Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Путешествие в мир прекрасного»
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Логашева Лариса Евгеньевна

Данная методическая разработка представляет собой три занятия направленные на развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, а также развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературное произведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izumrudnyy_gorod_1.docx915.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 Кировского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка по

художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Путешествие в мир прекрасного»

Непосредственная образовательная деятельность.

Изобразительная деятельность (аппликация, рисование, лепка) по  произведению: Александра Мелентьевича  Волкова «Волшебник Изумрудного города»

Старший дошкольный возраст.

Воспитатель:

Группа 11 «Карусель»

 Логашева Лариса Евгеньевна.

Санкт-Петербург

2016

Цель:

  • Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении;
  • Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературное произведение.

Задачи:

  • Учить передавать форму и характерные особенности, опираясь на прочитанный текст;
  • Совершенствовать технику вырезания ножницами: по прямой, по косой. Развивать композиционные умения – при создании дома (замка);
  • Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, используя один цвет и его оттенки, плавностью перехода от темных оттенков до светлых);
  • Совершенствовать изобразительные умения и созданию выразительных образов. Продолжать учить рисовать контур – восковыми мелками, а затем – акварелью;
  • Учить в лепке передавать характер героя по заданным признакам;
  • Развивать творчество, инициативу;
  • Воспитание лучших нравственных качеств личности на примере литературных героев.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения. Стремление радоваться хорошим поступкам.

Предварительная работа: 

Чтение художественного произведения А.Волкова «Волшебник Изумрудного города». Просмотр мультфильма «Волшебник Изумрудного города» Рассматривание иллюстраций. Знакомство с автором.

Материал  и оборудование: 

Цветная бумага, паетки, ножницы, клей, восковые мелки, акварель, пластилин. Иллюстрации к произведению, книга А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» , отрывки текста из произведения, аудиозапись песни «Песенка друзей», портрет писателя.

1 Аппликация, рисование. «Изумрудный город»

 «Юный друг мой, дай мне руку, и помчимся мы  с тобой далеко - далеко, в Волшебную страну, которая отделена от всего мира Великой пустыней и цепью огромных гор. Там под вечно жарким солнцем обитают милые и смешные человечки – Жёваны, Мигуны, Болтуны и еще много разных племен…» Так приглашает  нас в путешествие по Волшебной стране удивительный человек, автор книг об этой чудесной стране – Александр Мелентьевич Волков.  Ребята, а вы узнали эту страну, из какой она сказки? «Волшебник изумрудного города». Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Мы совершим путешествие в Изумрудный город. Ну что готовы? Тогда в путь

Чтобы попасть туда произнесём волшебное заклинание Виллины. Заклинание: Бамбара, чуфара, Скорики, морики, турабо, фурабо, лорики, ёрики.

Маленькая девочка Элли жила в канзасской степи с мамой и папой. Её отец работал в поле, мама хлопотала по хозяйству. Однажды страшный ураган унёс домик с Элли и пёсиком Тотошкой.

- Где оказалась Элли?

- Кого она встретила в стране Жевунов?

- О чём прочитала волшебница Виллина в волшебной книге?

- Куда отправились Элли и Тотошка по дороге, вымощенной жёлтым кирпичом.

- Кого встретила и с кем подружилась девочка? Отгадайте:

Я вам загадаю загадки, а вы слушайте внимательно и быстро отвечайте.

Загадки:

Он на палочке висит

Из соломы состоит

Кто же это отгадайте?

Быстро руки поднимайте.

(страшила)

–Какое заветное желание у Страшилы?

(Иметь мозги).

Раньше жил в лесу дремучем

Ноги скрючив, руки скрючив

Весь от ржавчины больной

Отгадайте кто такой?

(Железный дровосек)

–Какое заветное желание у Железного Дровосека?

(Иметь сердце).

Как осенний лист дрожит

Очень жизнью дорожит

Будет скоро он герой

Догадайся кто такой?

(Трусливый лев)

–Какое заветное желание Трусливого Льва?

(Стать храбрым).

Итак, наши герои в сборе можно отправляться в изумрудный город.

Физминутка под песенку друзей.

Мы в город изумрудный идем дорогой трудной,

Идем дорогой трудной, дорогой непрямой.

Заветных три желания исполнит Мудрый Гудвин,

И Элли возвратится с Тотошкою домой...

Воспитатель показывает иллюстрацию Изумрудного города и зачитывает отрывки из книги:

«По сторонам дороги появились красивые изгороди, за ними стояли фермерские домики, а на полях работали мужчины и женщины. Изгороди и дома были выкрашены в красивый ярко-зеленый цвет! Жители ростом были не выше Жевунов. На головах у них были такие же шляпы с острым верхом, но без бубенчиков. Носили они зеленую одежду, и кожа их отливала смугло – зеленоватым оттенком». 

« Путники подошли к высокой городской стене, сложенной из кирпича. Перед ними были большие ворота, украшенные огромными изумрудами сверкающими так ярко, что они ослепляли даже нарисованные глаза Страшилы».

-Поэтому все жители должны носить были? Очки.

« Без очков вас ослепит великолепие Изумрудного города. Даже все жители города носят очки день и ночь. Таков приказ Мудрого Гудвина. Очки запираются на замочек, чтобы никто не смог снять их»

«Блеск Изумрудного города ослепил путников, хотя глаза их были защищены очками. По бокам улицы возвышались великолепные дома из зеленого мрамора, стены которых были украшены изумрудами».

-Ребята а вы догадались почему главным украшением города был – изумруд? (Потому что изумруд имеет зеленый цвет.)

Детям  воспитатель показывает бумагу зеленого цвета, но разных оттенков. Ребята посмотрите, как много оттенков имеет зеленый цвет. Он бывает и темный и светлый, яркий, насыщенный, бледный. (Воспитатель с детьми рассматривает бумагу зеленого цвета, но разных оттенков. Дети  называют оттенки)

 Ребята  вы тоже сейчас можете стать волшебниками, и как Гудвин построить свой Изумрудный город. И нам помогут в этом – ножницы, клей и зеленая бумага.

После аппликации воспитатель предлагает дорисовать сначала зелеными восковыми мелками :украшения, мелкие детали а затем акварелью раскрасить работу. Во время работы педагог обращает внимание,  что зелёный цвет может быть разных оттенков, все зависит от количества краски и воды. А чтобы изумрудный город засиял и засверкал, педагог дает детям совет, украсить свою работу паетками.  Из готовых работ составляется «Изумрудный» город».

Рефлексия

-Ребята вам понравилось наше путешествие?

-В каком сказочном городе мы сегодня побывали?

-А что особенного в этом городе?

Мы свами сегодня побывали в сказочной стране, я думаю, мы еще не раз туда вернемся, если как наши любимые герои будем стараться поддерживать друг друга, выручать в трудную минуту и жить дружно.

Результат выполнения занятия представлен на фото (см. приложение А).

2 Рисование акварелью и восковыми мелками «Удивительные превращения Волшебника Гудвина»

Ребята в прошлый раз мы с вами совершили путешествие в  Изумрудный город.  Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие. Предлагаю вам перед дорогой поиграть  «Привет сосед» Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и с улыбкой произнесите слова.

Привет, сосед

Улыбнись мне в ответ

Я хочу, чтобы ты не грустил

Всем улыбки сегодня дарил!

Мне приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать, готовы к новому путешествию.

-Чтобы попасть в сказку произнесём волшебное заклинание Виллины. Заклинание: Бамбара, чуфара, скорики, морики, турабо, фурабо, лорики, ёрики.

На этот раз мы с вами попадем  в Изумрудный дворец и сами увидим волшебные превращения Гудвина. Но для начала вспомним, а кто такой Гудвин. Волшебница Виллина так про него сказала « О, это самый великий мудрец нашей страны, - пошептала волшебница. – Он могущественнее всех нас и живет в Изумрудном городе.»

-А на самом дели кто же он был? Обычным человеком и цирковым артистом

А вот как про себя сказал сам Гудвин Элли. «-Да, дитя моё! Вздохнул Гудвин. Заметьте: никто в мире не знает, что я – Великий обманщик, и мне многие годы приходиться хитрить, скрываться и всячески дурачить людей. А вы знаете это не легкое занятие – морочить людям головы.» Но наши герои этого не знали сначала и перед ними он предстал в разных видах. Каким увидели Великого Гудвина Элли, Страшила, Лев и дровосек?

1 Элли - Живая голова. Вот как об этом говориться в книге: «Элли посмотрела вперед. В центре комнаты стоял трон из зеленого мрамора, сияющий изумрудами. И на этом троне лежала огромная Живая Голова, одна голова, без туловища…»

2 Страшила – Морская дева. «- Страшила зашел в тронный зал и увидел на троне прекрасную Морскую Деву с блестящим рыбьим хвостом. Лицо Девы было не подвижно, как маска, глаза смотрели в одну сторону. Дева обмахивалась веером, делая рукой однообразные механические движения».

3 Железный человек – Чудовищный зверь «-На следующий день Солдат вызвал Железного Дровосека. Когда тот явился в тронный зал, неся на плече топор, с которым никогда не расставался, он не увидел ни Живой Головы, ни прекрасной Девы. На троне громоздился чудовищный зверь. Морда у него была как у носорога, и на ней было разбросано около десятка глаз, тупо смотревшись в разные стороны. Штук двенадцать лап разной длинны и толщины свисали с неуклюжего туловища. Кожу зверя кое, где покрывала косматая шерсть; местами кожа была голая, и на грубой серой поверхности выступали бородавчатые наросты»

4 Лев – Огненный шар  «На следующее утро наступила очередь Льва идти к Гудвину, но когда он вошел в тронный зал, то отпрыгнул в изумлении: над троном качался и сиял Огненный Шар».

Игра: « Превращение волшебника»

Дети  стоят по кругу. Выбираются несколько водящих, которые должны будут показывать  превращения, а дети угадывают.

Ребята сегодня мы с вами попробуем  нарисовать в кого превращался Гудвин. Чтобы вам было легче я прочитаю еще один отрывок из книги, а вы пока подумайте, кого бы вам хотелось нарисовать. «Трудно сказать, - задумчиво ответил хозяин. – дело в том, что Гудвин великий мудрец и может принимать любой вид». Вот так думали жители его страны. Еще раз вспомнили и представили превращения Гудвина ( живая голова, морская дева Чудовищный зверь и огненный шар) начинаем  рисовать. ( Контур, мелкие детали рисуются восковыми мелками, а затем акварелью)

Рефлексия.

Сегодня в гостях у нас снова была сказка. Наши герои стремились к Великому Гудвину, чтобы он исполнил их желания.

-Какое заветное желание у Страшилы?

(Иметь мозги).

-Какое заветное желание у Железного Дровосека?

(Иметь сердце).

-Какое заветное желание у трусливого льва?

(Иметь храбрость).

-Какое заветное желание у Элли?

(Иметь сердце).

Хотя Гудвин и оказался  обычным человеком, цирковым артистом, но он смог подарить им веру в себя. Это очень помогло им  преодолении  всех испытаний для исполнения желаний.

А что еще им помогло? (Дружба, взаимовыручка, поддержка)  

- Поэтому чему  учит нас эта сказка? Сказка учит нас дружить, стремиться помогать друзьям, ценить тех, кто находится рядом.

Давайте на прощание споем песню ее героев

Мы в город изумрудный идем дорогой трудной,

Идем дорогой трудной, дорогой непрямой.

Заветных три желания исполнит Мудрый Гудвин,

И Элли возвратится с Тотошкою домой...

Результат выполнения занятия представлен на фото (см. приложение Б).

                

3 Лепка «Чудовищный зверь»

Ребята давайте еще раз вспомним наших любимых героев из волшебной сказки « Волшебник изумрудного города» Это (дети называют их) – Элли, Страшила, Железный человек, Трусливый лев, Гудвин и т.д.). Александр Волков писал: “В своей сказке я старался показать, что самое лучшее, самое дорогое на свете – это дружба и взаимная выручка». Сказка учит нас дружить, стремиться помогать друзьям, ценить тех, кто находится рядом. Ребята назовите пословицы о дружбе.

Сам погибай – а товарища выручай.

Не имей 100 рублей, а имей 100рублей.

Друг за друга стой – выиграешь бой.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Нет друга – ищи, а нашел, береги.

Дружбу за деньги не купишь.

Дружба крепка не лестью, а правдою и честью.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Птица сильна крыльями, а человек дружбою.

Мы с вами знаем много игр, которые учат нас дружить, давайте в одну из них поиграем Игра «Таня с Ваней…» Дети стоят по кругу, а двое в кругу.

Таня с Ваней подружились

(Дети держаться за руки в кругу)

Таня с Ваней поругались.

(Дети поворачиваются друг к другу спиной, остальные их мерят)

Что бы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

(Дети поворачиваются к друг другу)

Хватит вам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай миритесь.

(дети говорят хором)

-Ты мне друг!

-И ты мне друг!

(говорят дети в кругу)

Все обиды мы забудем

И дружить как прежде будем.

(Дети говорят хором)

И вот сегодня мне бы хотелось, что бы вы подружились с одним из превращений Гудвина, с «Чудовищным зверем». Давайте его слепим. Мне кажется, что бы он больше не смог ни кого напугать его надо слепить так чтобы глядя на него все удивлялись, а для этого он должен быть добрым, веселым.( дети помогают дать характеристику зверя) Воспитатель предлагает  каждому ребенку слепить своего «Чудовищного зверя».

Рефлексия.

Ребята вы молодцы, все постарались, сегодня.  У нас сегодня получился не один «Чудовищный зверь» а много.

Попробуйте выделить самое главное качество вашего «Чудовищного зверя», какой он? Мой зверь самый… (веселый, удивительный, добрый, смешной, забавный)

Давайте их познакомим с друг другом, пусть они подряжаться, и тогда они станут самыми добрыми существами на свете.

Результат выполнения занятия представлен на фото (см. приложение В).

Список литературы:

  • А. Волков «Волшебник Изумрудного города»
  • Развивающие занятия с детьми 5-6 лет Л.А. Паромонова3-е изд., исп. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014 – 752 стр.
  •  «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации» И.А.Лыкова

Цветной мир, 2010

  • Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения.  Н.В. Дубровская  - СПб.: ООО «издательство «Детсво-Пресс», 2013.-.2008., ил.цв.вкладка.2013
  • Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет) / Шипицына Л.М. и др. Издательство: Детство-Пресс ,2010/
  • Социальное развитие детей дошкольного возраста. Коломейченко Л.В.


Приложение

E:\фото 06 04 2016\2.jpg

Приложение А

E:\фото 06 04 2016\3.jpg

Приложение Б

E:\фото 06 04 2016\1.jpg

Приложение В

Пываываыва

ыфвываыва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах».

Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого....

Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».

В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над  проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме "Путешествие Великого Нехочухи"

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме "Путешествие Великого Нехочухи"...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Авторская методическая разработка по познавательному развитию детей дошкольного возраста в рамках конкурса МАДОУ "Сказка". Тема: «Особенности национальной одежды народов севера». Номинация «Мероприятия в мини-музее Коми-изба».

Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...Арнолд М.Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е...

Методическая разработка интегрированного занятия для детей дошкольного возраста (4-5 лет) по теме: «Путешествие в космос»

Методическая разработкаинтегрированного занятиядля детей дошкольного возраста (4-5 лет)по теме:«Путешествие в космос»...