Главные вкладки

    Проект "Пластилиновая радуга"
    методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

    Баранова Татьяна Николаевна

    «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt2_baranovoy_t._n.doc55.5 КБ
    Файл statya_plastilin._na_sayt.docx32.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Паспорт проекта

    Название проекта: «Пластилиновая радуга»

    Тема: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

    Авторы проекта:

    Воспитатель д/с № 65 Баранова Т. Н.

    Зам. зав по ВМР. д/с № 65 Кокоткина О. В.

    Участники:

    Музыкальный руководитель д/с № 65 Сорокина Г. Е.

    Учитель- логопед д/с № 65 Губа Т. В.

    Дети и родители старшей группы д/с № 65

    Вид проекта: инновационный

    Срок реализации: 2012-2013 гг.

    Противоречия:

    1. Противоречия между программными требованиями к усвоению уровню развития навыков и умений в изобразительной деятельности  детей старшего школьного возраста и имеющейся проблемой, связанной с недостаточно развитой мелкой моторикой руки.

    Проблема: недостаточно развита мелкая моторика у 50% детей старшего возрастной группы.

    Актуальность проблемы:

    1. Нормативная база (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования").
    2. Ученые Института физиологи детей и подростков АПН (Л. В. Антакова-Фомина, М. М. Кольцова, Е. И. Есенина) доказали, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Они взаимно влияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. Важность тренировки тонких движений пальцев рук, стимулирующих общее развитие ребенка и особенно его речи, рассматривали Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
    3. Результаты обследования детей показали, что из 24 детей у 12 – наблюдаются проблема недостаточного развитой моторики руки.

    Цель:

    Развитие мелкой моторики руки средствами нетрадиционной техники – пластилинографии.

    Задачи:

    1. Изучить степень разработанности проблемы в психолого-педагогической и методической литературе, изучить практический опыт педагогов города;
    2. Выявить уровень развития мелкой моторики руки, анализируя сформированность навыков и умений детей по изобразительной деятельности до и после реализации проекта;
    3. Внедрить методические разработки, технологии, передовой педагогический опыт программы Лыковой И. А. по использованию пластилинографии.

    Предполагаемый результат:

    1. Знание теоретических основ по проблеме развития мелкой моторики руки, готовность применять полученные знания в практической инновационной деятельности;
    2. Показатели уровня развития мелкой моторики руки у детей старшего возраста по итогам реализации проекта будут превышать на 13% от общего количества;
    3. Эффективность внедренной технологии по проблеме развития мелкой моторики руки будет доказана повышением уровня сформированности навыков и умений детей по изобразительной деятельности.

    Механизмы реализации целей и задач проекта:

    Разработка с педагогическим коллективом и родителями деятельной системы по развитию мелкой моторики на основе внедрения программы И. А. Лыковой «Цветные ладошки» и методических Г. Н. Давыдовой.

    Инновационность:

    Внедрение технологий Лыковой И. А. «Цветные ладошки».

    I этап – подготовительный.

    Содержание деятельности

    Предполагаемый результат

    1.

    Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы (ФГТ и СанПиНы).

    Изучение инновационного опыта педагогов МБДОУ д/с №63 по разработке инновационных проектов.

    Анализ программ и технологий И. А. Лыковой, изучение индивидуальных возможностей детей по проблеме развития мелкой моторики руки.

    Знание перечисленных документов.

    Готовность к применению.

    Создание банка данных по проблеме

    2.

    Модернизация развивающей среды по проблеме.

    Дизайн-проект среды, изготовление наглядного материала (изготовление схем, таблиц плакатов, наглядных пособий).

    3.

    Участие в городском конкурсе рисунков ко Дню защиты детей.

    Участие, победа, изготовление презентации.

    4.

    Выявление уровня развития мелкой моторки детей с помощью скрининг-программы (Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 3.07.00 № 241 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»).

    Диаграмма, протоколы, записи.

    5.

    Разработка системы (конспектов непосредственно образовательной деятельности, модели взаимодействия с родителями, план работы кружковой деятельности).

    Модель кружковой работы, конспекты занятий.

    II этап – практический.

    Содержание деятельности

    Предполагаемый результат

    1.

    Создание системы мероприятий:

    • разработка конспектов;
    • проведение еженедельных занятий;
    • проектирование интерактивных форм работы с родителями;
    • изменение развивающей среды в соответствии с реализуемым проектом;
    • участие в городском конкурсе рисунков ко Дню защиты детей;
    • разработка плана кружковой деятельности.

    Система мероприятий:

    • внедрение конспектов в практику;
    • постепенное повышение уровня развития мелкой моторики;
    • интерактивная работа с родителями;
    • изменение развивающей среды;
    • победа, участие, изготовление презентации.
    • работа кружка.

    III этап – заключительный.

    Содержание деятельности

    Предполагаемый результат

    1.

    Выявление уровня развития детей.

    Динамика развития детей.

    2.

    Анализ внедренной технологии.

    Эффективность внедренной технологии по проблеме развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста доказано повышением уровня развития детей.

    3.

    Выставка детских работ и создание презентации по итогам реализации инновационного проекта.

    Выставка, презентация.

    Список литературы:

    1. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» /(Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И. Гризик и др.; сост. Т.Н.Доронова). – М.: Просвещение, 2006. – 191с.
    2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – М.: 2008.
    3. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М.: 1999.
    4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной         деятельности в детском саду: Кн для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
    5. Комарова Т.С. Интеграция в эстетическом воспитании детей. // Детский сад от А до Я. 2004. №6.
    6. Лыкова И.А., ВасюковаН.Е. Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература. СКАЗКА – М.: Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «Сфера», 2009. – 144с.
    7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, бучения и развития детей 2-7 лет «Цветные лодошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с.
    8. Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Библиотека Воспитателя) (4).
    9. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека Воспитателя) (8).
    10. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Библиотека Воспитателя) (2).



    Предварительный просмотр:

    Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

             Изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытым и способным  выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу - такими качествами должны овладевать сегодняшние школьники и дошкольники в целях опережающего развития современного общества.    

                 Творческая доминанта образования базируется на мощной гуманистической традиции. Основополагающий принцип гуманистической педагогики определил поиск методов и средств, позволяющих обеспечить социализацию каждого ребенка как неповторимой личности. На принципе созидательного, творческого отношения к действительности базируется воспитательная традиция.

                   Сегодня творчество, как процесс рождения нового, ярко входит во все сферы нашей жизни. Оно включает в себя познание и открытие, труд и общение, игру и благотворительность, все то, что позволяет ребенку найти себя, объединиться со сверстниками, сформировать потребность в творчестве.

                  Дошкольный возраст – это период для становления способностей ребенка: воображения, общения, самоорганизации, которые создают основу для формирования системы компетенций, необходимых для обучения в школе. Известно, что дошкольный период наиболее благоприятен для овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими. Известный психолог Г. Г. Кравцова рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности и таких ее качеств, как самостоятельность, инициатива, активность. Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. От сфомированности этих качеств будет зависеть успех обучения и желание посещать школу. Одним из важных и определяющих развитие творческой личности в педагогическом процессе является художественно – эстетическое воспитание. Именно это направление помогает ребенку раскрывать себя наиболее полно, создает условия для динамики творческого роста и познания мира во всех его красках, содействует развитию творческого воображения и фантазии ребенка.

             Одним из разделов художественно- эстетического направления является изобразительная деятельность, в которой заключается большой потенциал для раскрытия детского творчества, способностей и влияет на эмоциональное состояние детей. А.А.Волкова писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы воспитываем и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей».

               Изобразительная деятельность всегда для ребенка интересна и увлекательна, так как в ней ребенок имеет возможность передавать свои впечатления об окружающей действительности с помощью разнообразных средств: карандаша, красок, пластилина. Этот процесс вызывает у него чувство радости,  удивления, гордости от полученных результатов. Изобразительная деятельность имеет большое значение в развитии мелкой моторики кистей рук.

                  Изобразительное творчество дошкольника – это, прежде всего «деятельность», в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Исследовательница детского изобразительного творчества Н.П.Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда». Творческая личность создает нечто субъективно новое в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны, но субъективная ценность, как средство творческого роста значима не только для конкретного ребенка, но и для общества.

                 В качестве эффективного средства для успешного раскрытия творческого потенциала ребенка мною была выбрана пластилинография, в которой заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, влияющие на формирование и развитие художественно- эстетического и образно – пространственного восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

                  Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Н.Б.Халезова, Б.Б.Косминская, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, А.И.Савенков, О.В.Григорьева и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.

                  Процесс рисования пластилином вовлекает  в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы как внимание, память, мышление, воображение, речь. Практика пластилинографии требует высокого уровня интеллектуальных, изобразительных и эмоциональных знаний, умений, навыков. При этом она доступна  детям  различной степени одаренности, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук и биологически активных точек. Чем глубже познается этот вид изобразительного творчества, тем больше радости он приносит детям.

                В процессе знакомства с пластилинографией и овладения ею у детей дошкольного возраста развиваются внимание, наблюдательность, восприятие (зрительное, слуховое, осязательное), совершенствуется память (образная, словесно- логическая, осязательная, двигательная), мышление, воображение, фантазия.

                  Исходя из выше изложенного мною была определена цель:

    создание условий для развития творческих способностей у детей посредством пластилинографии.  

                  Для достижения данной цели  я поставила  следующие задачи:

    1. Для формирования умения передавать в рисунке, свои впечатления от окружающей действительности:

    • Развивать художественное восприятие жизни;

    • Уточнять представления об окружающем мире;

    • Вырабатывать умение отображать в рисунке предметы сложной формы;

    • Развивать творческие способности.

    2. Для приобретения изобразительного мастерства:

    • Развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета;

    • Развивать основы цветовосприятия;

    • Научить применять основные приемы композиции (ритм, симметрия, цвет);

    • Учить использовать средства художественной выразительности;

    3. Для развития технических навыков:

    • Упражнять в использовании разнообразных приемов работы с пластилином:  раскатывания, сплющивания, оттягивания, накладывания кусочков пластилина на поверхность и растягивания, размазывания в разных направлениях; плотное соединение частей путем примазывания частей друг к другу;

    • Развивать умение смешивать пластилин разного цвета для получения новых цветов и оттенков;

    • Помочь освоить технику «вливания» одного цвета в другой;

    Помочь овладеть навыками работы с различными изоматериалами и инструментами: цветной пластилин, стеки, гуашь, акварель, палитра, кисти и др.;

    4. Для развития эмоциональной отзывчивости к прекрасному:

    • Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;

    • Знакомить с различными жанрами изобразительного искусства;

    • Знакомить с произведениями мастеров живописи, графики, скульптуры;

    • Развивать художественно – эстетический вкус.

               Организуя работу  занятий с детьми составила план кружковой деятельности, изготовила схемы, наглядные пособия, изучила индивидуальные возможности детей. Содержание занятий определила в зависимости от усвоения материала детьми, индивидуальных интересов и потребностей. В процессе занятий мною замечено, что способности, проявляющиеся в этом виде деятельности, качественно влияют на развитие других способностей. У ребенка появляются черты, характеризующие его как творца. Это – проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения стоящих перед ним задач, использование различных видов преобразований.  Мониторинг, проведенный в начале и в конце учебного года по выявлению знаний, умений, навыков и способностей  показал динамику в развитии творческих способностей детей.

                  Л.С.Выготский говорил, что «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

               

    Список литературы:

    1. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» /(Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И. Гризик и др.; сост. Т.Н.Доронова). – М.: Просвещение, 2006. – 191с.
    2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – М.: 2008.
    3. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М.: 1999.
    4. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 1984. – 120с.
    5. Комарова Т.С. Интеграция в эстетическом воспитании детей. // Детский сад от А до Я. 2004. №6.
    6. Лыкова И.А., ВасюковаН.Е. Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература. СКАЗКА – М.: Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «Сфера», 2009. – 144с.
    7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, бучения и развития детей 2-7 лет «Цветные лодошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с.
    8. Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Библиотека Воспитателя) (4).
    9. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека Воспитателя) (8).
    10. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Библиотека Воспитателя) (2).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии

    В последние годы широкое применение получило использование  методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...

    Занятие по математике. Группа "Радуга"2011г.

    Занятие по математике по сказке "Гуси - лебеди", подготовительная группа....

    Презентация: ознакомление с цветами радуги; "Радуга - дуга"

    С помощью этой презентации изучается и закрепляется материал по ознакомлению детей с цветами радуги. А творческий педагог сможет ее применить и на других НОД....

    презентация "Наша Радуга" или как мы лепили из теста радугу.

    Презентация может быть полезна в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Этот материал так же может пригодиться при работе на интерактивной доске. В интересной и доступной форме можн...

    Познавательно - творческий проект «Радуга-дуга». Ознакомление дошкольников с природным явлением – радугой, ее цветовым спектром.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад  №52 «Лукоморье»    Автор проекта: Орлова Екатерина Александровна, воспитатель высшей категории. Ср...

    ПРОЕКТ «Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?»

    В данном проекте через исследовательскую деятельность планируется показать, что радугу можно сделать и в домашних условиях.Проектом предусмотрен объект исследования, радуга, предметом деятельности явл...

    Познавательно-исследовательский проект "Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?"

    Окружающий нас мир всегда таит в себе много неразгаданных тайн. Каждому из нас приходилось видеть радугу. Это великолепное красочное зрелище на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.Радуга ...