Главные вкладки

    Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "Мой родной город"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Конспект открытого занятия. Прошлое и настоящее города Егорьевска Московской области.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moy_rodnoy_gorod.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие по ознакомлению с окружающим миром

    для детей старшего дошкольного возраста

    "Мой родной город"

    Цели: 

    1. формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;
    2. познакомить детей с историей названия города, воспитывать чувство гордости за своих земляков;
    3. обогащать и активизировать словарь: земляки. 

    Предварительная работа: 

    1. беседы о городе;
    2. экскурсии в музей, парк, библиотеку, к памятникам, в школу, на стадион;
    3. рассматривание фотографий с видами города;
    4. участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню города.

    Материалы: 

    1. фотографии с видами города;
    2. флаг и герб города;
    3. стихи о городе;
    4. аудиозапись песен о городе;
    5. листы ватмана, фломастеры.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Звучит аудиозапись песни о городе.

    Педагог.

    Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло)
    Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:

      Утро настает,
     Солнышко встает.
     Мы собираемся,
     В добрый путь отправляемся.
     Друг на друга поглядим,
     Про себя проговорим:
    «Кто у нас хороший?

             Кто у нас пригожий?»

    Дети поочередно называют друг друга ласковыми словами, заканчивая фразой:

    «Все у нас пригожие.

      Все у нас хорошие».

    Педагог.

    Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умные ребята. С такими детьми и беседовать приятно.

    Мой Егорьевск, родины глоток,

    На твоей ладони спят века.

    Я на ней, как маленький цветок,

    Как живая капля родника.

    Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня поведем разговор?

    Ответ детей: «Мы сегодня будем беседовать о нашем городе Егорьевске». 

    Педагог.

    На свете очень много больших и малых городов. А мы будем говорить о нашем городе, о самом любимом, о самом красивом. Это наша с вами малая Родина.

    Если скажут слово Родина,

    Сразу в памяти встаёт

    Старый дом, в саду смородина.

    Толстый тополь у ворот,

    У реки берёзка-скромница

    И ромашковый бугор,

    А другим, наверно, вспомнится

    Свой родной микрорайон.

    Многое можно вспомнить и рассказать о городе, в котором вы родились. Расскажите мне, пожалуйста, что вам нравится в нашем городе?

    Высказывания детей:

    1) Наш город красивый, в нём есть музеи, гимназии, много детских садов и  школ.

    2) В нашем городе родился Эдуард Николаевич Успенский, написавший много книг для детей.

    3) Наш город расположен на юге-востоке от Москвы. Из города можно проехать в другие города: Воскресенск, Коломну, Шатуру, Электросталь.

    4) У нас на улице Советской – Вечный огонь и мемориал Славы в честь героев, павших в боях за свободу и независимость Родины в ВОВ.

    5) В нашем городе учился известный лётчик В. П. Чкалов.

    6) Мэр нашего города - Лавров Михаил Трофимович, который много делает для того, чтобы наш город был красивым, уютным, светлым.

    Педагог.

    Вот видите, город наш небольшой, а, сколько в нем есть всего, что может нравиться, кажется, что по-другому и быть не могло. А ведь так было не всегда. Я предлагаю вам отправиться в путешествие – в прошлое. Хотите узнать, каким был Егорьевск давным-давно?

    Давайте построим машину времени и отправимся в путь. Начнём отсчёт времени: счёт до 10 и обратно.

    (Аудиозапись.)

    Посмотрите, где мы с вами находимся. 

    Давно это было. На месте сегодняшнего Егорьевска в то время произрастал густой лес, в котором было много ягод, грибов, зверей. Угадайте, какие звери жили в этом лесу?

    1. Кто по ёлкам ловко скачет

        И взлетает на дубы?

        Кто в дупле орехи прячет,

        Сушит на зиму грибы?

    2. На овчарку он похож,

        Что ни зуб, то острый нож.

        Он бежит, оскалив пасть,

        На овцу готов напасть.

    3. Колючий недотрога

        Живёт в лесу густом.

        Иголок очень много,

        А нитки ни одной.

    4. У косого нет берлоги,

        Не нужна ему нора.

        От врагов спасают ноги,

        А от голода кора.

    5. Посмотрите-ка, какая:

        Вся горит, как золотая,

        Ходит в шубке дорогой,

        Хвост пушистый и большой.

    6. Летом по лесу гуляет,

        Зимой в берлоге отдыхает.

    А как вы думаете, какие ягоды росли в лесу? А грибы?

    Ответы детей.

    Привольно и раздольно жилось зверям в лесу. А в этом лесу протекала полноводная река, в которой водилось много рыбы. И вот пришли сюда люди – наши с вами предки. Очень понравилась им эта местность, и решили они здесь поселиться. Так появилась деревня Высокая, которая со временем стала называться село Высокое. Наши предки были превосходными строителями, занимались торговлей, художественными промыслами: резьбой по дереву, медным литьём, книжным орнаментом, а ещё они славились игрой на гуслях. Вот почему реку, возле которой было воздвигнуто село Высокое, прозвали Гуслицей.

    Физкультминутка.

    Мы по бережку пойдём,

    У берёзки сядем.

    В руки гусельки возьмём

    И тихонько запоём:

    «Трень-брень, гусельки,

    Золотые струночки.

    Трень-брень, гусельки,

    Золотые струночки».

    Вот как мы замечательно отдохнули. А теперь слушайте, что было дальше.

    Построили наши предки в селе церковь во имя св. Георгия Победоносца, которого в народе прозвали Егорием, и село стало называться Егорий-Высокий. И вскоре пришла селянам радостная весть о том, что село переименовали в город Егорьевск.

    У города появился герб. Символом Егорьевска стала победа добра над злом. Рукой небесного заступника – пронзённый копьём змей. (Рассматривание герба.)   

    Многое для развития Егорьевска сделал купец Никифор Михайлович Бардыгин – городской голова, т. е. главный в городе, как наш мер – Михаил Трофимович Лавров. (Показ портрета Н. М. Бардыгина.) Н. М. Бардыгин  построил школы, гимназии, больницы, фабрики, провёл водопровод в город, сделал уличное освещение, разбил скверы и парки. (Рассматривание фотографий.) 

    Всё это сделано неустанными заботами городского головы Никифора Михайловича Бардыгина. Об этом можно рассказывать очень долго. Но нам пора возвращаться назад в современный Егорьевск.

    Готовы? Отсчёт времени.

    (Аудиозапись.)

    Педагог.

    Вот мы и вернулись из прошлого, где узнали много нового об истории нашего города.

    Город рос. Открывались постепенно Дом культуры, музыкальная школа, поликлиники, больницы и всё-всё, что вы сейчас видите в городе, всё, что вам нравится, без чего, нам кажется, мы бы и жить не смогли. Город не был бы таким, если бы не было таких трудолюбивых людей, таких умных, заботливых руководителей, которые знают, что необходимо для хорошей жизни взрослым, что нужно для веселой и беззаботной жизни вам, детям. Каждый, живущий в нашем городе, считает его самым красивым, самым уютным и старается сделать что-то полезное, нужное, оставить после себя добрую память. Много у нас есть горожан, наших земляков, которые делали и продолжают делать всё для того, чтобы город становился красивее, богаче. Мы можем гордиться  мужественными людьми – героями Советского Союза, участниками В. О. Войны, в честь которых возведён мемориал Славы – «Аллея героев», мы гордимся теми учителями и врачами, которые учат и лечат людей, нашими спортсменами, которые участвуют в различных соревнованиях, поэтами, которые сочиняют такие чудесные поэмы, стихотворения. Это все наши с вами земляки, которые живут рядом с нами, с кого мы можем брать пример, кем мы можем гордиться. Пока вы еще дошкольники, вам еще предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно любить свой город, а любить – значит, знать его.

    Давайте поиграем в игру: “Что вы знаете о своем городе?”

    Вопросы: 

    1. Что вы знаете об истории нашего города?

    2. Как называется улица, на которой вы живёте?

    3. Назовите адрес нашего детского сада.

    4. Что находится рядом с детским садом?

    5. Какие улицы города вы знаете?

    6. Кто мэр нашего города?

    7. Какая школа находится рядом с детским садом?

    8. Назовите людей, прославивших наш город.

    9. На какой улице находится администрация города?

    10. Как должны взрослые и дети относиться к своему родному городу?

             Педагог.

    Вокруг нашего города растет лес. Давайте мы отправимся туда.

    Физкультминутка “Осенний лес”.

    Мы пришли в осенний лес!
    Сколько тут вокруг чудес!
    Справа – березка в наряде стоит.
    Слева – елка на нас глядит.
    Вот зайчишка побежал,
    От лисы он убежал.
    Серый волк по лесу рыщет,
    Он себе добычу ищет.
    Все мы спрячемся сейчас,
    Не найдет теперь он нас.
    Пролетают снегири,
    Как красивы они!
    Кругом – тишина и покой,
    Ну, а нам пора домой.

    Дети садятся.

    Педагог. 

    Молодцы! Мы сегодня говорили об историческом прошлом нашего города, о том, каков он сейчас. Вы своими ответами показали, что знаете и любите свой родной город. Завершая наш разговор, давайте помечтаем о том, что вы захотите сделать для города, когда вырастете. Наша игра-мечта так и будет называться “Мечтатели”, ее можно начинать словами: “Когда я вырасту...”

    Высказывания детей.

    Какие прекрасные у вас мечты! Я думаю, что каждому из вас обязательно удастся осуществить свою мечту. А пока вы можете сделать это на бумаге, используя фломастеры. Представьте, что в центре города построили огромную площадь Солнца. Каждый солнечный лучик – это ваша мечта. Я вам предлагаю дома нарисовать свою мечту, а завтра принести рисунок в детский сад.  И мы с вами построим город будущего.

    Ребёнок читает стихотворение.

                «Признание в любви»

    « Где-то меж Рязанью и Москвою

      В глубине мещёрской полосы,

      Дань отдав святейшему Егорью,

      Город вырос средь берёзовой красы.

            

      Он стоит, расправив гордо плечи,

            А вокруг – простор лесов, полей.

            На церковной площади под вечер –

            Тишина и стаи голубей.

     

      Окунаясь в этот дивный сумрак,

      По твоим я улицам пройдусь.

      На окраине с «чудным» названьем «Фубры»

      Я опять сегодня заблужусь.

            

      И, засматриваясь на узоры окон,

            Сделаю признанье, не тая:

            Я люблю тебя, родной мой город –

                     Улицы, дома и тополя.

     

     Праздники люблю твои и будни,

     И цветы у вечного огня,

    Школу, где меня, наверно, помнят,

                    Славные мои учителя,

     Детские сады с их голосами,

    Парк Победы, речки синеву …

    Вас люблю, родные горожане –

    Всё, что малой Родиной зову!»

    Педагог. 

    Такое замечательное стихотворение написала наша землячка - Соколкина В. В. Вы все её хорошо знаете, т. к. она работает завхозом в нашем детском саду «Родничок». Я думаю, что вы все, повзрослев, вот так же сможете признаться в любви к нашему городу: кто-то стихами, кто-то песнями, а кто-то просто хорошими, добрыми делами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город, мой Зеленокумск»

    Занятие способствует формированию любви к родному городу и развивает интерес к его прошлому и настоящему....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

    Решение образовательных задач по формированию первоначальных знаний об истории города Красноярска, способствуя расширению представлений детей о городе и его достопримечательностях; развивитию речи дет...

    Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мое родное село».

    Занятие закрепляет у детей представление о родном селе, его окрестностях и досто­примечательностях, о тружениках, работаю­щих в нем: животноводах, механизаторах, полеводах, хлеборобах. Воспит...

    «Обитатели тайги». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

    Конспект занятия "обитатели тайги" предназначен для детей старшего дошкольного возрастаЦель занятия: обоготить знания  о тайге, о растительном и животном мире тайги, расширять знания де...

    «Домашние животные и их детеныши» (Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей дошкольного возраста)

    Цель:Систематизировать представления о домашних животных и их детенышей.Задачи:Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами; повадками животных, их внешним видом, условиями жизни, ...

    Удивительная природа родного края занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

    Удивительная природа родного краязанятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возрастаАвтор: Доронина Т.В.Воспитатель первой квалификационной категорииМуниципальное бюджет...