«Воспитание «Радугой» Внедрение в практику работы ОУ Примерной Образовательной Программы дошкольного образования «Радуга»
методическая разработка

Шемис Александра Иосифовна

 «Воспитание «Радугой»

Внедрение в практику работы ОУ

Примерной Образовательной Программы

дошкольного образования «Радуга»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshiy_detskiy_sad_referat.docx148.69 КБ

Предварительный просмотр:

 «Воспитание «Радугой»

Внедрение в практику работы ОУ

Примерной Образовательной Программы

дошкольного образования «Радуга»

Аннотация

В данной работе представлена Примерная Образовательная Программа «Радуга», как одно из средств составления Основной Образовательной Программы, уникальной для каждого дошкольного учреждения.

Особое внимание акцентируется на том, что дошкольное детство отличается от других уровней тем, что ребёнок может развиваться в своём собственном темпе. Ребёнок никому ничего не должен. Для детей в дошкольный период главное неполучение багажа учебных знаний, а становление фундаментальных человеческих способностей - общительности, инициативности. Такие способности могут развиваться только в процессе самостоятельной деятельности.

В работе изложены взгляды педагогов на развитие индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка о психологическом комфорте детей, о вариативности образования, об образовании, осуществляемом                          в процессе организации различных видов детской деятельности.

В работе аргументируется эффективность внедрения Программы «Радуга»      в практику работы образовательного учреждения.

В связи с этим, в работе отмечается, что в учреждении реализовывается принцип поддержки разнообразия детства, сохранение уникальности                               и самоценности детства, понимание детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий.

А также отмечается, что реализуется личностно развивающий                                             и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей, реализация Программы происходит в форме игры, познавательной, исследовательской и конструктивной деятельности.

Содержание

  1. Введение
  2. Обоснование выбора Примерной Образовательной Программы
  3. Новизна
  4. Цели, задачи и принципы работы
  5. Этапы и организация внедрения Примерной Образовательной Программы «Радуга»
  6. Нормативная база
  7. Система работы с педагогами
  8. Материально-техническое оснащение
  9. Система оценки
  10. Работа с детьми
  11. Взаимодействие с семьями
  12. Выводы
  13. Особое мнение
  14. Список используемой литературы

«Учитель жив, пока он учится.

Когда он перестает учиться,

 в нем умирает учитель»

К.Д.Ушинский

Введение

       В связи с тем, что дошкольное образование стало полноценным уровнем системы образования Российской Федерации, необходимым условием деятельности дошкольных организаций становится освоения новых целевых ориентиров воспитательно-образовательного процесса, развитие                                        и преобразование профессиональных компетентностей педагогических работников.

       В этот период у педагогов возникают определённые личностные проблемы и трудности, связанные с традиционным подходом                                                   к профессии, неготовностью к смене привычной модели поведения, консервативностью мышления, неготовностью педагогов                             по иному организовывать детскую деятельность. В преодолении этих трудностей большую роль играет примерная образовательная программа, на основе которой написана Программа конкретного дошкольного учреждения.

      Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного Образования имеет свою специфику дошкольного детства. И говорит нам о том, что дошкольное детство отличается от других уровней тем, что ребёнок может развиваться в своём собственном темпе. Ребёнок никому ничего не должен. Для детей в дошкольный период главное не получение багажа знаний,                               а становление фундаментальных человеческих способностей                                                   - общительности, инициативности. Такие способности могут развиваться только в процессе самостоятельной деятельности. Поэтому стандарт предусматривает в первую очередь предоставление выбора деятельности: игры, конструирование, общение. Мы должны стимулировать детей                                  к саморазвитию. Для этого нужна Программа, в которой говорится                                      о психологическом комфорте детей, о вариативности образования,                                    об образовании, осуществляемом в процессе организации различных видов детской деятельности. Педагогу необходим эффективный «инструмент», легкий и понятный в использовании, направленный на развитие детской индивидуальности, организацию различных видов детской деятельности.

Обоснование выбора Примерной образовательной Программы

Проводя ежегодный анализ деятельности по итогам учебных годов, все чаще педагогами нашего учреждения выделялись следующие проблемы:

- тяжелый период адаптации детей к детскому саду, значительное количество детей неохотно идут в группу, плачут;

- во время образовательного процесса, основная деятельность воспитателя направлена на усвоение всеми детьми группы образовательной задачи                            с помощью определенных методов и приемов, предлагаемых образовательной программой, нет возможности учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка;

- из-за большого количества детей в группе нет возможности строить образовательный процесс с учетом детской инициативы, отталкиваться от запросов и интересов детей;

- из-за плотного графика проведения режимных моментов исчезает возможность поговорить с каждым ребенком, обсудить его планы и проблемы, исчезает атмосфера домашней теплоты и уюта;

- развивающая среда группы, наполняется в основном дидактическими                          и развивающими играми и игрушками, интерес детей к которым воспитатель должен    постоянно поддерживать;

- не все родители интересуются жизнью ребенка в детском саду, проводимые «стандартные» мероприятия стали им не интересны.

Возникла необходимость в изменении Основной образовательной программы. На педагогическом совете были рассмотрены многие, прошедшие экспертизу, примерные образовательные Программы: «Детство», «От рождения до школы», «Тропинки», «Открытия», «Успех» и другие.

        Но наш коллектив искал «программу-конструктор», которая легко адаптировалась под нашу материальную базу и условия функционирования.  Такой программой стала примерная образовательная программа «Радуга».

Коллективом ДОУ были определены преимуществами программы «Радуга»:

  1. Программа «Радуга» полностью методически обеспечена, она задумана и реализована как охватывающая все основные стороны образования детей в условиях детского сада.
  2. Программа предусматривает возможность широкой вариативности условий функционирования.
  3. В Программе «Радуга» показано, как её можно использовать, для любого детского сада, с различной материальной базой, любым количество групп и детей.
  4. Программа поможет педагогам организовать работу по реализации всех образовательных областей, заявленных в Стандарте дошкольного образования, по средствам различных видов детской деятельности.
  5. Программа показывает, как можно максимально эффективно использовать все возможности и ресурсы, которыми располагает дошкольная организация.

Так же педагогами на педагогическом совете были рассмотрены и одобрены преимущества программы выделанные авторами:

       «Радуга» — отечественная программа, отражающая реалии российской культуры, созданная на основе отечественной общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева и реализующая культурно-исторический подход Л. С. Выготского.

         «Радуга» — апробированная на практике надежная программа, располагающая обширным многолетним опытом успешного достижения тех целей, которые определены федеральными государственными стандартами.

         «Радуга» — программа социализации ребенка дошкольного возраста, в которой реализованы на практике идеи формирования комфортного развивающего сообщества сверстников.

         «Радуга» — развивающая программа нового поколения, реализующая индивидуальный потенциал каждого воспитанника и обеспечивающая системную подготовку ребенка к последующей ступени образования.

         «Радуга» — программа, адресованная массовому детскому саду.

                   Таким образом было принято решение: представленные                                      в содержательном разделе Примерной Образовательной Программы «Радуга» цели и задачи по возрастным группам, взять за основу для составления обязательной части, Основной Образовательной Программы ГБДОУ детского сада № 72 Красносельского района СПб.

Новизна

         В 1989 г. по заказу Министерства просвещения РСФСР была разработана программа «Радуга». Авторский коллектив возглавила кандидат педагогических наук Т. Н. Доронова. Программа была предназначена для воспитания и обучения детей от двух до семи лет.

      Программа «Радуга» нам давно известна, но с изменениями законодательства полностью обновилась и программа. Коллективом нашего учреждения были отмечены изменения в новой редакции Программы:

  • Программа разработана на основе ФГОС дошкольного образования, авторы Программы «Радуга» используя многолетний продуктивный опыт, создали программу, как психологически ориентированную, основанную                         на принципах стандарта, что даст возможность учреждению привести образовательную деятельность в соответствие со ФГОС ДО.
  • Новая Программа «Радуга» предназначенная для работы с детьми от                    2 месяцев до 8 лет, что дает возможность составить систему работы консультативного центра, для родителей, выбравших для своих детей форму семейного образования, а так же системное размещение образовательных материалов в отдаленном доступе, как для родителей (законных представителей) так и для педагогов.
  •  Новым в программе стало то, что она реализует принципы полноценного проживания ребёнком дошкольного периода детства, индивидуализации образовательного процесса, поддержки детской инициативы в различных видах деятельности, следуя положениям Стандарта дошкольного образования.
  • Программа в новой редакции направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности;
  • Новая редакция Программы предусматривает создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Цели, задачи и принципы работы

Цель: Приведение содержания образовательной деятельности ГБДОУ детского сада № 72 Красносельского района СП в соответствие с ФГОС ДО, путем внедрения в практику работы Примерной Образовательной Программы «Радуга».

Задачи:

  1. Изучить особенности Примерной Образовательной Программы дошкольного образования «Радуга»;
  2. Выделить организационно-педагогические и психологические условия внедрения образовательной программы в практику дошкольного образовательного учреждения;
  3. Обеспечить теоретическую и психологическую готовность педагогических кадров к внедрению в практику работу ДОУ Примерной Образовательной Программы дошкольного образования «Радуга»;
  4. Конкретизировать содержание Программы;
  5. Разработать необходимую документацию;
  6. Распределить функции между участниками внедрения;
  7. Обеспечить методическое и дидактическое оснащение программы;
  8. Разработать систему контроля и оценки по реализации каждого этапа внедрения Примерной Образовательной Программы дошкольного образования «Радуга» в практику работы ГБДОУ детского сада № 72 Красносельского района СПб

Принципы:

  1. Принцип системности – ориентирует на системный подход к поиску решения выявленных проблем и разработке эффективных механизмов деятельности с учётом интересов всех субъектов образовательной практики.
  2. Поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности                                    и самоценности детства, как важного этапа жизни человека.
  3. Принцип открытости – предполагает обеспечение доступности                             и достоверности информации, связанной с условиями, результатами                     и действиями ОУ.
  4. Принцип сотрудничества – предусматривает системное взаимодействие образовательного учреждения и социальных партнёров.

Этапы и организация внедрения

Примерной Образовательной Программы «Радуга»

Для эффективного внедрения новой примерной образовательной программы в практику работы ДОУ были намечены следующие два организационных этапа:

Подготовительный. Цель: создание организационно- методических условий.

Основной. Цель: реализация основных задач, принципов и технологий Программы «Радуга» в практической работе педагогического коллектива ДОУ.

Нормативная база

Проанализировав Примерную образовательную программу дошкольного образования «Радуга» педагогами нашего учреждения был выделен ряд существенных отличий данной Программы от Примерной Образовательной Программы «От рождения до школы», на основе которой была составлена Образовательная Программа нашего ДОУ.          

Эти отличия не позволяли введение Программы «Радуга» для тех детей, которые уже начали обучение по программе, основанной на примерной «От рождения до школы». По этому на педагогическом совете было принято решение постепенного ежегодного введения изменений в Основную Образовательную Программу ГБДОУ детского сада № 72 Красносельского района СПб, начиная с раннего возраста.

На педагогическом совете была создана творческая группа по внедрению Примерной Образовательной Программы «Радуга» в ДОУ, утверждено Положение о творческих группах ГБДОУ детского сада № 72 Красносельского района СПб. В соответствии с Положением членами творческой группы был разработан план действий и утвержден Приказом заведующего.

Поскольку большое значение в программе придается созданию предметно-пространственной развивающей среды группы, для развития  самостоятельной познавательной и продуктивной деятельности детей, было принято решение внести изменения в Положение о планировании и ввести раздел «Развивающая среда». Это позволило ежемесячно анализировать пополнение предметно-пространственной развивающей среды и составить систему ее оснащения, соответствующую Программе.

Так же ежегодно, начиная с раннего возраста в Рабочую Программу педагогов вносились изменения, поскольку Программа «Радуга» предполагает возможность уходить от традиционных форм проведения образовательной деятельности, и программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым в зависимости и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей. Так же Программа не предусматривает жестких тематических недель, что позволяет углубиться в интересующую детей тему и исходить от их интересов и желаний.

Однако, так же было принято решение, пока все учреждение не перейдет на Программу «Радуга», не изменять целиком систему действующего планирования, а за это время разработать новую систему, соответствующую требованиям Программы.

Система работы с педагогами

       При внедрении новой программы не все педагоги готовы к ее успешной реализации. В первую очередь это связано с тем, что 20% педагогов нашего учреждения имеют стаж работы более 10 лет. Все это время они реализовывали Программу «От рождения до школы», и смена программы для них волнительна. При том, что они понимают необходимость данных действий, но новое настораживает их.

        В нашем учреждении была проведена оценка восприимчивости педагогов к новшествам и определен коэффициент инноваций каждого педагога. Опираясь на полученные данные определились педагоги творческой группы                     и слабо мотивированные на внедрение новой Программы педагоги.

        По этой творческой группе был разработан ряд мероприятий, направленных на более подробное ознакомление с Программой «Радуга»,                      а также мероприятия, направленные на обмен положительным опытом работы по данной Программе, так как позитивные результаты меняют отношение людей к новшеству.

Была разработана «Система шефской работы». Поскольку Примерная Образовательная Программа «Радуга» вводилась в учреждении постепенно, педагоги, «погруженные» в Программу делились своими положительными результатами с теми педагогами, которым еще это предстоит. Они рассказывали о изменении в поведении детей, отношении родителей, пополнение развивающей среды. Педагогами была разработана система ежемесячных «шефских» встреч. Видя положительный результат коллег, их заинтересованность, положительный отклик на работу в Программе, мотивационная готовность к внедрению Программы «Радуга» повысилась.

      Большую роль в повышении мотивационной готовности педагогов сыграло взаимодействие с издательством «Просвещение». На консультациях                                   и педагогических советах мы просматривали видеоролики, созданные авторами Программы «Радуга», участвовали в вебинарах, круглых столах, проводимых методистами издательства. У педагогов была возможность самостоятельно просматривать видеоролики не только по организации образовательной деятельности по образовательным областям, но и совместной деятельности с детьми и организации самостоятельной деятельности детей.

Материально-техническое оснащение

     При подготовке к внедрению в практику работы нашего ДОУ Примерной Образовательной Программы «Радуга», встал вопрос о приобретении методического обеспечения. По программе издан комплект пособий, включающий в себя 5 руководств по воспитанию, образованию и развитию детей в каждой возрастной группе, 4 пособия с методическими рекомендациями по проведению различных занятий, а также 14 пособий для детей по всем основным направлениям развития: познавательное развитие, формирование элементарных математических представлений, речевое развитие, знакомство с изобразительным искусством, конструирование, художественный труд. Все пособия рекомендованы Министерством образования РФ. С помощью издательства «Просвещение», ИМЦ Красносельского района мы приобрели необходимую методическую                                и учебную литературу. Методическую литературу по видам деятельности можно сложить в одну папку, в зависимости от возраста, и в последствии, при работе с методическим комплексом педагоги отмечают что это очень удобно.

В Программе «Радуга» четко соблюдена взаимосвязь между эффективностью образовательного процесса, созданием развивающей среды    и традициями группы.

Организация развивающей среды необходима для освоения педагогами технологий программы, направленных, как на содействие развитию детской деятельности, сознания, личности, так и на усвоение обязательных знаний, умений, норм, правил и т.п.

Педагогами нашего учреждения были отмечены кардинальные изменения образовательного пространства. На «Шефских встречах!» педагоги делились идеями методических пособий, проводили мастер-классы по их изготовлению, обсуждали работу с детьми по технологиям, предложенным авторами Программы.

«Гора самоцветов»

Это панно с заданными контурами, для различения оттенков спектра детьми. Дети заполняют панно вместе с воспитателем, используя различные средства и материалы. Работу с «Горой самоцветов» педагоги организуют, привлекая             к ней детей индивидуально или малыми подгруппами. Из конфетных фантиков, фольги, цветной бумаги и ткани дети вырезают фрагменты                              и приклеивают в соответствующие места панно. Родители и сотрудники детского сада, заходя в группу, отмечают красоту этой коллективной работы, подчеркивая выразительность цветового решения и особый эффект «сияния» горы, который достигается за счет использования разных материалов и их расположения                   в соответствии с цветами спектра.

Числовой фриз и «Живые цифры»

Числовой фриз – коллективно созданное панно на одну четвёртую часть ватмана, на котором размещается изученная цифра, а вокруг неё дети наклеивают фотографии, картинки, дающие представления об это числе.

Данная работа проходит как итог ознакомления с цифрой и числом, для закрепления детьми цифрового обозначение числа и качественной его характеристики.

Математический театр

По методике, предложенной Е.В. Соловьевой наши педагоги знакомят детей с числами первого десятка с использованием приема одушевления: театрализация историй-мифов о числах.

Числа являются перед детьми в образе мужских (нечетные) и женских (четные) персонажей с разным характером. Все персонажи являются содержательными и рассказывают о себе интересные истории. Их костюмы                и образы отражают конкретное число.

Дерево «Копилка слов»

«Чудо - дерево» - представляет из себя дидактическое пособие, из экологически чистого материала – дерева, размером 65:55 см.

Данное пособие является сочетанием дидактической задачи, реализацией речевых возможностей, визуализацией конкретных образов, допустимости манипуляций с этими образами.

Слова такие разные! Длинные и короткие, сладкие и кислые, пушистые                           и острые… Какие слова сегодня вырастут на «Чудо-Дереве»?

Полочка красоты

«Полочка красоты» не простая, а волшебная! На ней появляются очень красивые предметы и вновь исчезают. Кто первый из детей заметит на полочке новое, тот может первым рассмотреть этот предмет. Можно и положить свой красивый предмет на «Полочку красоты»

Система оценки

В соответствии с распоряжением комитета по образованию от 05.07.2019                 № 1994-р «Об утверждении примерных показателей и критериев эффективности деятельности педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт – Петербурга», были внесены изменения в Положение об оплате труда и эффективности работы педагогического состава ДОУ. Это позволило стимулировать педагогов                            к эффективному внедрению Программы.

Система оценки внедрения Примерной Образовательной Программы «Радуга» в практику работы ДОУ была построена на:

  • Мониторинге качества реализации Программы к концу учебного года;
  • Портфолио педагогов, так как это инструмент их профессионального роста;
  • Использование педагогами технологий, предлагаемых авторами Программы «Радуга»;
  • Система непрерывного повышения профессиональной компетентности;
  • Участие воспитанников в конкурсах, фестивалях, соревнованиях…
  • Презентация педагогической деятельности за рамками образовательного процесса;
  • Участие в районных, городских и международных проектах, презентация и распространение педагогического опыта.

Опыт по реализации Примерной Образовательной Программы «Радуга» был представлен педагогами нашего ДОУ на:

-  Неделе профессионального роста педагогов Красносельского района;

- Педагогами нашего учреждения был проведен мастер класс на открытой научно-практической конференции «Инновационные практики дошкольного образования» которая проходила в рамках Х Петербургского образовательного форума;

- А также в межсетевом взаимодействии с дошкольными организациями Красносельского района.

Оценка внедрения Программы направлена на:

  • Определение стиля общения воспитателя с детьми;
  • качество используемых демонстрационных и раздаточных материалов;
  • качество созданной в группе развивающей среды, в том числе наличие детских работ по уже пройденным темам;
  • осведомлённость родителей о текущем учебном процессе, уровень включенности родителей в процесс;

Работа с детьми

Одна из важных особенностей работы по Программе это возможность уходить от традиционных форм проведения образовательной деятельности, воспитательных мероприятий, создавать атмосферу, а не настраивать детей на занятия, не ставить перед ними задачи, а просто вызывать у детей желание                     и интерес к определенной деятельности – обучающей, воспитывающей, развивающей. Реализуя Программу занятия можно проводить в разных формах в зависимости от возраста детей, методики проведения занятий по разным видам деятельности построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым в зависимости                        и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей.

Разработчики Программы «Радуга» особое внимание уделяют комфортному пребыванию детей в детском саду и считают, что одним из важных условий психологического комфорта ребенка является наличие единых и понятных для него правил жизни группы.

Педагогами нашего учреждения отмечено, что у ребенка появилась возможность развиваться в разных видах деятельности: создавая гору самоцветов, дети знакомятся с оттенками основных цветов, с помощью художественной деятельности запоминают буквы, а новые слова помещают                  в копилку слов, разыгрывая сказки в математическом театре познают мир цифр, а мир чисел и форм закрепляется с помощью математических фризов. Теперь образовательных процесс в нашем учреждении строится иначе. Мы используем инновационные, креативные технологии в разных видах детской деятельности делая ставку на развитие индивидуальности                                                          и самостоятельности каждого ребенка.

Из рассказа воспитателя Чебриковой Ольги Анатольевны:

  • «Максим и Артем строили из палочек Кьюзенера схему метро, Леша внимательно смотрел. На следующий день он построил что то, напоминающее паутину.

Ребята спросили, что это, а Леша ответил что это схема метро Токио. Мы посмотрели на интерактивной доске и оказалось правда, очень похоже! Так начался проект «Япония».

Ранний возраст

Авторы Программы обращают внимание педагогов на то, что дети раннего возраста предметы и явления воспринимаются целостно, без выделения частей или отдельных сенсорных свойств (цвета, величины и т. д.). Очень важным, хотя внешне малозаметным, становится появление взаимодействия в работе разных органов чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений, слух                                       и речедвигательные системы — при восприятии и различении речи.

      По этому педагоги нашего учреждения используют приемы предлагаемые авторами Программы направленные на развития слухового восприятия, сенсорного мышления, мелкой моторики.

В группе раннего возраста появляется множество различных сенсорных коробок (коробочки с предметами одинаковыми по цвету, форме,  изготовленные из одинаковых метириалов, одинаковые на ощупь..) и с ними ведется системная работа.

Педагогами отмечена интересная технология для детей раннего возраста «Звучащие мешочки». Это небольшие с ладонь мешочки основных цветов, наполненные разным материалом, внутри «пищалочка». Дети перебирают пальцами содержимое мешочков и нажимают на пищалку. Основные психические процессы — внимание, память, мышление — носят у ребёнка непроизвольный характер. Это означает, что он не может по собственному желанию сосредоточиться или запомнить, а обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается, и т. п.

   Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых в работе с детьми методических приёмов.

Программа Радуга предлагает использовать такие эффективные технологии, как групповые традиции для обеспечения положительного эмоционального благополучия воспитанников и создания в группах спокойных, доброжелательных взаимоотношений, формированию доверительного отношения детей к взрослым.   В разных возрастных группах в течение года организуются свои групповые традиции: «Сеансы», «Подарки», «Сокровищницы» и другие, которые активно внедряют в образовательный процесс педагоги нашего ДОУ. Например:

«Сладкий час»

Педагоги отмечают, что эта одна из самых любимых традиций детей. Из рассказа Ольги Анатольевны (воспитатель):

- Катя и Полина не знали, как украсить стол, и сделали красивую композицию из «Лего», подходящего по цвету к салфеткам, а Алина вспомнила, что Леше нельзя зефир и поставила рядом с ним вазочку с печеньем. Совместное общение, побуждает детей к внимательному и заботливому отношению к друг другу. Традиционно «Сладкий час» проводится по средам, во время полдника.

«Праздники»

      Одна из традиций программы «Радуга», внедряемых в нашем дошкольном учреждении. Праздники проводятся один раз в неделю и бывают разнообразными: «Праздник воздушных шаров», «Праздник мыльных пузырей», «Праздник снежинки». Для детей старшего дошкольного возраста также авторами предложены различные международные праздники: Всемирный день Земли, Всемирный день улыбки, Всемирный день «спасибо». Так как  Программа предусматривает региональный компонент, то педагогами проводятся праздники «День Невы», «Город 400 мостов», «День рождения Красносельского района» и другие.

«День рождения»

Казалось бы, традиционным мероприятием для всех, но Программа «Радуга» предлагает внести в него свою «Изюминку»: единый сценарий, который будет реализовываться при чествовании будет именинника, особые элементы костюма — плащ или корону именинника, специальные красивые столовые приборы, праздничную салфетку на стол, специальный «трон» с высокой спинкой, что с удовольствием реализуют педагоги нашего детского сада, словесные пожелания от детей.

Взаимодействие с семьями

Современный родитель стремится к диалогу, он хочет, чтобы его пожелания по воспитанию ребёнка учитывались, его мнение было услышано, его взгляды были учтены в работе воспитателей. Сделать это нелегко. Построение гармоничного, адекватного взаимодействия с родителями требует много терпения, такта, мудрости.

Педагогами отмечается, что программа предлагает темы для реализации каждого направления работы с родителями, но оставляет место для творчества педагогов по проведению мероприятий.

Авторами Программы «Радуга» отмечается, что основная цель взаимодействия с семьёй — сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

В работе над поставленной целью педагоги нашего учреждения постоянно изучают запросы и потребности семей, повышать психологическую компетентность родителей, помогают родителям общаться с детьми в формах, адекватных их возрасту, убеждают родителей в необходимости соблюдения единого с организацией режима дня для ребёнка, учат родителей разнообразным формам организации досуга с детьми в семье, создают ситуации приятного совместного досуга детей и родителей в группе ДОУ.

Педагоги нашего ДОУ наиболее часто используют такие формы работы с родителями, предложенные авторами программы как: лекции об особенностях ребёнка соответствующего возраста с общими рекомендациями по созданию дома развивающей среды; выдача каждой семье печатной памятки, в которой содержится краткое резюме положений лекции; подбор и размещение соответствующего справочного материала на стенде для родителей; создание библиотечки для родителей, индивидуальные консультации с учётом особенностей каждого ребёнка, семинар-практикум, мастер-классы,  дискуссионные клубы, круглые столы.

Педагогами отмечено, что для повышения педагогической компетентности родителей, и повышение знаний о возрастных особенностях детей, очень эффективна такая форма, предложенная авторами Программы, как ролевые игры. Они направленны на поиск нестандартных и эффективных способов воздействия на ребёнка в различных ситуациях.

Например, педагогами нашего учреждения были разыграны ситуации:

  • «Мы в магазине игрушек. Как избежать детских капризов»,
  •  «Как успокоить гиперактивного ребёнка»,
  • «Как помочь ребёнку преодолеть детские страхи»,
  • «Как наше слово делом отзовётся: что и как мы говорим в присутствии ребёнка»,
  •  «Как правильно наказать шалуна»,
  • «Как создать для ребёнка ситуацию успеха и почему она важна для него»;

Так же для родителей нашего ДОУ стала интересна организация психологических тренингов и родительско-детского общения, тренинги самоконтроля и психоэмоциональной саморегуляции в разных ситуациях.

Положительный отзыв родителей вызывают создание ситуаций приятного совместного досуга с участием семей, привлечение родителей к организации детских праздников, театральных спектаклей, для реализации творческого потенциала семьи: участие в постановке кукольных и драматических спектаклей, в которых роли исполняют родители, и показывают их детям; мастер-классы по прикладному творчеству, выставки совместного творчества детей и родителей, семейные коллекции;

Активное участие  родители принимают в осуществлении творческих и исследовательских семейных проектах.

Педагоги отмечают, что родитель может быть не менее компетентен в вопросах воспитания и обучения ребенка. Родительское партнерство с детским садом, это эффективный инструмент образования детей

Вывод 

Основная образовательная Программа - основа работы учреждения, и от того на основе какой Примерной программы она создана зависит создание прочного индивидуального контакта воспитателей с каждым ребенком, особый стиль поведения детей, определенный микроклимат в детском коллективе и детском саду в целом.

      В Программе «Радуге» большое пространство для творчества воспитателя. Педагог овладевает работой на разных уровнях: развитие деятельности, сознания, личности происходит не только у ребёнка, но и у воспитателя.

       Так же важную роль в выборе Программы оказывает то, что современные родители хотят, чтобы их пожелания в воспитании ребенка учитывались, их мнение было услышано. Программа «Радуга» дает возможность построить партнерские отношения с семьями воспитанников, сделать родителей участниками жизни детей и детского сада.

За это время педагоги научились уходить от традиционных форм проведения образовательной деятельности, создавать атмосферу, а не настраивать детей на занятия, не ставить перед ними задачи, а просто вызывать у детей желание и интерес к определенной деятельности – обучающей, воспитывающей, развивающей. Педагоги смогли переключиться на иную организацию работы с детьми, построенную на детской инициативе, и добрых традициях, в процессе которой научились наблюдать за воспитанниками, делать правильные выводы и продумывать варианты разрешения проблемных ситуаций. Педагоги стали коллективом единомышленников, готовых                                к конструктивному сотрудничеству.

За время реализации программы «Радуга» изменилась предметно-прострнственная развивающая среда детского сада. У детей появилась возможность самим обогащать и наполнять пространство тем, что им нравиться и что им близко.

Педагоги говорят о том, что дети стали более раскрепощенными, креативными, учатся замечать прекрасное во круг себя. Наши дети показывают определённые Стандартам результаты, они готовы к обучению в школе, а пока ребёнок с радостью бежит в детский сад и чувствует себя здесь комфортно!

 Особое мнение

«Учреждению была необходима программа, которая охватывает полный комплекс проблем, связанных с обеспечением здоровья, воспитания, развития и образования детей. Такой Программой для нашего учреждения стала Примерная образовательная программа дошкольного образования «Радуга».»

 

Смирнова У.В., заведующий ГБДОУ детского сада №72

 

«В связи с тем, что дошкольное образование стало полноценным уровнем системы образования Российской Федерации, у педагогов возникают определённые личностные проблемы и трудности, связанные с традиционным подходом к профессии, неготовностью к смене привычной модели поведения, в преодолении этих трудностей большую роль играет примерная образовательная программа, на основе которой написана Программа нашего дошкольного учреждения. Коллектив детского сада искал «программу-конструктор», которая легко адаптировалась под нашу материальную базу                    и условия функционирования. Такой программой стала примерная образовательная программа «Радуга»».

Легкова Е.Л., заместитель

заведующего по образовательной работе

 

 «На мой взгляд, дети благодаря программе, Радуга, становятся более раскрепощенными, креативными, учатся замечать прекрасное вокруг себя. Ребёнок с радостью бежит в детский сад и чувствует себя комфортно!»

Храпова Н.Ю., воспитатель

Учебно-дисциплинарная модель воспитания и обучения в прошлом, векторы поменялись. Программа «Радуга» помогает открывать нам новые формы развития ребенка.

Чебрикова О.А., воспитатель

 

«Мой сын перешел в группу, которая работает по программе «Радуга» год назад, даже за это время он изменился: он стал любознательным, ему все интересно, он увлекся энциклопедиями, перестал стесняться взрослых, может свободно общаться».

Абдулова Е.О., родитель

Используемая литература и интернет ресурсы:

  1. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 232 с.
  2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования
  3. https://studylib.ru/doc/352835/3.-opyt-raboty-po-vnedreniyu-programmy-raduga

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы должны отвечать требованиям современной государственной образовательной политики РФ, при их разработке, безусло...

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования Опыт работы Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовате...

«Внедрение современных педагогических технологий в практику работы дошкольной образовательной организации в рамках образовательной программы «Вдохновение»

Работа по апробации и внедрению инновационной программы началась в содружестве с детскими садами № 25, 5, 11, 46....

«Модели реализации STEM-образования в практике работы дошкольной образовательной организации»

Теория развития ребенка Ф. Фребеля. Разработал обширную, детальную для его времени, почти законченную систему дошкольного воспитания, основу которой составляла хорошо проработанная дидактика...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА 2020– 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»В ПЕРВОЙ  МЛАДШЕЙ ГРУППЕ  НА 20...