Инновационные технологии в развитии ребенка
консультация по логопедии по теме

Писаревская Полина Сергеевна

Памятка по логопедии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_innovatsionnye_tehnologii.docx849.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное Описание: СТРАНА_ЧУДЕС

образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка - детский сад №15 «Страна чудес»

«Инновационные технологии  

         в развитии ребенка»

Подготовили учитель-логопед:

                                                                                                                                      Писаревская П. С.

2014 г.


Игра « По кругу»

Цель: составить словосочетания

Оборудование: картинки по лексическим темам

Ход игры: дети сидят вокруг стола. В руках педагога стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. «Шуба теплая», «Шуба новая», и пр., - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становиться обладатель наибольшего количества картинок.

 

Игра «Предложения по цепочке»

Цель: составить предложения…

Оборудование: картинки по лексическим темам

Ход игры: педагог поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку.

Педагог выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей сопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок.

Игра «Анти логическое лото»

Цель: составить предложения…

Оборудование: подготовить две группы  

карточек. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.

Ход игры: педагог поровну делит между игроками картинки первой группы. Они раскладываются рисунками вверх. Картинки второй группы педагог перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. А дети, не глядя на картинки, накладываю их на свои карточки. Затем игроки поочередно открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, что на «шкафу» оказалась карточка с изображением «клюшки». Игрок отвечает на вопрос логопеда: «Зачем шкафу клюшка?». Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и  каждую интересную «изобретательскую идею» получают очко. «Зачем белке лопата?», «Зачем самолету колбаса?» и т.д.

Игра «Какой сегодня день» Кто что делает?

Цель: составить описание наступившего дня

Оборудование: картинки или «эстафетный» предмет

Ход игры: В центре стола раскладываются картинки. Педагог  задает вопрос, например: «О ком или о чем можно сказать «идет?». Каждый игрок, используя картинки, составляет с заданным глаголом словосочетание и объясняет его значение. За правильный ответ дается призовая фишка. Выигрывает обладатель наибольшего количества фишек. Глаголы: идет, летит, растет, падают, стоят, сидят и т.д.

Уважаемые коллеги!

Присоединяясь к тризовцам, не сообщайте новых знаний детям, а стройте обучение способами самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение.

Игры для тех, кто помладше (3-4 года)

Игра «Морская фигура»

Морская фигура – упражнение на действие (Зимние забавы, спорт)

Или «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!» (музыкальные инструменты, повадки животных)

Игра «Держи вора!»

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять отличительные признаки путем сравнения.

- Держи вора, он такой…!

- Какой, такой?

- С ручкой (если дети угадали с первого признаки проиграл, если нет, продолжает) Следующий  сыщик кто отгадал слово картинку.

Игра «Теремок»

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Ход игры: 1-й вариант: каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?

- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач.  С успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем развитие творческой личности.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск: что интересно ребенку, вызывая положительные эмоции.

Дидактические принципы:

  • свободы выбора;
  • открытости;
  • деятельности;
  • обратной связи;
  • идеальности;
  • природосообразности.                                           

Дошкольник принимает программу обучения

в той мере, в какой она становится его собственной.

Л. С. Выготский

 

«Развитие речи детей при помощи опорных схем-рисунков»

Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения

      Когда начинать заниматься мнемотехникой?

  • Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста,
  • но рациональнее вводить ее в занятия с 4-5 лет,  когда у них накоплен основной словарный запас.

Составление рассказов-описаний  по теме « Игрушки». 

  • SWScan00_01. Цвет. (Какого цвета игрушка?)
  • 2. Форма. (Какой она формы?)
  • 3. Мячи.

 (Какого размера игрушка?)

  • 4. Детали машины.

 (Назови ее детали.)

  • 5.  Контур с вопросом.

 (Из какого материала сделана игрушка?)

  • 6.  Рука.

 (Как с этой игрушкой можно играть?)

Оригами - ОригамиСоставление рассказа-описания

по теме  «Мой любимый овощ» с последующим рисованием

Ответ детей:

 «Помидор — это овощ. Он растет в огороде на грядке. Он кисло-сладкий, круглый, красный, гладкий, мягкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидоры можно законсервировать на зиму. Помидор полезный, потому что в нем много витаминов, он очищает организм»

«Яблоко - это фрукт. Цвет яблока изменяется от роста и сорта. Он может быть круглой и овальной формы. Яблочный вкус- кисло-сладкий. Растет дерево яблоня в саду, в огороде, а может быть диким, в лесу. На ощупь плод твердый, гладкий, а если переспеет мягкий. Яблоко полезный фрукт своими витаминами, вкусными напитками и соками. Из яблока готовят- салат, компот, сок, пекут пироги, яблочный торт»

ГБОУ города Москвы ЦПМСС "Живые потоки" - Материалы для самостоятельной работы родителей с детьмиСоставление рассказа «Осень» по  графическому плану

  • Солнце. (Солнце светит.)
  • Дождь. (Часто идут дожди.)
  • Изменения в живой природе. (Листья на деревьях меняют цвет.)
  • Занятия людей в разные времена года (Люди собирают урожай овощей и фруктов.)
  • Как меняется одежда (Животные готовятся к зиме.)
  • Птицы. (Птицы улетают в теплые края.)
  • Занятия и игры детей

"Каждый ребенок изначально талантлив даже гениален, но его надо научить ориентироваться в овременном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта"           Г.С.Альтшуллер

Мнемодорожки

Игра «Кто я?»

Из играющих детей выбирается один, которому предлагается закрыть глаза. Ему надевают шапочку или маску знакомого детям дикого или домашнего животного. Задача ребенка с помощью вопросов, требующих только однозначного ответа «Да» или «Нет», угадать, маска какого животного на него надета.

Вопросы ребенок задает по схеме «Описание животного»

Мнемодорожка «Описание животного»

 

?

Использование мнемотВспоминаем стихотворение: «Осень в парке»

Ходит осень в нашем парке


Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные – 
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик желтый –
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.
                           И. Винокуров

Желание, интерес, творчество залог успешности любой технологии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационные педагогические технологии целостного развития ребенка в условиях ДОУ"

Разработка,  внедрение педагогических технологий, обеспечивающих повышение качества и взаимосвязь направлений развития ребенка в условиях ДОУ....

Инновационные технологии интеллектуального развития ребенка дошкольника

В связи с введением ФГОС актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Единственно возможный путь — инновационная деятельность детского сада в целом и каждого пед...

ЛЭПБУК – инновационная технология в развитии ребенка дошкольного возраста

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, которую мы стали изучать и применять в своей работе, является новая для нас форма работы с детьми «ЛЭПБУК»....

ЛЭПБУК – инновационная технология в развитии ребенка дошкольного возраста

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, которую я стала изучать и применять в своей работе, является новая для нас форма работы с детьми «ЛЭПБУК»....

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА- ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование ...

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА- ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.(выступление с докладом на педагогическом форуме)

Мельниченко Елена Сергеевна, воспитатель.МДОУ Батаминский детский сад «Улыбка»  Согласно новым требованиям ФГОС ДО одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная...