АППЛИКАЦИЯ, как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста
статья по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Борозенец Екатерина Валерьевна

Что такое аппликация, чем она важна и какие виды аппликаций бывают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyaszhataya.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

АППЛИКАЦИЯ,

как средство развития и воспитания детей

дошкольного возраста

Что же такое аппликация, чем она важна и какие виды аппликаций бывают.

Аппликация – это вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Занятия аппликацией одновременно являются занятиями по развитию речи, ознакомлением с окружающим миром, развитием фантазии и творчества, социальным, личностным и творческим развитием. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных способностей.

Занятия аппликацией начинаются со второй младшей группы. Учитывая особенности детей данного возраста (недостаточное развитие мелких мышц руки, слабая координация движений, слабый зрительный контроль за своими действиями), специфику выполнения аппликационных работ, им не дают ножницы: все формы и силуэты они получают в готовом виде.

Темы занятий могут быть самыми различными, но все они должны содействовать выполнению программных задач. Знакомство с формами рекомендуется начинать с круга и квадрата, так как они, особенно круг, не требуют от детей сложной пространственной ориентировки на листе бумаги: как не клади круг, он все равно ляжет правильно.

Для освоения цветов бумаги нужно давать более контрастные: красный — зеленый, желтый — синий. Предлагая детям выполнять элементарные узоры на полосе, квадрате, круге, необходимо вначале использовать одинаковые, а затем разные по цвету, форме и величине фигуры.
Обучение детей составлению предметных изображений следует начинать с простых, состоящих из 2—3 частей, постепенно подводя к более сложным. Выполняя орнаментальные и предметные аппликации, дети должны постепенно усвоить слова, обозначающие те или иные пространственные положения фигур, и использовать эти знания в работе.
Все занятия в этой группе должны носить образный характер, темы понятны, доступны и интересны детям. В выборе тематики занятий воспитатель может проявлять самостоятельность, выдумку и индивидуальность, но необходимо четко разграничить предметную и декоративную аппликацию.
             Предметная аппликация вначале должна быть проста. Дети учатся наклеивать предметные изображения на основе использования кругов, квадратов: шарики катятся по дорожке, альбом картинок, бусы, воздушные шары, разноцветные флажки, платочки на веревочке. Затем темы усложняются: грибок, мяч (из двух половинок), погремушка, цветок, снеговик, светофор, неваляшка, башенка, домик, цыпленок, флажок, конура, тележка, лодка с парусом.

Несложные декоративные аппликации проводятся с детьми на основе использования полосы, четырехугольника и круга. Детям они должны быть представлены как предметы, которые нужно украсить: полоса может быть кукольным шарфиком, закладкой для книг, ковровой дорожкой, веночком, пояском; четырехугольник — это коврик для куклы, нарядный платочек, скатерть; круг — красивая тарелочка, салфетка, клумба с цветами. Помимо этого, иногда можно давать детям простые силуэтные изображения для украшения их узорами: чашка, бабочка, ведерко и т. д.

На занятиях аппликацией воспитатель учит детей различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник. Этому должно предшествовать знакомство с данными геометрическими фигурами в дидактических играх, на занятиях лепкой. Дети узнают, что колесо круглое, снеговик состоит из округлых форм, солнце тоже круглое. Действуя с различными по величине фигурами, дети учатся находить большие и маленькие части, одинаковые.
             В процессе занятий аппликацией дети учатся правильно называть, различать и соотносить с предметами цвета (цветок розовый, дом желтый, кот серый). Задача ознакомления детей с основными цветами решается в рисовании и в аппликации параллельно.
             Выполняя самые разные задания, дети обучаются простейшим ориентировкам на плоскости листа бумаги. Они должны усвоить пространственные понятия: вверху, внизу, в углу, в середине, прямо, рядом, сбоку, друг за другом. Например, флажки висят на веревочке рядом, полотенце украшено в середине цветочком.
Занятия декоративной аппликацией развивают у детей чувство ритма, симметрии. Например, располагая на полосе узор из цветов и листьев — «веночек», дети усваивают определенный ритм (цветок, листок, цветок, листок). Украшая коврик для куклы квадратами и треугольниками, они начинают чувствовать принцип симметрии (как в одном углу, так и в другом). Это важно для подготовки детей к декоративному рисованию, которое начинается в средней группе.
Основные программные задачи включают обучение приемам выкладывания и наклеивания форм на бумагу. Наиболее трудным для детей является овладение приемами наклеивания.

Аппликация для детей очень интересное и развивающее занятие. 

На каждом занятии аппликацией с ребенком необходимо вести беседу. В зависимости от возраста ребенка диалог с должен строиться с учетом его интересов, возросших возможностей, конкретной ситуации.

Аппликация развивает конструкторское мышление – собрать целое из кусочков, тактильные ощущения и моторику, лучше использовать для таких аппликаций не только бумагу, но и кусочки ткани, соломку, крупы, сухоцветы, яичную скорлупу, фольгу, салфетки и т. д., помогает в изучении цветов и форм.  

Аппликация тесно связана с сенсорным восприятием. Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработки бумаги: сгибание, резание, обрывание, наклеивание.

Аппликация развивает в ребенке такие качества, как усидчивость, самостоятельность, аккуратность, терпение.

Дайте волю своей фантазии, и у вас появится огромное множество идей для аппликаций.

Вот один из примеров: пластиковые крышки - станут колесами, спичечный коробок - это кузов у машины. Кусочки пенопласта, раскрашенные в разные цвета, могут стать - светофором, горкой или камешками. Кусочки ткани (треугольник и квадрат) - это будущий домик, кусочки ваты - это облака. Наклеиваем всё это на картон - и готов "шедевр"!

Обязательно организовывайте выставки детских работ (желательно после каждого занятия). Не забывайте, что малышам необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому хвалите малышей и не бойтесь перехвалить! Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

В данной статье хочу поделиться опытом работы по использованию нетрадиционных техник аппликации в совместной изобразительной деятельности педагога с детьми....

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Статья  для  воспитателей дошкольных  учреждений  о  развитии  творческих  способностей  дошкольников посредством  использования нетрадиционных  техни...

Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

На современном этапе развития дршкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изоброзительной деятельности. Именно нетрадиционные техники аппл...

Статья: «Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Данная статья посвящена развитию творческих способностей у детей через аппликацию.Основным показателем творчества является получение чего-то нового,неповторимого....

Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство поз...

Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Используя в работе с детьми нетрадиционные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребенка творить, создавать, фантазировать....

Аппликация, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

Консультация на тему: «Аппликация,как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспит...