Консультация для воспитателей "Развитие осязания и мелкой моторики на занятиях по лепке"
консультация по аппликации, лепке на тему

Хафизова Фарида Файзрахмановна

Просвещение педагогов в вопросах организации и проведении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Расширять и уточнять представления педагогов ДОУ об организации и содержании изобразительной деятельности детей раннего и  дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_lepka_melkaya_motor._etapy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие осязания и мелкой моторики на занятиях по лепке

Лепка – одно из полезнейших занятий для детей. Лепка по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой — сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета. И. М. Сеченов отмечал, что форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее, благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны.

Активное обследование предмета   перед лепкой — это педагогический способ организации чувственного опыта детей с нарушением зрения. Самостоятельно овладеть этим ребенок не может. Системе активного обследования предмета должны помочь взрослые. В дошкольной педагогике выделяется 4 этапа обследования.

Первый этап — это организация восприятия предмета в целом.  Она включает последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз, по главным характерным линиям (движение сверху вниз и как бы по спирали). Положение предмета всегда фиксировано (левая рука держит предмет, правая его обследует; предмет может стоять на столе неподвижно).

На втором этапе обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорции и т.д.); движения пальцев как бы измеряют соотношение глубин и определяют пространственное взаимоотношение частей.

Третий этап — выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к основным частям.

Четвертый этап — повторное целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объединить данные, полученные чувственным путем, в целостный образ. Обследование может быть направлено и на анализ (ощупывание) структурной поверхности предмета. При этом должны работать все пальцы рук. Для распознавания структуры материала применяется надавливание на поверхность предмета.

Таким образом, детям предлагается система обобщенных действий, которые они проделывают сначала под руководством взрослых, а позднее самостоятельно.

На четвертом и пятом году жизни дети учатся восприятию предмета в целом (прежде всего — его формы), а затем тех свойств, передача которых дает возможность изобразить особенности предмета. Обследование организуется так, чтобы каждый ребенок мог не только подержать предмет в руке, но и совершить необходимые движения рукой по предмету. Воспитатель показывает, как это делается: рука взрослого движется медленно, она ведет за собой взгляд ребенка и учит последовательно воспринимать форму предмета.

Большое место отводится ознакомлению детей с сенсорными эталонами — формой, величиной и т. д. В средней группе можно познакомить детей и с фактурой предмета.

В старшей группе обучение системе обследования предмета начинается с начала года. Для этой цели используются игры: «Что рассказывает о себе игрушка?», «Найди предмет на ощупь», «Угадай, что это?», «Чем похожи и чем отличаются?» и т.д. В подготовительной к школе группе занятия проводятся без осязательного обследования, с опорой только на зрительный анализ. Таким образом, благодаря лепке из глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, особенно в процессе лепки с натуры.

Непосредственно образовательная деятельность

по лепке в средней группе

(пластилинопластика)

Тема: «Солнышко, покажись!»

Задачи:

  1. Учить детей приемам техники рельефной лепки, упражнять в умении раскатывать и расплющивать пластилин; создавать образ, дополняя его различными деталями.
  2. Формировать навыки использования осязания в процессе предметно-практической деятельности.
  3.  Развивать мелкую моторику, цвета- и форм восприятие, воображение, чувство ритма и композиции, активизировать речемыслительную деятельность.    
  4. Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

Оборудование:

Объемное солнце, варианты солнечных лучей, лучик, пластилин, картонные квадраты размером 15-15 и 20-20, стеки, крупа, бусинки для глаз, фонограмма «Утро», салфетки.

Предварительная работа:

Чтение потешек о солнце, сказки К. Чуковского «Краденое солнце», наблюдения с детьми за солнцем на прогулке, рассматривание произведений декоративного-прикладного искусства.

Ход:

1. Организационный момент (Дети с воспитателем подходят к окну)

Воспитатель: Ребята, скажите, какое время года за окном? (Весна)

Педагог загадывает загадку:

К нам Весна-Красна пришла,

Всем сегодня не до сна:

Ручейки бегут, журчат,

Птицы весело кричат,

Светит к нам в оконце

Озорное … (солнце)

Воспитатель: Скажите, какой формы солнце? (Круглое), что вокруг солнышка? (Лучи).

Воспитатель: Дети! Давайте пригласим солнечный лучик к нам в гости!

все вместе:

Лучик, лучик, покажись! Лучик, лучик, появись!

(На стене свет фонарика)

А вот и он! Сейчас я его поймаю!

Воспитатель: Здравствуй, Лучик! Поиграй сегодня с нами! Посмотрите, куда приглашает вас Лучик? (Луч направлен к мольберту, на котором находятся образцы)

Основная часть:

1). Рассматривание образцов на мольберте

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые здесь солнышки. Чем отличаются они друг от друга? (Лучами). Какие лучи у желтого солнышка? (Длинные). А у красного? (Короткие). А у оранжевого? (Волнистые). А вам хотелось бы сделать такое весеннее сказочное солнышко? (Ответы детей).

Игра «Угадай, какой формы лучик?»

Воспитатель: Дети, посмотрите, лучик нас опять куда-то зовет

Лучик светит спозаранку, мы выходим на полянку,

Лучик пляшет и поет, поиграть он нас зовет.

(На спинках стульев висят муфты с лучами)

Ребята, лучик спрятался в муфты, попробуйте отгадать, какой он стал формы. Опустите руки в муфты, потрогайте, погладьте лучи. (Воспитатель выполняет задание вместе с детьми).

Воспитатель: Я сегодня буду делать солнышко с волнистыми лучиками. А ты …… какие лучики будешь делать? А у тебя …… будут какие? Молодцы! Вы правильно догадались! Положите лучики на стол и сами присаживайтесь.

Практическая часть:

Воспитатель: Сначала давайте подготовим наши умелые пальчики к работе. Повторяйте вместе со мной.

Пальчиковая гимнастика «Утро»

Утро ясное придет,

(Локти стоят на столе, пальцы сжаты в кулак)

Солнце красное взойдет,

(Разжать и растопырить пальцы)

Будут пальчики вставать,

(Пальцы сжимаются и разжимаются)

Будут пальчики играть.

(Разжать пальцы и пошевелить ими)

Показ воспитателя

Воспитатель: Солнышко будем делать на цветных квадратах. Сначала сделаем солнечный круг. Как будем его делать?

(Раскатать кусок пластилина в шарик, расплющить его и прижать к фону)

Воспитатель: Теперь будем делать лучики. Нужно взять пластилин, раскатать длинную колбаску, разделить ее стекой пополам, затем каждую еще пополам и т.д. У моего солнышка волнистые лучики, я изогну колбаску и прижму лучик к солнечному кругу. Мое солнышко готово! А теперь и вы приступайте к работе.

Самостоятельная работа детей

Воспитатель: Но какое-то оно не веселое! Что еще нужно добавить? (Глаза, нос, рот). Что лежит у вас на подносе? (крупа, бусинки, перец).

(Дети украшают солнце)

Воспитатель: Какие замечательные солнышки у вас получились!

Выставка работ на мольберте

Зрительная гимнастика:

Ребята, сегодня мы сделали солнышки, а теперь давайте нарисуем его глазами.

(Прослеживание на плакате)

Воспитатель: Ребята, вы слышите музыку, это встает солнышко! (Звучит музыка «Утро», к потолку поднимается солнце)

Воспитатель: Солнышко, покажись! Красное – нарядись!

Выйди поскорее, будь к нам подобрее!

Итог:

Воспитатель: Ребята, это Солнышко не простое, оно волшебное! За то, что вы сегодня замечательно трудились, оно приготовило для вас сюрпризы. (В солнце лежат эмблемы-солнышки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка-раскладушка для родителей "Развитие осязания и мелкой моторики посредством лепки"

Мелкая моторика – чрезвычайно важная составляющая роста. Исследования ученых доказали, что успешное формирование некоторых значимых центров мозга - плотно связано с развитием мелкой моторики. Такие че...

Конспект коррекционного занятия по развитию осязания и мелкой моторики «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ».

Конспект коррекционного занятия по развитию осязания и мелкой моторики, проводится с подгруппой детей во 2-ой младшей группе....

Конспект занятия по развитию осязания и мелкой моторики «Старичок-Лесовичок»

Занятие по развитию осязания и мелкой моторики «Старичок-Лесовичок» проводится с подгруппой детей 4-5 лет....

Статья "КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят...

Консультация для воспитателей: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста»

Для развития мелкой моторики очень хорошо использовать массаж с гранеными карандашами (перекатывая карандаш по всей поверхности ладошек, самомассаж (для этого мы используем обыкновенный лист бумаги, п...

Консультация для воспитателей "Развитие крупной и мелкой моторики рук"

Как часто мы слышим и читаем, что для маленького ребенка важно развитие мелкой моторики, но не придаем нужного значения, а порой и вовсе забываем о важности крупной моторики. Или пытаемся ра...

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности "Развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения дошкольного возраста через дидактические игры"

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования дидактической игры как средства развития осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. Основное внимание акценти...