Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. От сфомированности этих качеств будет зависеть успех обучения и желание посещать школу. Одним из важных и определяющих развитие творческой личности в педагогическом процессе является художественно – эстетическое воспитание. Именно это направление помогает ребенку раскрывать себя наиболее полно, создает условия для динамики творческого роста и познания мира во всех его красках, содействует развитию творческого воображения и фантазии ребенка.

         Одним из разделов художественно- эстетического направления является изобразительная деятельность, в которой заключается большой потенциал для раскрытия детского творчества, способностей и влияет на эмоциональное состояние детей. А.А.Волкова писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы воспитываем и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей».

           Изобразительная деятельность всегда для ребенка интересна и увлекательна, так как в ней ребенок имеет возможность передавать свои впечатления об окружающей действительности с помощью разнообразных средств: карандаша, красок, пластилина. Этот процесс вызывает у него чувство радости,  удивления, гордости от полученных результатов. Изобразительная деятельность имеет большое значение в развитии мелкой моторики кистей рук.

              Изобразительное творчество дошкольника – это, прежде всего «деятельность», в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Исследовательница детского изобразительного творчества Н.П.Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда». Творческая личность создает нечто субъективно новое в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны, но субъективная ценность, как средство творческого роста значима не только для конкретного ребенка, но и для общества.

             В качестве эффективного средства для успешного раскрытия творческого потенциала ребенка мною была выбрана пластилинография, в которой заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, влияющие на формирование и развитие художественно- эстетического и образно – пространственного восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

              Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Н.Б.Халезова, Б.Б.Косминская, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, А.И.Савенков, О.В.Григорьева и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.

              Процесс рисования пластилином вовлекает  в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы как внимание, память, мышление, воображение, речь. Практика пластилинографии требует высокого уровня интеллектуальных, изобразительных и эмоциональных знаний, умений, навыков. При этом она доступна  детям  различной степени одаренности, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук и биологически активных точек. Чем глубже познается этот вид изобразительного творчества, тем больше радости он приносит детям.

            В процессе знакомства с пластилинографией и овладения ею у детей дошкольного возраста развиваются внимание, наблюдательность, восприятие (зрительное, слуховое, осязательное), совершенствуется память (образная, словесно- логическая, осязательная, двигательная), мышление, воображение, фантазия.

              Исходя из выше изложенного мною была определена цель:

создание условий для развития творческих способностей у детей посредством пластилинографии.  

              Для достижения данной цели  я поставила  следующие задачи:

1. Для формирования умения передавать в рисунке, свои впечатления от окружающей действительности:

• Развивать художественное восприятие жизни;

• Уточнять представления об окружающем мире;

• Вырабатывать умение отображать в рисунке предметы сложной формы;

• Развивать творческие способности.

2. Для приобретения изобразительного мастерства:

• Развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета;

• Развивать основы цветовосприятия;

• Научить применять основные приемы композиции (ритм, симметрия, цвет);

• Учить использовать средства художественной выразительности;

3. Для развития технических навыков:

• Упражнять в использовании разнообразных приемов работы с пластилином:  раскатывания, сплющивания, оттягивания, накладывания кусочков пластилина на поверхность и растягивания, размазывания в разных направлениях; плотное соединение частей путем примазывания частей друг к другу;

• Развивать умение смешивать пластилин разного цвета для получения новых цветов и оттенков;

• Помочь освоить технику «вливания» одного цвета в другой;

Помочь овладеть навыками работы с различными изоматериалами и инструментами: цветной пластилин, стеки, гуашь, акварель, палитра, кисти и др.;

4. Для развития эмоциональной отзывчивости к прекрасному:

• Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;

• Знакомить с различными жанрами изобразительного искусства;

• Знакомить с произведениями мастеров живописи, графики, скульптуры;

• Развивать художественно – эстетический вкус.

           Организуя работу  занятий с детьми составила план кружковой деятельности, изготовила схемы, наглядные пособия, изучила индивидуальные возможности детей. Содержание занятий определила в зависимости от усвоения материала детьми, индивидуальных интересов и потребностей. В процессе занятий мною замечено, что способности, проявляющиеся в этом виде деятельности, качественно влияют на развитие других способностей. У ребенка появляются черты, характеризующие его как творца. Это – проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения стоящих перед ним задач, использование различных видов преобразований.  Мониторинг, проведенный в начале и в конце учебного года по выявлению знаний, умений, навыков и способностей  показал динамику в развитии творческих способностей детей.

              Л.С.Выготский говорил, что «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

           

Список литературы:

  1. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» /(Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И. Гризик и др.; сост. Т.Н.Доронова). – М.: Просвещение, 2006. – 191с.
  2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – М.: 2008.
  3. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М.: 1999.
  4. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 1984. – 120с.
  5. Комарова Т.С. Интеграция в эстетическом воспитании детей. // Детский сад от А до Я. 2004. №6.
  6. Лыкова И.А., ВасюковаН.Е. Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература. СКАЗКА – М.: Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «Сфера», 2009. – 144с.
  7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, бучения и развития детей 2-7 лет «Цветные лодошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с.
  8. Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Библиотека Воспитателя) (4).
  9. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека Воспитателя) (8).
  10. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Библиотека Воспитателя) (2).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: ознакомление с цветами радуги; "Радуга - дуга"

С помощью этой презентации изучается и закрепляется материал по ознакомлению детей с цветами радуги. А творческий педагог сможет ее применить и на других НОД....

презентация "Наша Радуга" или как мы лепили из теста радугу.

Презентация может быть полезна в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Этот материал так же может пригодиться при работе на интерактивной доске. В интересной и доступной форме можн...

Познавательно - творческий проект «Радуга-дуга». Ознакомление дошкольников с природным явлением – радугой, ее цветовым спектром.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад  №52 «Лукоморье»    Автор проекта: Орлова Екатерина Александровна, воспитатель высшей категории. Ср...

ПРОЕКТ «Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?»

В данном проекте через исследовательскую деятельность планируется показать, что радугу можно сделать и в домашних условиях.Проектом предусмотрен объект исследования, радуга, предметом деятельности явл...

Познавательно-исследовательский проект "Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?"

Окружающий нас мир всегда таит в себе много неразгаданных тайн. Каждому из нас приходилось видеть радугу. Это великолепное красочное зрелище на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.Радуга ...

Проект по развитию речи «Цвета Радуги» (во второй младшей группе «Радуга»)

АкАктуальность: Восприятие цвета происходит при помощи зрительной ориентировки. Знакомство детей с цветом происходит в процессе непосредственного восприятия цвета в связи с предметами окружающего мира...

«Воспитание «Радугой» Внедрение в практику работы ОУ Примерной Образовательной Программы дошкольного образования «Радуга»

laquo;Воспитание «Радугой»Внедрение в практику работы ОУПримерной Образовательной Программыдошкольного образования «Радуга»...