Методическое пособие « Развитие мелкой моторики и художественно-творческих способностей старших дошкольников».
методическая разработка (старшая группа) по теме

Белова Оленька Васильевна

Методическое пособие

« Развитие мелкой моторики и художественно-творческих способностей старших дошкольников».

Опыт работы с детьми по данному пособию дает положительные результаты, входе проведения интересных занятий с детьми помогает выявить и раскрыть способности посредством изобразительного искусства. Дети быстрее определяют предметы, сравнивая их между собой, учатся придумывать и изображать свои формы, а также комбинировать из отдельных фигур сложные образы. Занятия по данному методическому пособию позволят освоить детям язык лепки из теста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posobie_belova.doc803.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:

Воспитатель I квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 317»

О. В. Белова

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  

И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Методическая разработка

Рецензенты:

Габдулхаков В.Ф. - д.п.н., профессор КФУ

Юсупова Г.Ф.- к.п.н., ст. преподаватель КФУ

КАЗАНЬ, 2014

Содержание

Пояснительная записка  ………………………………………………………….3

  1. Преимущества  солёного теста ………………………………….……......5
  2. Правила пользования материалами и инструментами ………………….6
  3. Первый год обучения детей тестопластике………………………………7
  4. Второй год обучения детей тестопластике……………………………...13
  5. Заключение………………………………………………………………..18

Список использованной литературы…………..……………………………….20

Приложение


Пояснительная записка

      Дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Именно в этот период жизни у детей возникает потребность к стремлению постигать мир и себя в этом мире.

        Путь  развития дошкольника не только труден, ответственен, но и радостен. Задача взрослых сделать  этот путь полным незабываемых встреч и открытий. Мы, взрослые, всегда должны помнить о том, что всё происходящее в непосредственном окружении ребёнка влияет на него и отражается в его душе.

          Самое любимое занятие детей этого возраста - лепка, посредством её дети познают мир, и наступает момент, когда им уже необходимо получать определённые знания, навыки и приёмы лепки. И в наших силах правильно помочь воспринять то, что он видит перед собой.

          Основное место на занятиях лепкой занимает солёное тесто, как наиболее пластичный материал. Солёное тесто - экологически чистый материал, поэтому его можно смело доверять любому малышу, и не беда, если маленький исследователь попробует его на вкус.  Лепить из солёного теста большое удовольствие и радость. Данный вид искусства имеет маленькие  затраты и очень большие возможности, т.к. все необходимые материалы легко доступны, а результаты порой поражают ожидания.

          Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не  только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка теста можно создавать бесконечное множество образов. А если материала достаточно, и рядом есть умелый взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

           Дошкольникам доступно овладение приёмами  работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, солёным тестом. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Развитие тематики связана с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь, выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребёнка.

Занятия  лепкой одновременно являются и занятием по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом, ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым, что стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.       Методическая разработка рассчитана на два года обучения, все задания предусматривают строго последовательный переход от простого к сложному. Этот принцип последовательности очень важно соблюдать при подаче материала. Чтобы не отпугнуть ребёнка от занятия нельзя ставить перед ним непосильную задачу, которую он на данном этапе не способен выполнить. Ребёнок должен чувствовать, что у него всё получается, тогда он сохранит интерес к дальнейшему освоению предмета.

В дошкольном возрасте ребёнку ещё очень сложно самостоятельно выбрать и изобразить какую-либо тему, в связи с этим методическая разработка предусматривает работу по заданиям. Чётко поставленная задача облегчает работу ребёнка, помогает ему сконцентрироваться, побуждает учиться новому, двигаться вперёд.

 Основная цель методической разработки: развитие художественно-творческих способностей и мелкой моторики старших дошкольников через тестопластику.

Общеобразовательные задачи:

  1. формировать  устойчивый интерес к художественной деятельности;
  2. обучить технологии изготовления изделий из солёного теста.

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать стремление к организации своего времени, помочь детям в их желании сделать свою работу значимой;
  2. воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе;

Развивающие задачи:

  1. развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, внимание, развивать наблюдательность, глазомер, мелкую моторику рук, развивать сенсорную чувствительность (восприятие формы, фактуры, цвета, веса, пластики);
  2. обобщать визуальный опыт детей через посещение выставок, походов на природу.

Принципы построения методической  разработки:

  • от простого к сложному;
  • связь знаний, умений с жизнью, с практикой;
  • личностно-ориентированный подход;
  • доступность;
  • позитивность;
  • поощрения достижений ребёнка в обретении творческой самостоятельности.

1. ПРЕИМУЩЕСТВА СОЛЁНОГО ТЕСТА

Солёное тесто:

- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

- легко отмывается и не оставляет следов;

- безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей!

- если оно правильно замешено, лепится замечательно, к рукам не липнет;

- можно сушить в духовке, а можно на воздухе;

- с готовым изделием можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

2. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛАМИ И ИНСТРУМЕНТАМИ

Средства:

Необходимо:

  • аккуратно работать с тестом;
  • пользоваться салфеткой после работы;
  • не разбрасывать инструмент;
  • класть кисточку на подставку;
  • вымыть кисточку после работы, просушить её;
  • сложить материалы и инструменты на место;
  • убирать своё рабочее место.

Средства:

  • солёное тесто;
  • стеки;
  • доски;
  • кисти;
  • гуашь;
  • шаблоны;
  • подставки;
  • клей ПВА.

3. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ТЕСТОПЛАСТИКЕ

Для первого года обучения (дети пяти лет) разработана тематика, где дети должны научиться различать, называть и лепить предметы шарообразной формы, яйцевидной и конусообразной.

Зрительный контроль движения рук в процессе изображения усиливается. В этот период обучения перед детьми ставится задача - более точно передавать строение несложных предметов, определять положение частей предмета: вверху, внизу, с одной стороны, с другой стороны. Основным способом ознакомления с предметом в целях формирования представления о нём  является - обследование. Особенно тщательным оно должно быть перед изображением предметов, с формой которых дети впервые знакомятся: двигают рукой по предмету, отвечают на вопрос преподавателя. При этом очень важно активизировать речь и действие детей, предоставляя им возможность показывать на образце и пояснять. Дети учатся различать цвета (тепло-холодно), учатся смешивать на палитре новые оттенки какого-либо цвета.

Первый год обучения

№ занятия

Тема занятия

1-2

В гостях у круглой страны

3-4

Солнышко лучистое.

5-6

Колобок в «круглой стране».

7-8

Жительница «Круглой страны»- неваляшка.

9-10

Пирамидка для маленькой неваляшки.

11-12

Гусеничка Соня.

13-14

Удавчик.

15-16

Семья улиток.

17-18

Панно «Виноград».

19-20

Осенний букет.

21-22

Тарелка с фруктами.

23-24

Урожай яблок.

25-26

Бабочка-коробочка и её подружки.

27-28

Динозаврик- обжорка.

29-30

Лягушка на листочке.

31-32

Дед Мороз и Снегурочка.

33-34

Петух.

35-36

Котик в корзинке.

37-38

Подсвечник к Новому году.

39-40

Новогодние игрушки.

41-42

Сказочный павлин.

43-44

Носорог.

45-46

Попугай

47-48

Ворона.

49-50

Цветок для мамы.

51-52

Колючий ёжик.

53-54

Стройный жираф.

55-56

Черепаха «Тортила».

57-58

Большой кит.

59-60

Семья змеек.

61-62

Божья коровка.

63-64

Клубничка.

65-66

Обитатели пруда.

67-68

Миска с апельсинами.

69-70

Верёвочная деревья.

71-72

Подсолнух.

 

Перспективный план первого года обучения

Месяц

Тема

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1-2

В гостях у «Круглой страны»

3-4 Солнышко лучистое.

5-6

Колобок в «Круглой стране».

7-8

Житель-ница «Круглой страны» -Неваляшка

9-10

Пирамидка для маленькой Неваляшки.

11-12 Гусеничка «Соня»

13-14 Удавчик.

15-16  

Семья улиток

17-18  Панно «Виноград»

19-20 Осенний лист.

21-22 Тарелка с фруктами.

23-24 Урожай яблок.

25-26 Бабочка-коробочка и её подружки.

27-28 Динозаврик-обжорка.

29-30 Лягушка на листочке.

31-32

Дед Мороз и Снегурочка.

33-34 Петух.

35-36

 Котик в корзине.

37-38  Подсвечник к Новому году.

39-40 Новогодние игрушки.

41-42  Сказочный павлин.

43-44 Носорог.

45-46  Попугай.

47-48 Ворона

49-50 Цветочек для мамы.

51-52 Колючий ёжик

53-54 Стройный жираф.

55-56  Черепаха «Тортила»

57-58 Большой кит.

59-60  Семья змеек.

61-62

Божья коровка.

63-64 Клубничка.

65-66 Обитатели пруда.

67-68

Миска с апельси-нами.

69-70 Верёвочные деревья.

71-72  Подсолнух.

-знакомим детей с формой шара;

-формируем обобщённое представление о предметах сферической формы;

- учим формообразующему движению - скатыванию округлых форм;

-развиваем тактильную чувствительность;

-учим смешивать яркие цвета на палитре.

-знакомим детей с формой круга и шара, учим находить между ними различие;

-учим формообразующему движению-скатыванию жгутика;

-развиваем образное мышление, воображение;

-учить скатывать шары различных размеров;

-учим детей смешивать на палитре новые цвета;

-учим скатывать шары различных размеров;

-учим создавать из различных по размеру шаров необходимый образ;

- учим смешивать  нужный для передачи характера цвет;

-учим скатывать шары различных размеров и расплющивать их в круги;

-развиваем чувство пропорций;

-даём понятие «ритм» в изобразительном искусстве.

-учим формообразующему движению-скатыванию жгутика и выщипыванию на нём ножек;

-учим скатывать шары от большего к маленькому;

-учим подбирать цветовую гамму для передачи характера;

-вызвать у детей желание лепить знакомых им животных;

-упражнять в технических и изобразительных навыках лепки животных;

-развивать самостоятельность;

-развиваем чувство пропорций;

-учим раскатывать длинный жгутик и скатывать его в спираль;

-вырабатываем умение вытягивать мелкие детали;

-учим детей делать фон, создавать композицию, наклеивать готовые детали;

-учим детей смешивать краски на палитре;

-развиваем диалектическое мышление, умение сравнивать и на  основе сравнения делать умозаключения;

-развиваем творческое мышление;

-вырабатываем навыки работы со стеклом при разрабатывании мелких деталей;

- учи получать новые оттенки при работе с красками на палитре;

-учим передавать в лепке различия по форме и величине фруктов;

-продолжаем учить детей основную форму предмета лепить кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стек;

-вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета;

-учим детей сравнительному анализу, при исследовании формы и цвета различных сортов яблок;

-вырабатываем умение лепить фон на картонной основе;

-вырабатываем умение лепки мелких деталей;

-продолжаем развивать композиционное мышление;

-развиваем наблюдательность;

-знакомим с миром насекомых;

-даём понятие «цветовой контраст»;

-вырабатываем умение работать различными способами лепки;

-вырабатываем умение подбирать цветовую гамму для создания необходимого  образа;

-знакомим с характерными деталями лягушки;

-учим закатывать в тесто фольгу при изготовлении крупной детали;

-учим смешивать различные оттенки зелёного цвета;

-учим лепить фигуру человека и передавать характерный наряд Снегурочки и Деда Мороза;

-вырабатываем навыки работы со стеклом при работе над мелкими деталями;

-вырабатываем умение лепки фона на картонной основе и украшение его;

- вырабатывание  навыков смешивания необходимых цветов и оттенков на палитре;

-учим создавать контрастную цветовую гамму;

-вырабатываем навыки лепки необходимой ёмкости ленточным способом;

- вырабатываем навыки работы стеком при разрабатывании  мелких деталей;

-развиваем чувство пропорций;

- развиваем фантазию и умение самостоятельно работать по образцу;

-закрепляем умения и навыки в освоении различных способов лепки, приобретённых на предыдущих занятиях;

-вырабатываем навыки самостоятельной работы по образцу;

-развиваем творческое мышление и фантазию;

-учим самостоятельно работать при создании образа;

-развиваем чувство пропорций;

-вырабатываем навыки работы с мелкими деталями;

-вырабатывание умения лепки фона на картонной основе и украшение его;

- вырабатывание навыков смешивания необходимых цветов и оттенков на палитре;

-учим создавать контрастную цветовую гамму;

-закрепляем умения и навыки различных способов лепки;

-учим сравнительному анализу (находим общее и различия между различными птицами);

- вырабатываем умение самостоятельно работать по образу;

- вырабатываем умение на картонной основе при помощи теста (отламывая его небольшими кусочками и расплющивая на картоне сделать фон;

- вырабатываем у детей умение заполнить прямоугольный формат, закомпоновав  на нём цветок;

-изучаем светлую цветовую гамму;

-продолжить учить лепить  фигуру животного конструктивным способом;

-развитие у детей воображения ;

-продолжить учить лепить из теста конструктивным способом;

-развивать у детей мелкую моторику пальцев;

-развитие самостоятельности;

-учить детей лепить черепаху из отдельных частей: панцирь, голова, лапы, хвост;

-упражнять в приёмах скатывания, вдавливания, раскатывания, присоединения, примазывания;

-учить передавать образу выразительность;

-учит лепить объёмную фигуру животного из целого куска теста, используя такие приёмы, как скатывание, оттягивание, прищипывание;

- продолжать учить лепить фигуру животных, применяя приёмы скатывания, оттягивания;

-уметь украшать поделку дополнительными материалами;

- продолжать учить лепить фигуру конструктивным способом;

-развивать самостоятельность;

- продолжать обучать различным приёмам лепки;

-соблюдение правил гигиены труда;

-организация рабочего места;

-развитие глазомера;

- продолжать обучать различным приёмам лепки;

-развитие глазомера;

-учим лепить широкую невысокую посуду в определённой последовательности

-учим скатывать шары одинакового размера;

-учим смешивать на палитре оранжевый цвет;

-вырабатываем умение на картонной основе при помощи цветного теста сделать фон;

-вырабатываем у детей умение видеть геометрическую фигуру в абрисе кроны (круг, овал);

-учим выкладывать ветви на силуэте дерева, в абрисе кроны которого лежит форма овала или круга;

-закрепляем такие приёмы лепки как отщипывание,   вытягивание, сплющивание;

-воспитывать самостоятельность в выполнении задания.

солёное тесто, гуашь или акрил, палитра, кисть беличья

цветное солёное тесто, гуашь и палитра

тесто, старый фломастер, гуашь, палитра, беличья кисть.

цветное тесто, картонная заготовка для фона, старый фломастер, тёмные бисеринки

тесто, спички, гуашь, палитра, беличья кисть

цветное тесто, некрашеное тесто, гуашь, палитра;

цветное тесто, доска для лепки, стек, бисер.

Тесто, стек

тесто, стек, различные формочки, клей ПВА, палитра, гуашь;

тесто, стек, гуашь,    кисть №2

тесто, старый фломастер, гуашь, палитра, кисть №2

картонная заготовка, тесто, стек, фломастер, гуашь, палитра, кисть №2

картонная заготовка в форме большого листика, тесто, стек, фломастер, гуашь, палитра, кисть №2

фольга для каркаса, тесто, стек, старый фломастер, гуашь, палитра, кисть №2

фольга, тесто, стек, гуашь, палитра, кисть №2

цветное тесто, тесто, стек, старый фломастер, блёстки на гелевой основе,  кисть №2

картонная заготовка  дл фона, тесто, зёрнышки двух видов, гуашь,  кисть №2

цветное тесто трёх цветов,  стек, старый фломастер

цветное тесто, бисер, разноцветная фольга, клей ПВА, кисточка для клея, гель с блёстками

цветное тесто, бисер, разноцветная фольга, клей ПВА, кисточка для клея, гель с блёстками

цветное тесто, пластилин обычный

фольга, тесто, гуашь, палитра, кисть №2

картонная заготовка в форме клетки, старый фломастер, гуашь, кисть №2

тесто   (чёрное и коричневое), стек

картонная заготовка прямоугольной  формы для  фона, тесто, гуашь,  кисть

цветное тесто, короткие спички, стек, доска для лепки

тесто, 3 соломинки, стек, доска для лепки

тесто, доска, стек, салфетка

Тесто, пластиковая трубочка, надрезанная сверху, стек, доска для лепки

Тесто, пуговицы, бусинки, бисер, стек, тряпочка, доска для лепки

Тесто, стек, доска для лепки

Тесто, стек, доска для лепки, салфетки, муляжи клубники

Тесто, стек, салфетка

Цветное тесто, старый фломастер

Цветное тесто, толстая пряжа, клей ПВА, кисть

Тесто, зубочистка, стек, доска для лепки.

Тесто, зубочистка, стек, доска для лепки.

4. ВТОРОЙ ГОД  ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ТЕСТОПЛАСТИКЕ

Для второго года обучения разработана тематика, где основное внимание детей  направлено на восприятие отношений по высоте, ширине и передачу этих отношении в изображении. На данном этапе основные формообразующие движения стали прочным навыком и не требуют непрерывного зрительного контроля- руки как бы сами проделывают привычные движения. Благодаря этому ускоряется темп выполнения задания.

   На этой основе даются новые технические умения. Для их усвоения необходим зрительный контроль движения рук, знания цветов расширяются благодаря усвоению оттенков.

 Второй год обучения

№ занятия

Тема занятия

1-2

Ветка рябины.

3-4

Осенний лес.

5-6

Украшение головного убора.

7-8

Космический корабль.

9-10

Панно «Рассвет».

11-12

Русское поле.

13-14

Хлебная лакомка.

15-16

Тигр.

17-18

Поросёнок «Ниф- ниф».

19-20

Дружная семейка грибов.

21-22

Гриб «Мухомор».

23-24

Уточка на воде.

25-26

Ёжик из шишки.

27-28

Весёлый клоун.

29-30

Заяц «Коська».

31-32

Мышка- норушка.

33-34

Птичка в гнезде.

35-36

Рамка для фотографии.

37-38

Весёлый и грустный клоуны.

39-40

Лошадка.

41-42

Встреча двух улиток.

43-44

Лебеди.

45-46

Маленький пингвин.

47-48

Цирковой слон.

49-50

Сердечки в подарок.

51-52

Рыбки.

53-54

Бабочка.

55-56

Кот.

57-58

Натюрморт с цветами.

59-60

Цыплёнок.

61-62

Бурёнка.

63-64

Коврик, миска для кота.

65-66

Овечка и барашек.

67-68

Колодец.

69-70

Яблоня.

71-72

Деревенский двор

          

Перспективный план второго года обучения

Месяц

Тема

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1-2

Ветка рябины.

3-4

Осенний лес.

5-6  Украшение головного убора.

7-8  

Космичес-кий корабль.

9-10 Рассвет.

11-12 Русское поле.

13-14   Хлебная лакомка

15-16  Тигр.

17-18  Поросёнок «Ниф-ниф»

19-20 Дружная семейка грибов.

21-22

Гриб мухомор.

23-24 Уточки на воде.

25-26

Ёжик из шишки.

27-28  Весёлый клоун.

29-30  

Заяц «Коська»

31-32  Мышка-норушка.

33-34 Птичка в гнезде.

35-36

Рамка для фотографии.

37-38 Весёлый и грустный клоуны.

39-40 Лошадка.

41-42 Встреча двух улиток.

43-44 Лебеди.

45-46  Маленькие пингвины.

47-48 Цирковой слон.

49-50  Сердечки в подарок.

51-52  Рыбки.

53-54  Бабочка.

55-56

 Кот.

57-58 Натюрморт с цветами.

59-60  Цыплёнок.

61-62 Бурёнка.

63-64 Коврик, миска для кота.

65-66 Овечка и барашек.

67-68 Колодец.

69-70  Яблоня.

71-72  Деревен-ский двор.

-знакомит детей с барельефом, располагать детали композиционно, развивать мелкую моторику рук;

-учить изображать деревья и кустарники в наклонном виде (как от дуновении ветра);

-проявлять творчество;

-развивать мелкую моторику рук;

-познакомить с русским народным головным убором, элементами его украшения;

-развивать фантазию и воображение;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-учить изображать космический корабль

сочетать простые геометрические фигуры;

-развивать творчество, воображение, фантазию;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

-учить передавать выразительные образы природы, её состояние-рассвет;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

-закрепить знания о линии горизонта, продолжать учить подбирать нужные цвета;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

-повторить понятие «Натюрморт», особенности его выполнения;

-учить видеть характерные и индивидуальные признаки предметов, составляющих натюрморт;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

- вырабатывать композиционные умения;

- вырабатываем навыки смешивания нужных цветов на палитре;

- вырабатываем навыки работы с тёплой цветовой гаммой;

- развивать у детей умение самостоятельно рассмотреть знакомый несложный предмет (образец) и передать в лепке его форму и строение;

-вызвать у детей любовь к природе, дарам леса;

-создать интерес к коллективной лепке;

-закрепить приёмы лепки, развивать глазомер, учить лепить по образцу;

-соблюдение правил гигиены труда;

-учим лепить уточку, используя способы лепки;

-развиваем композиционные умения, располагая уточку на озере;

-учим смешивать на палитре голубой и серые цвета;

- учим формообразующему движению-скатыванию капельки;

-развиваем умение при расплющивании капельки создать форму листика;

- продолжаем развивать композиционные умения, располагая ёжика на листке.

-закрепляем умение и навыки различных способов лепки;

-учим передавать настроение средствами лепки;

-продолжаем вырабатывание навыков работы с каплевидной формой;

- учим создавать характерный образ при помощи деталей;

-вырабатываем навыки смешивания необходимого цвета на палитре;

-вырабатываем умение определять целое и части;

- вырабатываем умение скатывать капельку необходимого размера, учим расположению мелких деталей на большой форме;

-учим соединять лентообразную форму с диском (дно);

-вырабатываем навыки лепки деталей яйцевидной формы;

-самостоятельно, по образцу учим лепить птичку;

-вырабатываем навыки смешивания необходимых цветов на палитре

-закрепляем все способы лепки, которые изучили на предыдущих занятиях;

-развиваем чувство композиции и фантазию, размещая произвольные детали на заготовленном фоне для рамки;

- закрепляем умение и навыки различных способов лепки;

-учим передавать настроение средствами лепки;

- вырабатываем у детей умение применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, примазывание;

- вырабатываем умение скатывания жгутиков, и сворачивать их спиралями различными способами;

-учим смешивать на палитре, и умело применять различные цветовые гаммы для создания образа.

-учим анализировать образец, разбирая подробно каждую деталь;

-развиваем самостоятельную работу по образцу;

-закрепляем умения работать различными способами лепки;

- вырабатываем навыки работы со стеком при отсекании лишнего;

-учим скатывать яйцвидную форму;

-учим точному нанесению цветовых пятен;

- развиваем умение анализировать форму изделия, деля его на части;

-учим новому способу лепки-вытягиванию;

- вырабатываем умение работать стеком, прорабатывая детали;

- вырабатываем навыки скатывания капелек различной формы;

-учим формировать сердечки из скатанных капелек;

- вырабатываем навыки работы с мелкими деталями при украшении сердечек;

-учим делению на целое и части;

-знакомим со строением рыб

-знакомим с понятием «симметрия»;

- вырабатываем навыки лепки симметричных деталей;

- закрепляем умение работать с тёплыми и холодными цветами для создания настроения бабочки;

- вырабатываем навыки работы по скатыванию яйцевидной формы;

-учим при помощи деталей создавать характерный образ;

-вырабатываем навыки смешивания необходимого цвета на палитре;

- вырабатываем навыки лепки фона на картонной основе;

-знакомим детей с различными формами ваз;

-учим работать ладонями и пальцами, для создания необходимой формы;

- закрепляем знания о фигурах округлой формы (шар, круг, полусфера);

-развиваем композиционные умения при расположении цыплёнка;

- развиваем композиционные умения;

-учим анализировать;

- вырабатываем умения работы всеми способами лепки, изученными на предыдущих занятиях;

- вырабатываем навыки самостоятельной работы по образцу;

- закрепляем умения и навыки лепки;

- вырабатываем навыки смешивания нужных цветов и оттенков на палитре;

-учить детей в лепке передавать выразительность образа, лепить фигуры животных в движении, уметь объединять их в несложные сюжеты;

- вырабатываем умение лепить на картонной основе;

- вырабатываем умение и навыки лепки мелких деталей;

-развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание  передать её красоту;

-учить изображать цветущие деревья, передавать строение дерева, используя конструктивный метод лепки;

-учить создавать образы разных предметов, объединять их в коллективную композицию, использовать всё многообразие усвоенных приёмов;

- развиваем творческое мышление и фантазию;

- учим работать самостоятельно при создании образа.

Цветное тесто, картон, стек

Цветное тесто, плотный картон, стек, тряпочка

Иллюстрации русских народных головных уборов, формы головных уборов (кар-тон), цветное тесто, стек

Картон, цветное тесто, стек

Репродукция картины А.К. Саврасова «Рассвет над морем», цветное тесто, тряпочка, стек.

Картон, цветное тесто, гуашь, стеки, кисти, репродукция картины И.И.Шиш-кина «Рожь».

Плотный картон, цветное тесто, стеки, репродукция картины И.И.Машкова «Снедь московская. Хлебы»

Картонная заготовка необходимого размера с дырочками, цветное тесто, пара тёмных бисерин;

Тесто, стек, доска для лепки, салфетки

Тесто, стек, доска для лепки, салфетки

Тесто, стек, доска для лепки, салфетки

цветное тесто, стек, гуашь, палитра, старый фломастер

цветное тесто, шишка, стек, старый фломастер

цветное тесто, стек, старый фломастер

фольга, тесто, фломастер, стек, гуашь, палитра, беличья кисть

тесто, небольшой кусок пряжи, старый фломастер

тесто,  старый фломастер, гуашь, палитра, кисть №2

цветное тесто картонная заготовка для рамки, стек, старый фломастер, различные рельефные пуговицы;

цветное тесто, стек, старый фломастер

цветное тесто, стек.

тесто,  старый фломастер, гуашь, палитра, кисть №2

цветное тесто, стек.

тесто,  старый фломастер, гуашь, палитра, кисть № 2

тесто серого и белого цветов, другие яркие цвета, стек

цветное тесто, стек,

фломастер

тесто,  старый фломастер, гуашь палитра, кисть № 2.

тесто,  старый фломастер, гуашь палитра, кисть № 2

тесто,  фольга, старый фломастер, гуашь палитра, кисть № 2

тесто,  старый фломастер, гуашь палитра, кисть № 2

тесто,  старый фломастер, гуашь палитра, кисть №2

цветное тесто, картонная заготовка для рамки, стек, старый фломастер, различные рельефные пуговицы;

цветное тесто, стек, старый фломастер

цветное тесто, стек, доска для лепки

Цветное тесто, стек, зубочистка, салфетка

тесто, стек, доска для лепки, салфетка

тесто, стек, доска для лепки, салфетка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт работы с детьми по данной методической разработке даёт положительные результаты, в ходе проведения интересных занятий с детьми помогает выявить и раскрыть способности посредством изобразительного искусства. Дети быстрее определяют предметы, сравнивая их между собой, учатся придумывать и изображать свои формы, а также комбинировать из отдельных фигур сложные образы. Занятия по данной методической разработке позволит освоить детям язык лепки из теста.


Список  используемой  литературы

  1. Васильева Г.В. Художественно-эстетическое направление в работе дошкольных учреждений (пособие для воспитателей дошкольных учреждений).  - Тольятти, 1998
  2. Взаимосвязь занятий по изобразительной деятельности и ознакомлению с окружающим. / Дошкольное воспитание.- 2011, № 6
  3. Гильмутдинова О.А. Занятия лепкой с детьми дошкольного возраста. Казань, 2010
  4. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. - М, 1999
  5. Кискальт И.Р. Солёное тесто.- М, АСТ-пресс книга. - 2003
  6. Одноразов Н.В. Материалы, инструменты, оборудование в изобразительном искусстве. - М, 2000
  7. Подьякова Н.Н., Аванесова, В.И. Сенсорное воспитание в детском саду. М, - 2001
  8. Развитие мелкой моторики. /Дошкольное воспитание. – 2010, № 4
  9. Синеглазова М.О. Удивительное солёное тесто. - М, 2006
  10. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. - М, 2008
  11. Халезова-Зацепина М.Б. Лепка в детском саду. Для детей 5-7 лет. - М, 2000
  12. Ушакова О.С.  Развитие творчества дошкольников.- М, 2001

Приложение

Последовательности лепки предмета «Солнышко»

Последовательность лепки предмета «Гриб»

Последовательность лепки  предмета «Черепаха»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья «Необходимость  развития  мелкой  моторики  у  детей  дошкольног...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством техники тестопластики»

Методическое пособие поможет родителям, работникам дополнительного образования, специалистам образовательных учреждений построить свою работу от простого к сложному....

Рабочая программа студии детского творчества "Цветная мозаика" по развитию мелкой моторики рук и творческих способностей (старшая группа).

Развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателе...

Методическое пособие «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

laquo;Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»...

Учебно-методическое пособие "Развитие мелкой моторики рук"

В данном методическом пособии раскрывается уровень развития мелкой моторики. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и вос- приятие...

Статья на тему "Развитие мелкой моторики как условие подготовки руки старшего дошкольника к письму"

В статье рассмотрены проблемы развития мелкой моторики и координации пальцев рук  детей дошкольного возраста. Материал для воспитателей и  родителей....

Методическое пособие "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"

В настоящем пособии представлена система работы по развитию мелкой моторики рук у детей 3-7 лет....