Комплексное занятие «Поздняя осень в селе Дымково».
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно – прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие с ознакомлением детей
с определенным видом
народного декоративно-прикладного искусства
«Поздняя осень в селе Дымково».
воспитатель:
Мартынова А.С.
Оборудование:
1. Болото:
природный материал – мхи, болотные растения, карликовая береза,
камыши, осенний листопад. Птицы: утка, журавль, лебеди. Фонограмма -
курлыканье журавля.
2. Лес:
искусственные елки, деревья (хохломская роспись). Берлога. Костюмы
детские: белка, медведь, ежик, зайцы.
3. Кормушки с вылепленными детьми, зимующими птицами. Забор, на котором сидит ворона (дымка).
4. Дымковский музей:
выставка дымковской игрушки: барашки, козлики, кони.
индивидуальная выставка Царевой Полины: изделия из глины (подвески, игрушки).
5. Мастерская:
Макет русской печи, глина, инструменты для работы с глиной и росписи игрушек, мел, молоко для обработки изделий из глины; глиняные заготовки игрушек. Дети в народных костюмах.
6. Ярмарка:
народные костюмы, скоморохи, костюмы: козлика, барашка, коня.
Детская выставка дымковской игрушки, дымковская карусель, русская
народная музыка.
1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам
русского народного декоративно - прикладного искусства.
Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно – прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла.
2. Формирование обобщенных знаний и умений:
умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: дымка, гжель, городец.
освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах;
воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
Обучение детей приемам декоративного рисования. Приобщение ребенка к
истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепляемого коня, барышню, почувствовать радость творчества.
4. На основе углубления знаний детей о ближайшем окружении, расширении представлений о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного окружения, пополнять и активизировать словарь детей:
активизировать употребление в речи названий предметов, их частей и деталей, а также материалов, из которого они изготовлены, свойств материалов;
вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии, глаголы, характеризующие трудовые действия.
5. Продолжить совершенствовать диалогическую речь:
учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы и задавать их;
развивать умение составлять рассказ об игрушке и рассказ по картинке;
развивать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.
6. Воспитывать внимание и бережное отношение к окружающей среде, т.к. декоративно – прикладное искусство близко к природе (наблюдение за миром животных, красотой птиц, разнообразием растений).
7. Музыкальное воспитание дошкольников. Знакомство с фольклором (загадки, сказки, частушки, стихи), обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой.
Предварительная работа.
«Музей дымковской игрушки». Знакомство с дымковской игрушкой.
«Веселая карусель». Индивидуальная работа по лепке. Материал «Мукасолька», глина.
Роспись плоских (бумага) игрушек и объемных (мукасолька, глина).
Подбор книг и иллюстраций с дымковскими элементами росписи.
«Дымковская игрушка». Беседа с детьми: из истории русского промысла.
Чтение стихов, загадок, русских потешек, которыми можно «оживить» дымковские игрушки.
Ср/и «Ярмарка». Беседа с детьми: «Как животные и птицы готовяться к зиме?»
Д/и «Где живешь?». «Узнай по голосу?». «Кто лишний?». «Назови зимующих и перелетных птиц».
Классификация птиц и животных: дикие – домашние; перелетные – зимующие.
Подбор книг и иллюстраций о животных и птицах.
Выпуск книг – малышек: «Кто лишний?». «Дымковская ярмарка».
Несет урожай
Поля вновь засевает
Птиц к югу отправляет
Деревья раздевает,
Но не касаясь елок и сосен
А зовут ее все «Осень».
Ведущий:
- а какая сейчас осень? (поздняя).
- Вы хотите узнать, как осень провожают в Дымковской слободе?
С высоко берега реки Вятки, на которой стоит город Киров
Видно заречную слободу Дымково.
Летом, туманным утром или осенью в пасмурный день
Слобода как будто в дымке: отсюда и пошло Дымково!
А помогут нам найти дорогу жители села Дымково.
Ребята: а чтобы нам узнать дорогу надо отгадать загадку!
Не вода, не суша
А ногами не пройдешь. (Болото)
Ведущий: Правильно! Надо пройти болото.
Звучит фонограмма «крик журавлей»
Ребенок Для многих птиц здесь родные места. Посмотрите, как вышагивает по болоту на длинных ногах серый журавль, ищет лягушек, а то прихватит жука или щиплет болотную ягоду – клюкву, морошку, бруснику, голубику. Слышите курлыканье журавлей – они собираются в стаи, пробуют силы, учат молодых, готовятся к отлету на юг – длинному тяжелому пути. Весной они (фонограмма «курлыканье журавлей»).обязательно вернутся
Ребенок. А вот гуси, они дольше всех не улетают в теплые края, наверно, не хотят оставлять родные места. Посмотрите, они больше уток, но меньше лебедей - такие же белые и важные. Вожак занял место впереди. Далеко разносится их громкий голос, пока они наберут высоту и не исчезнут вдали. Но они обязательно вернутся сюда весной.
Ребенок Подняли на крыльях осень журавли Все слабей курлыканье косяка вдали В их прощальном крике слышится печаль Знать с родной сторонкой им расстаться жаль…
Ведущий: Пройдем теперь через лес. Полон лес сейчас чудес.
Где ты, белочка, гуляла? Ты припасы собирала?
Ребенок (белка): Я белка – шалунишка
Люблю орехи, шишки.
Прячу их в свое дупло.
Там уютно и тепло
Пухом я заткнула щели
Чтобы белые метели
В дом зимой не залетели.
Ведущий: что ты белым стал косой?
Ребенок (заяц): я всегда зимой такой!
Пора мне, зайчику, линять
Пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу
Меня заметят на снегу.
Звучит музыка, имитирующая медведя.
Игра: у медведя во бору грибы – ягоды беру
А медведь не спит, все на нас глядит.
Ребенок. (медведь): В берлогу скоро лягу спать
За осенью зима придет опять
Пусть мне во сне приснится мед!
Проснусь, когда весна придет!
Игра: У медведя во бору грибы – ягоды беру,
А медведь уж спит и на нас он не глядит.
На берлоге табличка: Просьба не беспокоить!
Прошу разбудить меня весной!
Приходите лучше с медом! Медведь.
Ведущий: Не будите медвежат
Пусть в берлоге крепко спят
У того кто спит зимой
Очень свежий вид весной.
Ребенок (ежик): Я тоже буду спать как мишка
Я поохотился за лето
Грибы искал, мышей ловил
Мне нужно отдохнуть за это.
Устал я, выбился из сил.
А вот и само село Дымково. Что не дом, то – мастерская.
Подбегают сельские дети: мы кормушку смастерили
Мы столовую открыли
Воробей, снегирь – сосед.
Будет вам зимой обед.
Прилетали к нам синицы.
Синицы: Чем здесь можно подкрепиться?
Дети: Гости милые, для вас мы накрошим хлеб сейчас!
Ребенок. Скачет шустрая синица
Ей на месте не сидится
Прыг-скок, прыг-скок
Закрутилась как волчок.
Вот присела на минутку
Почесала клювом грудку
И с дороги на плетень
Тили – тили, тень – тень –тень!
Дети: не замерзнешь, воробьишка, без сапожек и пальтишка?
Ребенок. (воробей): Ой, мороз, какой мороз.
Воробей совсем замерз.
Плачет бедный воробей:
«дайте мне зерна скорей!»
весь присыпал корм снежок
и не греет нас пушок.
Ведущий: с первым снегом скорей торопятся ближе к домам снегири.
Ребенок.(снегири): Прилетели на рассвете снегири,
Покраснели от мороза снегири,
И на веточках березы снегири
Словно пролитые капельки зари.
Ребенок. (снегирь): Снегирь – снегирёк!
Живой огонек.
Вот моя ладошка
Сядь – погрей немножко.
Ребенок. (ворона): Вот ворона сидит на заборе
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли все подводы.
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе,
Горе ей, настоящее горе.
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
Ведущий: Возле Вятки самой Дымково – поселок.
Окаймлен лесами уголок веселый.
В Дымкове, за Вяткою – рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя
Мастерицы славные живут!
Добро пожаловать в музей «Дымковской игрушки».
Экскурсовод: ласково и нежно называют эту игрушку – Дымка!
Ребенок.(свистулька): вначале были свистульки. Всю зиму мастерицы лепили петушков, уточек, коников. А весной продавали на веселом празднике «Свистунья». Но вот проходило лето, наступала осень и так много – много лет. 100 –150 лет назад, а может и больше, придумали лепить из глины другие игрушки.
Экскурсовод: давайте заглянем в мастерскую Котофеевых!
Ребенок.: Глина, мешки с мелом, краски, молоко. Вот почти и все, что нужно для
создания чуда. Кажется все так просто. Отщипнуть кусок глины,
раскатать его, оттянуть, свернуть, вот и готовы: птичка, коник, козлик,
барышня. Стоят, сохнут, ждут обжигания в печи. Осталось развести мел в
молоке и побелить игрушки. А тут наступила пора расписать их.
Ведущий: узор особенно прост: кружочки, волнистые линии, клеточки,
колечки, точки… Зато краски яркие: красные, малиновые,
зеленые, оранжевые, синие. Получается весело, пестро, ярко!
Экскурсовод: вот и Дымковская игрушка была для игры, для забавы, для
сердечного восхищения. Она предназначалась ребятам, ее было не
жалко покрутить в руках, облизать, а особо полюбившуюся –
лелеять, нянчить, тешкать!
Спасибо за внимание!
Мы ребята удалые, мы ребята озорные,
всех на ярмарку зовем!
Солнце яркое встает!
Спешит на ярмарку народ!
Дети и гости спускаются в малый зал.
Ведущий: Весело – весело мастерит село:
Кружки, толкушки,
Веселые игрушки!
Везем на базар расписной товар.
Покупайте дружно
Что кому нужно!
Звучит веселая музыка с закличками.
Скоморох: Эй, честные господа
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас тары – бары
Много всякого товару!
Посмотри на наш товар,
Подивись и стар, и мал!
Выбегают дети с игрушками:
Ребенок (лошадка): У лошадкиных ног
Жеребенок – стригунок.
Погляди на молодца
Жеребенок весь в отца!
Ребенок (олень): Стоит олень
На стройных ногах
Вся краса
У оленя в рогах!
Ребенок. (скоморох): Яша – дружок
Дует в рожок.
Сидит на спинке
У свинки!
Ребенок.(молодушка): Сидит молодушка
А с ней коровушка
Важная, спокойная
Буренка дойная!
Ребенок (козлик): Козлик:
- Ме – ме – ме – ме.
- Что у тебя на уме?
- Капустка в огороде
- Да не полезешь при народе!
Ребенок (скоморох на козлике): Грох – грох – грох!
На козле скоморох:
Надо спешить,
Чтобы народ рассмешить!
Ведущий: Хозяюшка – молодушка
Что за работница!
Обо всем заботится
На всякое дело годится
Что за мастерица!
Ребенок (молодица): Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб – соль из рук.
Как пекли его, пекли
Даже слюнки потекли.
Лучше булок, лучше пышек
Лучше всякого – всего
Все отведайте его!
Угощает караваем гостей.
Ведущий: Ой, да молодцы, дымковские мастерицы.
Ну что за праздник без частушек и плясок.
Заиграли музыканты и пустились ноги в пляс
Мы веселые частушки пропоем сейчас для вас!
Я мальчишка боевой
Боевым останусь.
Ох, и трудно тому будет
Кому я достанусь.
Я сегодня нарядилась
В сарафан с иголочки.
Полюбуйтесь-ка ребята
На мои оборочки.
Я плясал в три ноги
Потерял сапоги.
Оглянулся назад
Сапоги мои лежат.
Всю неделю не пилось
Ни спалось, ни елось.
В этом зале поплясать
Очень захотелось!
Ну, как же на ярмарке без сладких угощений! (скоморохи с лотком все угощают )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия "Поздняя осень"
Конспект разработан для детей смешанной группы(5-7лет).Цель:Создание условий для развития художественно-творческих...
Конспект интегрированного занятия: «Поздняя осень»
Дать детям представление об осени, ее характерных признаков, периодах (ранняя, поздняя, золотая).Формировать умение отвечать на вопросы распространенными предложениями.Развивать речь детей.Воспитывать...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/17/picture-364649-1413490314.jpg)
НОД Образовательная область «Познание» конспект комплексного занятия «Поздня осень» старшая группа
Конспект комплексного занятия для старшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/30/picture-770332-1540896003.jpg)
Конспект открытого комплексного занятия в подготовительной группе «Село мое родное, все нравится мне в нем»
конспект занятия к семинару в подготовительной группе...
Интегрированное занятие "Поздняя осень"
Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по картине, умение придумывать слова с заданным звуком, сравниать явления природы по признакам различия и сходства, осптывать внимание и память,...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/22/picture-749467-1458674659.jpg)
Конспект комплексного занятия «Поздняя осень»
Харламова Светлана ВладимировнаКонспект комплексного занятия «Поздняя осень»Программное содержание:1. Познакомить детей с картиной Иссака Ильича Левитана «Золотая осень&raq...