«На ярмарку в Дымково».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Башкина Оксана Валентиновна

Конспект познавательно – продуктивной деятельности в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka_v_dymkovo.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно – продуктивной деятельности в подготовительной группе

«На ярмарку в Дымково».

Составила: воспитатель первой квалификационной категории

Башкина Оксана Валентиновна

Программное содержание.

«Познание» 1. Продолжать работу по ознакомлению детей с дымковской игрушкой.

2. Закрепить представления о процессе изготовления дымковской игрушки.

3. Развивать логическое мышление при разгадывании кроссворда.

«Художественное творчество».

4. Закрепить приемы рисования элементов дымковской росписи.

5. Закрепить умение располагать узор на объемной форме.

6. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета.

«Социализация».

7. Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

8. Воспитывать самостоятельность, творчество.

«Чтение художественной литературы».

9. Закрепить пословицы о труде.

10. Закрепить умение выразительно читать стихи о дымковской игрушке.

«Здоровье»

11. Развивать мелкую моторику рук.

«Музыка».

12. Развивать певческие навыки посредством хороводной игры.

Предварительная работа.

Беседы о Дымковском промысле, чтение стихов, потешек о Дымке, совместная обучающая деятельность, реализация проектной деятельности.

Ход деятельности.

Организационный момент.

«Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся».

- Дети, вы любите путешествовать? Сегодня, я приглашаю в путешествие, а чтобы узнать куда мы отправимся вам нужно отгадать загадку.

Веселая, белая глина

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы

А ну назовите меня!

- Правильно это дымковские игрушки. А где делают дымковские игрушки? (село Дымково). Село Дымково находится на берегу реки Вятка. Скажите, как можно добраться до села Дымково? (ответы детей - на катере, лодке, пароходе, можно переплыть). Прошу детей показать, как едут на лодке, плывут на лодке.

- Вот мы и добрались до села Дымково, но почему – то здесь очень тихо, никто не веселится, наверно что-то произошло! Ребята, игрушки очень напуганы. Когда они готовились к ярмарке в село прилетела Баба- Яга и гуси – лебеди и похитили узоры у самой красивой игрушки. Хотите узнать у какой игрушки? Тогда отгадайте волшебное слово. (предлагаю детям разгадать кроссворд) Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)

4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)

5. Как называется праздник, который проводят в Дымково? (Свистунья)

6. Как называется река, рядом с которой находится Дымково? (Вятка)

- А теперь прочитайте у какой игрушки похитила узор Баба – Яга. Правильно это Барыня.

Физкультминутка «Баба – Яга».

«В лесу темном есть избушка,

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка – Яга живет.

Нос крючком, глаза большие,

Дыбом волосы стоят,

Ух, и страшная какая наша бабушка Яга».

- Дети, что же делать, как помочь жителям Дымково? (ответы детей)

- Правильно, самим стать мастерами – умельцами и нарисовать узор на юбке Барыни. Но сначала давайте вспомним, как изготавливают дымковскую игрушку. (дети рассказывают о последовательности изготовления дымковской игрушки при помощи куклы – алгоритма) .

- Ребята, а ведь наши куклы необычные, из чего мы их сделали? (из пластиковых бутылок). Сейчас мы украсим юбки у наших кукол и они отправятся на ярмарку. Скажите чем можно нарисовать узор?

- кольца и точки – маленькой ватной палочкой.

- круги – пальцем или большой ватной палочкой.

- линии – кистью.

Гимнастика для рук.

- Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.

(дети украшают юбки у кукол, звучит народная музыка) .

-Пока вы работаете, давайте вспомним поговорки о труде.

- Я начну, а вы кончайте хором дружно о отвечайте.

1. Была бы охота (заладится любая работа) .

2. Не будет скуки, (когда заняты руки) .

3. Не даром говорится, (что дело мастера боится) .

4. Кто первый в труде, (тому слава везде) .

5. Каков мастер, (такова и работа) .

(после выполнения работы дети ставят своих кукол на импровизированную улицу)

- Дети, вам понравилось быть мастерами? Какие игрушки у нас получились? (ответы детей) Посмотрите, как весело, красиво стало в Дымково. Можно и ярмарку начинать. Каждый мастер свои игрушки на ярмарке хвалит, надо и нам своих кукол расхвалить.

(дети читают стихи о Дымковской барышне) .

1. Наши руки крендельком

Щеки будто яблоки

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

2. Мы игрушки расписные

Хохотушки вятские.

Щеголихи слободские

Кумушки посадские.

3. С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами.

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

4. Мы игрушки знатные

Складные да ладные

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

- Ярмарка разгорается, интересная игра начинается. Народная игра «Как у нашей Дуни». Дети, понравилось вам в Дымково? А сейчас детвора возвращаться нам пора.

Конспекты НОД по художественному творчеству и лепке «Дымковская барышня из пластиковой бутылки» в старшей группе

Серия конспектов организованной образовательной деятельности интегрированного характера «Сделаем и украсим дымковскую барышню»

(нетрадиционным способом)

Конспект № 1

«Изготовление силуэта барышни из пластиковой бутылки и пластилина»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

• Напомнить детям об известных народных промыслах, уточнить их представления о дымковских игрушках, особенностях и элементах узора;

• Вспомнить разновидности дымковских игрушек, цвета, используемые в узорах.

• Продолжать учить использовать прием размазывания пластилина в лепке для придания объема и выразительности.

• Познакомить с нетрадиционными приемами в изготовлении поделок и ручном труде.

Развивающие задачи:

• Развивать воображение, цветовое восприятие;

• Творческую активность и любознательность.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать аккуратность и умение доводить начатое дело до конца, усидчивость;

• Воспитывать внимательность.

Предварительная работа с детьми:

1. Беседы о народных промыслах, истории их возникновения, особенностях дымковской росписи игрушек;

2. Показ картинок;

3. Чтение художественной литературы

4. Роспись бумажного дымковского олешка, лепка олешка и дымковского козлика из пластилина, роспись бумажной дымковской барышни.

Ход занятия:

1. – Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение:

- Много сказочных мест в России,

Городов у России не счесть.

Возле речки Вятки есть один посёлок,

Окаймлённый лесами уголок весёлый,

Мужики там с древне печи мастерили,

На забаву деткам петушков лепили,

Слобода та в дымке поутру купалась,

И за это Дымковской со стари называлась.

Люди, работающие, в той слободе жили,

С удалью лихие пляски заводили.

Праздник отмечали, жили, не скучали,

Тут не подобраться никакой печали.

- Как вы думаете, о каком местечке я вам рассказываю?

-Что делали люди в старину там? Какой был промысел?

Посмотрите на эти изделия. (показываю коня, барана и барышню) .

-Как они называются? Какие еще игрушки вы знаете? (кони, козлы, барышни, водоноски, индюки и т. д.)

Давайте посмотрим и вспомним, как называются элементы узора этих игрушек. (ответы детей и мой: круги, колечки, прямые линии, волнистые линии и т. д.)

-Какие цвета присутствуют в дымковской росписи?

Рассказываю стихотворение:

Все игрушки не простые:

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски.

2. Физкультминутка:

Один - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место сесть опять.

3. Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы сами будем мастерами, которые делают дымковские игрушки. Только делать мы будем дымковскую барышню-красавицу. Для этого вы принесли из дома пластиковые бутылки из-под воды, и я приготовила заготовки для туловища игрушки, отрезав нижнюю часть. Посмотрите, как я буду делать туловище барышни и платье. Беру кусок пластилина и размазываю по поверхности. (когда весь низ покрыт пластилином, показываю как делать дальше туловище и грудь) Теперь я беру толстый целый кусок пластилина, делаю лепешку и накрываю верх бутылки. Получилось туловище и платье. Приглаживаю лепешку как следует.

Теперь надо скатать из 1, 5 куска (светлого) пластилина шарик и вытянуть шею. Потом приставляю голову и присоединяю к туловищу, сначала с внутренней, потом с наружной стороны. И разглаживаю. Теперь раскатываю колбаски одинакового размера и присоединяю по бокам в виде дуг к туловищу (это руки). Затем делаю кокошник методом прищипывания колбаски. Еще сзади делаем две косички, способом переплетения двух тонких колбасок. Пристраиваем и формируем косички в прическу. Снизу делаем складочки на юбке: скатаем длинную колбаску, прижимаем с двух сторон и получается лента, затем присоединяем к платью, формируя складочки. Теперь наша фигура барышни-красавицы готова. Но на этом наша кропотливая и непростая работа над игрушкой не закончена. На следующем занятии мы с вами раскрасим наших красавиц.

4. – Ребята, о каком виде народного промысла мы сегодня говорили? Какую игрушку мы начали делать как мастера? Вам понравилось?

Конспект № 2

«Роспись дымковской барышни-красавицы»

Программное содержание:

1. Образовательные задачи:

-Уточнение представлений о дымковских игрушках;

- Учить расписывать силуэт игрушки;

2. Развивающие задачи:

- Развивать внимательность, аккуратность, трудолюбие и усидчивость;

- Развивать творческое воображение;

1. – Ребята, давайте вспомним, какие силуэты игрушек мы приготовили на прошлом занятии? (фигуры барышень) Как мы их делали?

Посмотри, как хороша,

Эта девица душа:

Щёчки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво,

Барышня уж так красива!

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

- Что мы будем сегодня с ними делать? Правильно, мы будем, как настоящие мастера-художники их расписывать. Но сначала я вам расскажу кое-что. После изготовления фигур, я взяла и обваляла их в муке сначала, чтобы пластилин не был таким жирноватым, потому что на такой пластилин не ложилась бы краска. А потом я обработала фигурки специальным лаком, тоже для более легкого окрашивания. А затем покрыла белой гуашевой краской.

- А теперь давайте вспомним с вами, какие виды узоров используются в дымковской росписи? (круги, колечки, прямые линии, волнистые линии и т. д.) (показываю на игрушечных изделиях в виде примера, на коне, индюке и др.) А теперь посмотрите как я буду рисовать такие узоры. (сначала показываю на листе бумаги, затем на самой фигуре)

2. Физкультминутка:

(повторяем с прошлого занятия)

3. А теперь вы будете начинать раскрашивать ваших красавиц. Но сначала попробуйте на листочке бумаги рисовать элементы узора. (помогаю ребятам при необходимости, показываю индивидуально приемы рисования узоров, с каждым ребенком придумыванием расположение узоров на кукле)

4. В конце занятия даю положительную оценку всех работ, рассматриваем вместе и организуем выставку нарядных барышень. Читаю стихотворение:

Хоть весь базар обойдите,

Лучше барышень не найдёте!

Игрушки наши повсюду славятся,

Подходите скорей и вам понравятся!

Все игрушки не простые:

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски

1. Наши руки крендельком

Щеки будто яблоки

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Посмотри, как хороша,

Эта девица душа:

Щёчки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво,

Барышня уж так красива!

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

2. Мы игрушки расписные

Хохотушки вятские.

Щеголихи слободские

Кумушки посадские.

4. Мы игрушки знатные

Складные да ладные

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

3. С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами.

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

Хоть весь базар обойдёте,

Лучше барышень не найдёте!

Игрушки наши повсюду славятся,

Подходите скорей и вам понравятся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие «Поздняя осень в селе Дымково».

Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно – прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, истор...

Методическая разработка сценария фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»

Цель: приобщение детей и родителей к истокам народной праздничной культуры при подготовке и проведении ярмарки.Задачи:1. Расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и трад...

Cценарий «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»

Cценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов«Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»Автор Т.В. Балышевамузыкальный руководитель ГБДОУ д/с № 81 К...

Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка»

Сценарий фольклорного развлечения (старший дошкольный возраст)...

Покровская Ярмарка Тематический праздник. Покров славился веселыми ярмарками. Ярмарка считалась праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26355285","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26355305","attributes":{"alt":"","class"...

конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию "На ярмарку в Дымково" в старшей группе

Программное содержание:продолжать учить детей расписывать узорами по дымковским мотивам силуэты дымковских игрушек.Закрепить знания об элементах дымковской росписи.Воспитывать детей на народных традиц...