Статья "КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Дьяченко Татьяна Тимофеевна

При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят от усвоения детьми простых конструкций и практического опыта детей, педагог же должен создавать условия для усложнения построек. Конструирование из крупного конструктора способствует развитию практического мышления детей и существенно обогащает их воображение и творчество, приобщает к проектно-дизайнерской работе. Как часть занятия по ознакомлению с окружающим миром. Наряду с объёмным конструированием на моих занятиях с детьми я чаще всего применяю плоскостное конструирование. Далее дети могут свободно использовать работы плоскостного конструирования как схемы – планы построек из объёмных конструкторов, которые они создают по собственному замыслу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ  ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ДЛЯ ДЕТЕЙ С  ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА.                                                                                       Учитель-дефектолог Дьяченко Татьяна Тимофеевна.

При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические  темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят от усвоения детьми простых конструкций и практического опыта детей, педагог же должен создавать условия для усложнения построек.  Как и  при обучении младших детей необходимо уделять особое внимание предварительному наблюдению и анализу конструируемых объектов, определению их структуры, выделению объектов и их частей. Активизировать самостоятельную поисковую деятельность детей, учить формировать обобщённые способы анализа условий задач и их соотнесение с конечной целью, что обеспечит чёткое и целенаправленное построение детьми своей практической деятельности.  ТЕМЫ: Мебель,  постройка обстановки комнаты (стол, кровать, стул, тумбочка с телевизором, диван со спинкой и подлокотниками,  и т. д. стены, двери, окна).

Транспорт, постройка улицы (здания, пешеходные дорожки, шоссе, мост, ворота, грузовик, автобус, космический корабль,  и т. д.).

По собственному замыслу. На таких занятиях сами определяют условия, которым должна соответствовать их постройка,  т. е. ставят перед собой задачу и создают оригинальные конструкции , сложные по структуре, комбинаторике деталей. Деятельность детей отличается поиском новых решений, их обсуждением с другими детьми.  Дети готовы к коллективным формам  работы и к сюжетному конструированию высокого уровня. Такое конструирование порождает интересные игровые замыслы; оно становится побудителем игры, способствует развитию, прежде всего, её сюжетной линии.  Выше перечисленные темы являются более конкретными и узкими – на закрепление обобщающих наименований. Как один из способов обучения целостному восприятию предмета по деталям – из чего состоит, форма и т. д.  На первых занятиях новой темы предлагаем детям образец постройки, который дети анализируют под руководством педагога по схеме:

1. Рассматривание объекта в целом.

2. Установление его практического назначения.

3. Выделение основных частей.

4. Определение их функционального назначения в соответствии с назначением объекта в целом.

5. Установление  пространственного расположения этих частей.

6. Выделение деталей, составляющих основные части.

7. Установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу.

8.Постройка  детьми по образцу.                                                                         9.        а)Соотнесение объёмных геометрических фигур с плоскостными;   б)постройка на альбомном листе (конструктор типа Агаповой – деревянный);  в)замена объёмных форм на плоскостные;                                                            г) перенос путём обводки карандашом  по контуру плоскостных геометрических форм «постройки» - схемы на альбомный лист. Обращаем внимание детей на наложение деталей друг на друга в объёмной  постройке и учим переносить эти явления на лист бумаги (пунктир по верхней или ближней детали заслонённой детали постройки).                                    10.Далее на следующих занятиях учим «читать» схемы, а потом соотносить плоскостные формы с объёмными фигурами и конструировать.  КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ.                                            -Закрепляем геометрические формы и фигуры,  обобщающие наименования, - учим детей,   соотносить объём с плоскостью,                                                     - учим  видеть целостное и со скрытыми деталями (наложение деталей),                                                              -развиваем пространственную ориентировку – перенос деятельности с макропространства на микропространство и наоборот,                                        - развиваем глазомер,                                                                                                 - развиваем мелкую моторику  рук,  память, мышление, речь.

На следующих занятиях учить детей  переносить  постройки  с микропространства – конструкции из деревянного настольного  конструктора,  на мокропространство – работа с крупным напольным конструктором. Использовать также схемы, но уже не учитывать размеры элементов конструктора – продолжать развивать глазомер. На схемах обращать внимание на детали с наложением и правильно выполнять конструкции по схемам. Учить рисовать схемы с больших построек (напольного конструктора). В процессе создания построек педагог следит за точностью воспроизведения заданной конструкции, за своевременным контролем действий. При анализе готовых конструкций дети отмечают, что общего в них, чем они отличаются и почему.  Детям  приобретенный накопленный  опыт конструирования из строительного материала даёт возможность формировать более сложные умения: анализировать с точки зрения практического использования, создавать собственные замыслы конструкций с учётом их функционального назначения.

Конструирование из крупного конструктора способствует развитию практического мышления детей и существенно обогащает их воображение и творчество, приобщает к проектно-дизайнерской работе.                                                        

                                                                                                                                                  ПЛОСКОСТНОЕ         КОНСТРУИРОВАНИЕ – как  часть занятия по ознакомлению с окружающим миром.  

Наряду с объёмным конструированием на моих занятиях с детьми я чаще всего применяю плоскостное конструирование.    

Плоскостное конструирование – дидактические игры  «Мозаика», «Сложи картинку», «Вертолёт» и т.д. в основном это конструирование отдельных предметов. Материалом  для конструирования могут быть счётные палочки, спичечные палочки, геометрические формы из толстого и плотного картона. Дети конструируют сначала  с наложением на контур образца, потом по образцу, далее по памяти, и, наконец, самостоятельно «собственные конструкции».  На занятиях с плоскостным конструированием также использую рисование схем, построенных детьми самостоятельно. Дети  переносят  конструкцию с одной плоскости на другую плоскость путём обводки контуров, или  примерно,  на глаз. Далее дети могут свободно использовать  работы плоскостного конструирования как схемы – планы построек из объёмных конструкторов, которые они создают по собственному замыслу.

 

        Москва, 2008-2009уч. год.