Белгородский игровой фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях организационно-педагогического процесса в дошкольном учреждении
статья (старшая группа) на тему

Гайно Светлана Геннадьевна

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.

Нами сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников с 3 до 7 лет, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности и конечно же игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_belgorodskiy_folklor_.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гайно Светлана Геннадьевна

музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР-д/с №89, г. Белгород

«Белгородский игровой фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях организационно-педагогического процесса в дошкольном  учреждении»

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики. 

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.

Нами сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников с 3 до 7 лет, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности и конечно же игры.

Игра имеет особое, исключительное значение в жизни детей. Исследователь детских игр В. Ф. Кудрявцев писал: «Если игра для взрослых по принципу своему терпима, то для детей она настолько уже естественная, что является в детском возрасте необходимостью. Для взрослых игра бывает отдыхом, а для ребенка игра — серьезное занятие, к которому он применяет свои слабые силы; для него игра — посильный труд». Именно через игру дети во многом воспринимают окружающий их мир. Игра для детей — важный способ познания и обучения.

Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему.

Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребенка, в которых и развиваются его музыкальные способности: слушание, пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах.

Для возрождения традиции Белгородского района мы занялись собиранием фольклора. Принимали участие в экспедициях по Белгородскому району, собирании старинных обрядов и праздников Белгородской области.

Но больше всего нас заинтересовал детский игровой фольклор. Ведь для работы с дошкольниками очень мало материала, а записывая и расшифровывая старинные игры, потешки, пистушки, дразнилки можно в первозданной форме возродить и продлить существование фольклорных традиций нашего края. Поскольку сам материал детский, то понятно, что содержание текстов вполне доступно детскому восприятию, напевы их легко исполняемы даже людьми без музыкального образования. При разучивании песен желательно  по возможности не обращаться к инструменту, поскольку по своей устной природе материалы этот легче воспринимается и запоминается с голоса.

Например, старинная и забытая всеми игра «Редька» записанная в селе Большебыково Красногвардейского района Белгородской области:

Поют: Редя, редя  попяку,

            У бабушки  успрашу.

Говорком: Бабушка, бабушка

                   Дай редьки!

Бабушка отвечает: - Она ещё зелёная!

Дети отвечают: - Бабка ушинка

                              Дедка поршивка!

 Начинают дёргать редьку.

Записанная в том же селе игровая песня «Селезень утицу догонял»

Поют: Селезень, утицу догонял

             Маладой серую догонял

             Поди утица домой

             Поди серая домой…

Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности: музыки, ритмики, народного танца. Весь используемый фольклор распределен на 3 раздела в соответствии с классификацией Виноградова Г.С.

1)календарный фольклор;

2)потешный фольклор;

3) игровой фольклор.

I. Календарный фольклор.

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички, обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.) приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям.

Например записанная в селе Малобыково Красногвардейского района Белгородской области колядка.

Перед исполнением:

Дети: - Хозяин, можно коляду кликать?

          - Разрешает хозяин?

Можно скажет тогда начинать.

Ой, калёда, ходили блудили!

Ой калёда, приблудили ко двору, к Ивановаму!

Ой калёда, ты Иван господин, ты повыдейка сюда!

Ой калёда, ты повыведи нас, из тёмных лесов, из зелёных дубов!

Ой калёда, мы табе дадим коня с седлом.

Ой калёда, а твоей жане лисью шубу,

Ой калёда!

Исполнялась калядка в нескольких вариантах:

Ой калёда, ходили блудили!

Семьсот мужиков, донских казаков!

Как будете дарить

Так будем хвалить,

Ой калёда!

А не будете дарить,

Ня будем хвалить!

Ой калёда!

II. Потешный фольклор

Потешный фольклор - прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод. Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанных на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки.

В селе Малобыково Красногвардейского района Белгородской области была записана прибаутка «Чи-чи-чи сорока»:

Чи-чи-чи сорока,где была далёка?

На камушку сидела, на ворона глядела.

Щё вороны делая, письмицо пиша.

На девушку дыша, девка дявица,

Ступай по водицу, найди молодицу!

Молодица, молода. Калачиков напякла!

Калачи-горячи, из окощка мячи,

Приезжали торгачи, позабрали калачи!

Остал один калачь, подавился горбачь!

«Кочерёшка-дуга» (потешка) село Малобыково Красногвардейского района Белгородской области:

Кочерёжка дуга, и где ты была? Свиней стерегла!

Чтож ты выстерегла? Коня с седлом, с залотым уздом!

А где твой конь? За воротами стоит!

Ай, дешь ворота? Вода снесла.

Ай, дешь вода? Быки попили.

Ай, дешь быки? Волки поели.

Ай, дешь волки? У лес ушли.

Ай, дешь быки? У камыш ушли.

Ай, дешь камышь? Девки пожали.

Ай, дешь девки? Замушь повышли.

Ай, дешь мужья? На войну ушли.

Ай, дешь война? Посреди …

III. Игровой фольклор

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. В развитии музыкальных способностей средствами музыкального фольклора использую народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

 Основываясь на опыте работы, можно  сказать, что в работе с детьми целесообразно использовать разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором. Знакомясь с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки), у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Данная система работы включает в себя и обучение детей сольному, ансамблевому и хоровому пению.

Так постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания, умения и навыки. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир. И конечно взятое за основу музыкальное воспитание детей, музыкальная среда, сохраняющая положительный опыт влияния музыкального фольклора на развитие музыкальных способностей ребёнка в дошкольном учреждении, будет способствовать успешному развитию в будущем и стать мыслящими, нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений.