Рабочая программа "Пластилиновая фантазия"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Григорьева Ольга Владимировна

Программа создана с целью  развития ручной умелости у детей среднего  дошкольного возраста посредством пластилинографии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_plastilinovaya_fantaziya_v_tablitse.docx39.6 КБ

Предварительный просмотр:

Принято                                                                       Утверждаю

Решением педагогического совета                           Заведующий МАДОУ детский сад №25

МАДОУ детский сад №25                                          ________________ Е.А Чекина

Протокол №____                                                        Приказ №____ от «___»_______ 20___г.

от «___»__________ 20____г.              

Рабочая программа по дополнительному образованию

«Пластилиновая фантазия»

2015-2016 учебный год

Паспорт программы

Наименование рабочей программы

«Пластилиновая фантазия»

Адрес организации исполнителя

  РБ, г. Нефтекамск, ул. Парковая, 23Б

Муниципальное автономное дошкольное образовательное     учреждение детский сад №25

Фамилия, имя, отчество, должность составителя  программы, образование

Григорьева Ольга Владимировна – воспитатель высшей  квалификационной категории

Образование – среднее специальное

Нормативно-правовое обеспечение

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13 г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.13 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Методическое обеспечение

  • Г.Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003";        
  • Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д",2004;
  • Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ",2002;
  • Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т.С. Издательство " Российское педагогическое агентство",1997;
  • Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом.  – СПб.  Детство-пресс,1999

Заказчики программы

  • Педагогический совет
  • Родители

Целевая группа

  Дети средней группы №5,6

Цель программы

Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного  возраста посредством пластилинографии.

Направленность

  Художественно – эстетическая

Срок реализации

  1 год

Уровень реализации

  Дошкольное образование

Актуальность.

  Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Необходимо научить детей видеть прекрасное в простом. Взращивать в детских сердцах чувство к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками, что принесёт им  чувство удовлетворения. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Успехи в простом придают уверенность в своих силах,  и ведет к сотворению более сложного. Лепка из пластилина позволят реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ  находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме того, работа с пластилином  имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

Учёные пришли к заключению, что формирование речевых  областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется  стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки к письму.

Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

Цель и задачи программы дополнительного образования

«Пластилиновая фантазия»

 Цель: Развитие ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

 Задачи:

 - Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

 - Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

 - Учить работать на заданном пространстве.

 - Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

 - Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

 - Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

 - Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

 - Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

 - Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

 - Развивать изобразительную деятельность детей.

 - Развивать сюжетно – игровой замысел.

 - Развивать интерес к процессу и результатам работы.

 - Развивать интерес к коллективной работе.

 Данная программа разработана для детей среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет).  Предусматривает один год обучения.

 Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

 1этап. Подготовительный

 - освоить прием надавливания;

 - освоить прием вдавливания;

 - освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца;

 - освоить правильную постановку пальца;

 - освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками;

- научиться работать на ограниченном пространстве.

2этап. Основной

 - научиться не выходить за контур рисунка;

 - научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;

 - использовать несколько цветов пластилина;

 -для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.);

 - научиться пользоваться специальной стекой-печаткой;

 - научиться доводить дело до конца;

- научиться аккуратно, выполнять свои работы;

- научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми;

- научиться восстановлению последовательности выполняемых действий;

- научиться действовать по образцу воспитателя;

- научиться действовать по словесному указанию воспитателя.

          3этап. Итоговый

- самостоятельно решать творческие задачи;

- самостоятельно выбирать рисунок для работы;

- формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 мин.   Занятия проходят в подгрупповой форме во 2 половину дня.

Учебный план

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Помоги Буратино оживить карандаши и краски»

  1. Учить приему размазывания (в разных направлениях);
  2. Продолжать обучать отщипывать маленькие кусочки пластилина, использовать пластилин нескольких цветов, развивать мелкую моторику;
  3. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином; обогащать словарь, активизировать словарь

«Воздушные шары»

  1. Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
  2. Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
  3. Развивать мелкую моторику рук.
  1. Развивать эстетическое и образное восприятие

«Чудо-грибочки»

  1. Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах.
  2. Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет.
  3. Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.

Воспитывать любознательность, интерес к познанию живой природы и отражению впечатлений в разных видах художественной деятельности. Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи

«Осеннее дерево»

  1. Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии.
  2. Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.
  3. Упражнять в скатывании маленьких шариков   круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.
  4. Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.
  5. Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Бусы для Люси»

  1. Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.
  2. Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.
  3. Закреплять знания о цвете.
  4. Развивать чувство ритма.

«Птичка»

  1. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.
  2. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
  3. Развивать аккуратность в работе с пластилином.
  4. Воспитывать любознательность, интерес к познанию.

«Ёжик»

  1. Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
  2. Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
  3. Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.
  4. Развивать мелкую моторику.
  5. Воспитывать аккуратность в работе.

«Подарок для мамы»

  1. Учить создавать композицию на основе готовых элементов – цветов – вдавливая их на крышку или диск.
  2. Закреплять прием вдавливания.
  3. Развивать мелкую мотрику.
  4. Воспитывать аккуратность в работе.

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Снеговик»

  1. Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.
  2. Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.
  3. Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.
  4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

«Украсим ёлочку новогодними игрушками»

  1. Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.
  2. Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.
  3. Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.
  4. Развивать интерес к работе.

«Подарок к Новому году»

  1. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина.
  2. Учить достигать выразительной передачи формы, цвета. Изображения мелких деталей объекта.
  3. Вызывать желание делать приятное, дарить подарки.

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Украсим Кате чашку»

1.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

2.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

3.Развивать аккуратность в работе с пластилином.

4.Закрепить знания о  цветах.

«Рыбки в аквариуме»

1.Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях.

2.Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: расскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.

3.Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.

4.Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук.

«Шубка для зайчика »

1.Учить способом размазывания  менять летнюю шубку зайчика на зимнюю;

2.Использовать стеку для создания эффекта пушистости;

3.Развивать согласованность работы обеих рук; воспитывать отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается;

4.Активизировать словарь (зайчик – зайчонок, белая шубка, названия частей тела);

5.Учить строить ответ на вопрос «Чьи это ушки, хвостик?».

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Украсим торт»

1.Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге.

2.Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,

3.Вызывать радость от проделанной работы.

4.Развивать согласованность в работе обеих рук 

5. Воспитывать аккуратность.

«Мышка-норушка и золотое яичко»

1.Формировать умение изображать с помощью пластилина сказочных героев.

2.Продолжать формировать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук.

3.Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.

4.Развивать сюжетно-игровой замысел.

«Шубка для ёжика».        

1.Моделирование образа ёжика путём изображения иголочек на спине ритмичными короткими мазками. 2.Обучение скатыванию и примазыванию. 3.Развитие эмоционального отклика на переживания игрового персонажа.

4. Формирование интереса к созданию коллективной композиции. Воспитание любви к животным.

«Подарок для папы».

1.Закрепить продолжать знакомить детей со свойствами пластилина;

2.Учить достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта;

3.Вызвать желание делать приятное, дарить подарки.

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Веточка мимозы в подарок маме»

1.Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.

2.Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.

3.Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.

4.Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.

«Украсим туфельку»

1.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

2.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

3.Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.

4.Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

«Божья коровка на ромашке».         1.Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе;

2.Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе;

3.Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема - пластилинографии, формировать обобщенные способы работы посредством пластилина.

«Одуванчики цветы, словно солнышко, желты».

1.Учить сочетать разные приемы (расплющивание, размазывание) для усиления выразительности образа;

2.Продолжать развивать умение изображать предметы на большом пространстве листа, согласованность движений обеих рук, умение работать в коллективе;

3.Активизировать словарь .

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Самолёт летит»

1.Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.

2.Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.

3.Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечками-иллюминаторами), используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.

4.Закрепить знания о голубом и синем цветах

«Разноцветный светофорчик».

1.Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.

2.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.

3.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

4.Развивать аккуратность в работе с пластилином.

«Черепаха»

1.Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.

2.Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.

3.Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.

Воспитывать бережное отношение к живым существам

«Бабочка».

1.Расширить знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки, знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке,;

2.Совершенствовать умение работать в нетрадиционной изо технике- рисование пластилином;

3.Расширять знания о возможностях данного материала, учить наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения;

4.Активизировать словарь.

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Цветик-семицветик»

1.Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.

2.Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.

3.Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального.

4.Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.

5.Закреплять знания об основных цветах спектра.

«Радуга-дуга»

1.Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.

2.Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук.

3.Продолжать Формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.

4.Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга)

Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность

«Лошадка».        

 1.Учить самостоятельно размазыванием завершать рисунок;

2.Закреплять умение размазывать линии в разных направлениях;

3.Развивать согласованность в работе обеих рук;

4.Воспитывать отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается;

5.Знакомить с новыми словами: грива, морда, копыта, блестящая шерсть.

«Мячики для котенка».        

 1.Учить прикреплять готовую форму на поверхности основы путем равномерного расплющивания по ней;

2.Продолжать учить раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями, использовать пластилин нескольких цветов;

3.Развивать мелкую моторику;

4.Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином;

5.Активизировать словарь ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Фантазия" по теме :использование узоров русских народных художественных промыслов в декоративной изобразительной деятельности старших дошкольников.

Данная методическая разроботка посвящается проблеме формирования и развития основ художественной культуры ребёнка, через знакомтво с народным декоративно - прикладным искусством.В системе работы испол...

рабочая программа по дополнительному образованию "Пластилиновая фантазия".

Программа  разработана для детей средней группы. Дети  учатся лепить как объемные так и плоскостные изделия (пластилинография)....

рабочая программа по дополнительному образованию "Чудесные фантазии"

Программа предполагает работу с  природным материалом, с бросовым материалом, с пластилином, тестопластикой, с бумагой....

Рабочая программа по художественному творчеству дошкольников «Страна фантазий»

Рабочая программапо художественному творчеству дошкольников«Страна фантазий»на 2014-2015 учебный годпедагога дополнительного образованияГБДОУ № 14 Федюк М.В.  Пояснительная запис...

Рабочая программа кружка "Цветная фантазия"

-  укрепить чувство уверенности в своих творческих способностях, преодолеть робость, чувство страха перед чистым листом бумаги; - совершенствование техники владения кистью в пределах традици...

Рабочая программа кружка декоративно – прикладного творчества «ФАНТАЗИЯ»

    Творчество обучающихся – это создание ими оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Результатом раз...

Рабочая программа дополнительного образования "Фантазии из солёного теста"

Рабочая программа на 2015 - 2016 учебный год по художественно-эстетическому направлению...