«Украшение одежды коренных жителей Севера».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Борисова Екатерина Владимировна

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: расширить представление о культуре народов ханты и манси.

Программные задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с некоторыми видами орнамента, которыми ханты и манси украшали свою одежду;

Развивающие:

1.Учить создавать узор на одежде, используя характерные для него элементы;

Воспитательные:

1.Воспитывать в детях чувство любви и привязанности к родному краю, уважение к народам ханты и манси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_nod_po_izodeyatelnosti.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Морошка»

Конспект Организационно - образовательной деятельности

ТЕМА:

«Украшение одежды коренных жителей Севера».

(Подготовительная группа)

Разработала: Борисова Е.В.

Воспитатель.

с.п. Куть - Ях , 2016г

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: расширить представление о культуре народов ханты и манси.

Программные задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с некоторыми видами орнамента, которыми ханты и манси украшали свою одежду;

Развивающие:

1.Учить создавать узор на одежде, используя характерные для него элементы;

Воспитательные:

1.Воспитывать в детях чувство любви и привязанности к родному краю, уважение к народам ханты и манси.

Обогащение словаря:

Ягушка, малица, кисы, орнамент: «треугольник», «нарты», «болотные кочки», «щучьи зубы», «волны», «ушки молодого зайца», «собачья лапа», «вороны на болоте».

Предварительная работа:

1.Знакомство с праздниками Севера: «Медвежий праздник», «Вороний день», «Праздник оленевода»;

2.Рассматривание альбома «Финоугорский мир в куклах и игрушках»

 А.М. Тахтуевой, «Мансийские орнаменты»;

3.Чтение сказок ханты и манси;

4.Слушание хантыйских мелодий.

Материал: иллюстрации с изделиями одежды мужской и женской, образцы с национальным орнаментом, бумажные силуэты одежды, покрытые тонким слоем пластилина, тарелки с сыпучим материалом (макароны, перловка, овёс), образцы с национальным орнаментом. 

Методы и приёмы:

- Информационно - рецептивный метод: рассматривание иллюстраций, сопоставление с поэтическим образом.

- Словесный метод - художественное слово, беседа.

- Эвристический метод - выполнение практической деятельности частично самостоятельно.

- Метод музыкального сопровождения.

- Использовался игрового приёма - на напряжение и расслабление мышц.

Образовательная деятельность построена на принципе диалогического общения взрослого и ребёнка, активизации речи детей, закрепляя умения связного рассказывания.

Воздействие на слух, зрение и тактильные ощущения, посредствам художественного слова, музыки, рассматривание иллюстраций, упражнение «Моя тундра».

В образовательной  деятельности дети закрепляют умение строить композицию, ориентироваться на плоскости.

Ход занятия организационно-образовательной деятельности:

I Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, в какой мы стране живем?

Дети: Мы живем в России.

Воспитатель: В каком поселке?

Дети: В поселке Куть - Ях.

Воспитатель: Где находиться наш поселок?

Дети: На севере.

Воспитатель: Кто коренные жители севера?

Дети: Ханты, манси, ненцы.

Воспитатель: Правильно. У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и передаются из поколения к поколению. Давайте вспомним с вами, какие есть праздники Севера?

Дети: «Медвежий праздник», «Вороний день», «Праздник оленевода».

Воспитатель: Северные жители, как и все люди на праздник одевают свои лучшие наряды.

Воспитатель. Какую одежду носят ханты?

Дети. Ханты мужчины носят малицу, а женщины ягушку сшитую из оленьей шкуры. Они носят теплые шапки. Еще носят обувь: зимнюю - кисы. У них зимой теплые варежки, которые они пришивали к одежде.

Воспитатель: Ханты и манси свою одежду украшают бисером, стеклярусом, мехом. Орнаменты могут быть разными, каждый орнамент имеет свое название. Давайте вспомним узоры народов манси. Как они называются и как изображаются.

Воспитатель. Дети (воспитанники рассматривают иллюстрации с изображением  узоров) Треугольниками изображают «щучьи зубы». Нарты изображают ромбом. Еще есть орнаменты: «березовые ветки», «волны», «ушки молодого зайца», «крест», «вороны на болоте».

Воспитатель: Хантыйские орнаменты красивы,

                         В них все предметы Родины моей,

                         Ты больше не найдешь во всей России

                         Таких цветов и сказочных зверей.

                                                        ( Так писал хантыйский поэт М. Шульгин.)

Воспитатель.  Давайте сделаем физкультурную минутку

Физкультурная минутка «Моя тундра»

(по отрывку из стихотворения Василия Ледкова «Моя тундра»)

Ты еще не видел чуда— (Правая рука согнута в локте и лежит на ладони левой руки. Грозим указательным пальцем)

В нашей тундре не был? (Разводят руки в стороны и удивляются)

Приезжай к нам без опаски (Держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок)

Слушать шорох зимней сказки, (Пальцы в «замочек» - круговые вращения)

Слушать звон копыт по насту.... (Перебираем пальцами обеих рук по столу)

Приезжай. Мы встретим лаской. (Держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок)

Здравствуй! (Развести ладошки вертикально)

II Основная часть.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю стать мастерами и украсить одежду орнаментом.

Выбирайте себе любой предмет понравившейся одежды и украшайте ее сыпучим материалом (овес, перловка, макароны). Чтобы узор получился похожий на орнамент вышитый (бисером, стеклярусом).

 (Во время работы звучит спокойная  мелодия, педагог оказывает помощь детям, которые затрудняются в выполнении задания).

Способ получения изображения: каждый ребенок выбирайте себе более понравившийся заранее приготовленный силуэт одежды, орнамент которого покрытый тонким слоем пластилина и украшает ее сыпучим материалом (макароны, перловка, овёс).

III Заключительная часть.

Воспитатель. Посмотрите, как нарядна и красива наша одежда! Давайте оформим выставку, чтобы все смогли полюбоваться нашими изделиями.

(Оформление выставки детских работ).

Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравилось быть мастерами? А что вам понравилось? Чему сегодня вы научились? Молодцы ребята!

Спасибо Вам за активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие для старших дошкольников "ХАНТЫ И МАНСИ - КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРА"

Тема краеведения очень актуальная. Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в последние годы всё увереннее набирает силу процесс реа...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе " Праздничная одежда коренных жителей Севера".

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»....

проект "Коренные жители севера: ханты и манси"

сведения о малочисленных народах севера, образе жизни и быта ханты и манси....

Конспект НОД "Праздничная одежда коренных жителей Севера"

Конспект НОД "Праздничная одежда коренных жителей Севера"...

Конспект занятия «Праздничная одежда коренных жителей Севера»

Конспект занятия «Праздничная одежда коренных жителей Севера»...