Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.
статья по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

валитова мария викторовна

Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.

Автор: Валитова М.В. - воспитатель

МБУ детский сад №93 « Мишутка»

г.о. Тольятти

Важной задачей формирования личности ребёнка является развитие творческих способностей. В цикле общих занятий по изобразительной деятельности дети приобретают определённые изобразительные умения и навыки.

Есть ещё один компонент творчества, без которого немыслимо создание нового - это творческое воображение. Оно проявляется там, где задача содержит некоторую неопределённость, не имеет единственного заданного решения. Этому максимально способствует как использование в изобразительной деятельности нетрадиционных материалов, так и оригинальные способы изображения знакомыми изобразительными средствами. А в результате - в каждом ребёнке будет развиваться способность фантазировать, принимать самостоятельные решения, мыслить неординарно. Только тогда в каждом из них будут заложены основы творческой личности.

Одним из методов, позволяющих разнообразить изобразительную деятельность, дать толчок развитию как творческому потенциалу, так и развитию личности ребёнка в целом, является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - филумики.

Название происходит от слова filum, что означает нить, нитка, Филумика — это поистине чудесная техника. Живопись нитками — филумика — название мало известной техники рукоделия. Его придумала, создала картины из ниток и лоскутков Галина Черных. Она подразумевает использование не только ниток, но и мельчайших, предназначенных на выброс лоскутков тканей, кружева и тесьмы. Рукодельницы творческие люди, в любом маленьком лоскуточке ткани и небольшом пучке разноцветных ниток увидят детали будущей картины. Для картины Филумика берутся разноцветные обрезки, лоскутки тканей, распущенные нитки от тканей, а так же обычные швейные нитки. Можно добавить кружево, и чуть декораций: пайетки, бисер. Немного, чтобы не сильно бросались в глаза. Все-таки основное - нитки и ткань. А так же потребуется рамка со стеклом и хорошие острые ножницы.

При использовании определённых живописных приёмов создаётся даже иллюзия пространства. Как ткани, так и нитки имеют цвет, значит не требуют окрашивания. Если по задумке автора потребуется, то можно выдернуть нитки нужного цвета из лоскутков ткани. Лоскутки маленькие, такие, что обычно выкидываются. Сшить - не сошьешь. Маленькие. А выкинуть жалко.

КАК СОЗДАТЬ КАРТИНУ ИЗ НИТОК.

Для начала я осматриваю свои текстильные «сокровища»: разноцветные мелкие лоскутки, крошечные кружева и остатки ниток. И вот рождается идея. Далее для претворения идеи в жизнь, для создания картины беру рамку нужного размера и обязательно со стеклом. В рамке лист картона . Оклеиваю картон тканью. Теперь размещаю нитки так как задумала.

«Рисование нитками не сложнее, чем рисование фломастерами», утверждают опытные рукодельницы. Однако это не совсем так. Для картины из пряжи потребуется много разностей:

  • плотная основа;

  • рама для будущей картины;

  • разноцветная пряжа;

  • клей ПВА (или флакон другого стойкого клея);

  • кисточка или ватные палочки;

  • простой карандаш;

  • ножницы.

Вначале на основе рисуется карандашом будущее изображение. Под этот эскиз выбираем цвета ниток. Лучше всего смотрятся акриловые, так как они очень яркие и красивые, но и все остальные тоже хорошо: остатки пряжи, мулине и т.д. Важна только равномерная толщина ниток и негладкая структура. Также новичкам пока сложно будет работать с мохнатыми или кудрявыми нитями, они хоть и придают интересные эффект, однако с ними сложнее справиться. Потом пододвигаем ближе клей и ножницы и приступаем к созданию своей первой картины из ниток. С помощью клея и кисточки (ватной палочки) проводим линию по контуру рисунка и, прижимая нитку пальцами, выкладываем нить (или косичку из пряжи). После того, как весь контур проклеен нитями, начинаем прокладывать их внутри и снаружи, меняя цвета и длину нитей. Мелкие детали начинаем обклеивать изнутри нарисованного контура. Прижимать нитки друг к другу следует очень плотно, чтобы избежать пустот, иначе работа смотреться будет не красиво и не качественно.Закончив обклеивать изображение, оставляем его сушиться. А после готовую картину можно через мокрую ткань отпарить утюгом, чтобы нитки ровнее легли.В конце уже задумываемся о раме.А картину, кстати, можно будет в дальнейшем смело пылесосить, не боясь, что труд испортится.

Основные задачи нашей техники:

1. Развивать эмоциональную и эстетическую стороны личности дошкольника:

- формировать представление об общечеловеческих эстетических ценностях;

- расширять представление детей о творческой деятельности человека в различных видах искусства;

- развивать творческое воображение через комбинирование и использование изобразительных материалов;

- учить видеть в нетрадиционных материалах образы будущего собственного изобразительного творчества.

2. Развивать технические навыки и изобразительные способности:

- формировать у детей умения и навыки практической деятельности с разными дополнительными изобразительными материалами (ткань, кружево, нитки, бисер, пуговицы и т.п.);

3. Развивать творческий потенциал:

- создавать условия, обеспечивающие эмоциональный и эстетический рост ребёнка в зависимости от его возрастных и индивидуальных способностей;

- формировать умение самостоятельно воплощать свой творческий замысел.

http://www.filumika.ru/

http://blog.filumika.ru/

http://rukodelie-sama.ru/

http://prostodelkino.com/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filumika.odt23.96 КБ

Предварительный просмотр:

         Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.

Автор: Валитова М.В. - воспитатель

МБУ детский сад №93 « Мишутка»

 г.о. Тольятти

        Важной задачей формирования личности ребёнка является развитие творческих способностей. В цикле общих занятий по изобразительной деятельности дети приобретают определённые изобразительные умения и навыки.

        Есть ещё один компонент творчества, без которого немыслимо создание нового - это творческое воображение. Оно проявляется там, где задача содержит некоторую неопределённость, не имеет единственного заданного решения. Этому максимально способствует как использование в изобразительной деятельности нетрадиционных материалов, так и оригинальные способы изображения знакомыми изобразительными средствами. А в результате - в каждом ребёнке будет развиваться способность фантазировать, принимать самостоятельные решения, мыслить неординарно. Только тогда в каждом из них будут заложены основы творческой личности.

        Одним из методов, позволяющих разнообразить изобразительную деятельность, дать толчок развитию как творческому потенциалу, так и развитию личности ребёнка в целом, является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - филумики.

        Название происходит от слова filum, что означает нить, нитка, Филумика — это поистине чудесная техника. Живопись нитками — филумика — название мало известной техники рукоделия. Его придумала, создала картины из ниток и лоскутков Галина Черных. Она подразумевает использование не только ниток, но и мельчайших, предназначенных на выброс лоскутков тканей, кружева и тесьмы. Рукодельницы творческие люди, в любом маленьком лоскуточке ткани и небольшом пучке разноцветных ниток увидят детали будущей картины. Для картины Филумика берутся разноцветные обрезки, лоскутки тканей, распущенные нитки от тканей, а так же обычные швейные нитки. Можно добавить кружево, и чуть декораций: пайетки, бисер. Немного, чтобы не сильно бросались в глаза. Все-таки основное - нитки и ткань. А так же потребуется рамка со стеклом и хорошие острые ножницы.

        При использовании определённых живописных приёмов создаётся даже иллюзия пространства. Как ткани, так и нитки имеют цвет, значит не требуют окрашивания. Если по задумке автора потребуется, то можно выдернуть нитки нужного цвета из лоскутков ткани. Лоскутки маленькие, такие, что обычно выкидываются. Сшить - не сошьешь. Маленькие. А выкинуть жалко.

КАК СОЗДАТЬ КАРТИНУ ИЗ НИТОК.

Для начала я осматриваю свои текстильные «сокровища»: разноцветные мелкие лоскутки, крошечные кружева и остатки ниток. И вот рождается идея. Далее для претворения идеи в жизнь, для создания картины беру рамку нужного размера и обязательно со стеклом. В рамке лист картона . Оклеиваю картон тканью. Теперь размещаю нитки так как задумала.

«Рисование нитками не сложнее, чем рисование фломастерами», утверждают опытные рукодельницы. Однако это не совсем так. Для картины из пряжи потребуется много разностей:

  • плотная основа;
  • рама для будущей картины;
  • разноцветная пряжа;
  • клей ПВА (или флакон другого стойкого клея);
  • кисточка или ватные палочки;
  • простой карандаш;
  • ножницы.

        Вначале на основе рисуется карандашом будущее изображение. Под этот эскиз выбираем цвета ниток. Лучше всего смотрятся акриловые, так как они очень яркие и красивые, но и все остальные тоже хорошо: остатки пряжи, мулине и т.д. Важна только равномерная толщина ниток и негладкая структура.                          Также новичкам пока сложно будет работать с мохнатыми или кудрявыми нитями, они хоть и придают интересные эффект, однако с ними сложнее справиться. Потом пододвигаем ближе клей и ножницы и приступаем к созданию своей первой картины из ниток. С помощью клея и кисточки (ватной палочки) проводим линию по контуру рисунка и, прижимая нитку пальцами, выкладываем нить (или косичку из пряжи). После того, как весь контур проклеен нитями, начинаем прокладывать их внутри и снаружи, меняя цвета и длину нитей.                                                                                                                 Мелкие детали начинаем обклеивать изнутри нарисованного контура. Прижимать нитки друг к другу следует очень плотно, чтобы избежать пустот, иначе работа смотреться будет не красиво и не качественно.Закончив обклеивать изображение, оставляем его сушиться. А после готовую картину можно через мокрую ткань отпарить утюгом, чтобы нитки ровнее легли.В конце уже задумываемся о раме.А картину, кстати, можно будет в дальнейшем смело пылесосить, не боясь, что труд испортится.

Основные задачи нашей техники:

1. Развивать эмоциональную и эстетическую стороны личности дошкольника:

        - формировать представление об общечеловеческих эстетических ценностях;

        - расширять представление детей о творческой деятельности человека в различных видах искусства;

        - развивать творческое воображение через комбинирование и использование изобразительных материалов;

        - учить видеть в нетрадиционных материалах образы будущего собственного изобразительного творчества.

2. Развивать технические навыки и изобразительные способности:

        - формировать у детей умения и навыки практической деятельности с разными дополнительными изобразительными материалами (ткань, кружево, нитки, бисер, пуговицы и т.п.);

3. Развивать творческий потенциал:

        - создавать условия, обеспечивающие эмоциональный и эстетический рост ребёнка в зависимости от его возрастных и индивидуальных способностей;

        - формировать умение самостоятельно воплощать свой творческий замысел.

http://www.filumika.ru/

http://blog.filumika.ru/

http://rukodelie-sama.ru/

http://prostodelkino.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Кардмейкинг, как средство развития творческих способностей в системе дошкольного образования в современных условиях”.

Одним из методов, позволяющих разнообразить изобразительную деятельность, дать толчок развитию как творческому потенциалу, так и развитию личности ребёнка в целом, является использование нетрадиционно...

Белгородский игровой фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях организационно-педагогического процесса в дошкольном учреждении

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. Сейчас ли...

Аппликация из ткани как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и педагогов дополнительного образования.

Практические  рекомендации с  подробным, иллюстративным содержанием  по использованию аппликации из  ткани в работе с детьми дошкольного возраста....

«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».

Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...

из опыта работы Тема: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях».

laquo;Истоки творческих способностей и дарование детей на кончиках их  пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими сл...

Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

     Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...