Конспект организованной деятельности "Чудесное ремесло"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Ковалева Наталия  Ивановна

С давних времен люди занимались гончарным делом. Глина вошла в быт человека. Из глины издавна и по сей день делают посуду, глиняными обожженными плитками – черепицей – покрывают крыши домов, на пол кладут керамическую плитку. Из доступной и распространенной повсеместно глины древние мастера изготавливали различные произведения искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goncharnoe_remeslo.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной деятельности «Чудесное ремесло»

В мультимедийной комнате на полках стоят глиняные игрушки, посуда.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание , у нас ничего не изменилось в  комнате?

(Изменилось. В комнате много глиняных изделий)

Воспитатель:- Из чего сделаны эти предметы?

(Предметы сделаны из глины.)

Воспитатель: Кто может сказать, откуда берут глину?

(Глину берут из земли.)

Воспитатель: Как глина появилась в земле?

(Когда то на месте, где сейчас глина, была река, река высохла, а глина осталась).

Воспитатель: Чем добывают глину?

(Глину добывают экскаватором, лопатой и скребком).

Воспитатель: Как называется место, где добывают глину?

(место, где добывают глину, называется – карьер)

Воспитатель: А в народе это место называют «копанце»

Глину сразу используют, когда его добудут?

(Нет, его пропускают через специальную мельницу или дробилку, чтобы она стала как песок)

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас провести опыты с глиной и песком.

Дети проходят к экспериментальным столам, под руководством воспитателя проводятся опыты.

Опыт 1. Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать: песок или глину? (одинаково)

Вывод: песок и глина сыпучие.

Опыт 2. С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из очень мелких зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные ,желтого цвета. Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи, и чем отличаются? Одни дети могут ответить, что песчинки похожи, другие – что нет, и не нужно их разубеждать. Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки. Затем рассмотрите таким же образом песчинки глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине – очень мелкие частички.  Если у вас есть лупы с большим увеличением, пусть дети рассмотрят глину, растертую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок.

Вывод: частички песка крупнее частичек глины.

Опыт 3. Во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности детей: ведь песчинки могут попасть в глаза или в нос. Чтобы избежать этого, можно проводить опыты в стеклянных банках. В банку  насыпьте тонким слоем глину или песок, закройте полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки сделайте отверстие для резиновой трубки, через которую можно вдувать в банку воздух. Один конец трубки будет находиться в банке, в другой вставьте обычную резиновую грушу. Создайте в банке сильный поток воздуха – игрушечный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Затем подуем так же на частички глины. Глина поднимается выше, чем песок.

Вывод: частички глины легче, чем частички песка.

Опыт 4. Аккуратно нальем воду в стаканчик с песком. Потрогаем его. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.  Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее.

Вывод: между частичками песка расстояние больше, чем между частичками глины.

Опыт 5. Слепим из влажной глины и песка шарики. Шарик  из песка получился непрочный. А шарик из глины получился прочным, частички как будто слились, получилась однородная масса, масса пластичная.

Вывод: глина пластичная.

Дети вытирают салфеткой руки и присаживаются на стульчики.

Воспитатель:- Ребята, где используют глину?

(Дети будут называть разные варианты, но воспитатель останавливается на варианте строительства)

Ребенок: С древних времен люди использовали глину при  постройке жилищ. Они вырывали яму, наливали туда воду, добавляли солому и топтали ногами. Из этой смеси делали кирпичи, сушили на солнце. Этот кирпич назывался саман. Жилища защищали людей от жары летом, а зимой от холода.

Воспитатель: А в наше время используют глину в строительстве?

(Да, ее добавляют в строительные смеси и делают из нее кирпичи)

Воспитатель: Чем саман отличается от современного кирпича?

(Саман делали вручную, а кирпич делают  на заводе. Кирпич ровный, саман не очень)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам побыть в роли строителей дома. Что нам для этого нужно?

(Чтобы построить дом,  нужны кирпичи, крыша, окно, дверь, печь)

На интерактивной доске дети поочередно выкладывают детали дома.

Воспитатель: Сколько кирпичей на первом слое дома?

(На первом слое дома 5 кирпичей)

                         Сколько кирпичей на четвертом слое дома?

  (На четвертом слое дома 2 кирпича)

                         На каком слое больше кирпичей?

(На первом)

                        На сколько больше?

(На 3 кирпича)

Воспитатель: Где еще используют глину?

(Глину используют в медицине. Ее накладывают на раны, опухоли, порезы. Примочки из глины вытягивают гной из ран. Во время войны использовали глину при переломах.)

                        Еще где используется глина?

(Глина используется в косметологии. С древних времен женщины накладывали разноцветную  глину на кожу лица. Еще белую глину использовали при стирке)

Воспитатель показывает глину для лица разного цвета.

( Из глины делают посуду)

С древних времен люди заметили, что еда в такой посуде долго хранится, становится вкуснее. Глиняная посуда долго сохраняет тепло и холод)

Воспитатель: Я сейчас вам загадаю загадки .

С языком – а не лает,

Без зубов – а кусает?

Шипит и злится,

Воды боится

( огонь)

Если работает она,

Не будет голодная семья.

(печь)

Она – и туча, и туман.

Она – ручей и океан.

Она летает и бежит

И стеклянной может быть.

(Вода).

Сухая – сыпучая,

Мокрая – липучая.

(глина)

Кружится и вертится

И посуда делается.

(гончарный круг)

Воспитатель: Человеку какой профессии не обойтись без всего этого?

(Гончару)

Воспитатель: А вы хотите на некоторое время стать гончарами?

(Да!) Я приглашаю вас в гончарную мастерскую.

Дети проходят за столы с гончарными кругами, повторяют правила работы с глиной на кругах  и начинают работать с ними.

После работы воспитатель спрашивает у детей о  том, что они сегодня сделали. Что узнали нового. Что им понравилось.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой  занимательной форме поможет педаго...

Конспект организованной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим по теме "Огонь"

Это занятие уточняет знания детей о горючих свойствах материалов и о способах возникновения и тушения огня, способствует развитию опытно-эксперементальной деятельности...

конспект развлечения КВН о Москве, комплексно- тематическое планирование во второй младшей группе и конспект организованной образовательной деятельности по художественной литературе "Рассказывание нанайской сказки "Айога"

мероприятие направленное на развитие нравственно- патриотического воспитания дошкольников, расширение знаний о Москве, о народно- прикладном искусстве; в комплексно- тематическом планировании даются з...

Конспект "Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Огород бабушки Агафьи на нашем окне»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Огород бабушки Агафьи на нашем окне»Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательной ...

Конспект организованной образовательной деятельности «Народные ремесла Кубани» в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия «Народные ремесла Кубани» в подготовительной к школе группеЦель - формировать у дошкольников целостное восприятие искусства как частикультуры народа. Задачи:1. Познак...

конспект "чем пахнут ремесла"

конспект занятия "чем пахнут ремесла" для средней группы...