Мастер класс по теме: « Использование нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности в дошкольном возрасте»
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Чапурина Яна Юрьевна

Художественно-эстетическая деятельность – мощное средство эстетического и нравственного воспитания, развития и формирования познавательной деятельности, наблюдательности, памяти. Кроме того, она напрямую связана и направлена на развитие важнейших функций организма – зрительного восприятия, двигательной координации, речи, мыслительной деятельности. Изобразительная деятельность способна развивать личность ребенка, раскрывать его индивидуальное восприятие мира, корректировать и формировать представления о предметах и явлениях, расширяя знания об их взаимосвязях и взаимодействиях.

 

Художественно-эстетическая деятельность с применением нетрадиционных  материалов и техник способствует развитию у ребенка:

·        Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

·        Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера, и зрительного восприятия;

·        Внимания и усидчивости;

·        Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

·        Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

На занятиях с использованием нетрадиционных  материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развивается воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам и результат своей работы они видят сразу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_chapurina_netraditsionnye_tehniki.doc553.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт – Петербурга

Мастер класс по теме:« Использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности в дошкольном возрасте»

                                              Воспитатель:  ГБДОУ №4

Красногвардейского района

 Чапурина Я.Ю.

Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой. Важная роль отводится ей в педагогическом направлении арт - терапии, получившей         наиболее широкую известность в середине хх века. Актуальность данной отрасли в системе педагогического образования в настоящее время признается многими учеными: А.В.Потемкина, М.В.Киселева, А.И.Копытин, Н.М.Погосова и др.

Художественно-эстетическая деятельность – мощное средство эстетического и нравственного воспитания, развития и формирования познавательной деятельности, наблюдательности, памяти. Кроме того, она напрямую связана и направлена на развитие важнейших функций организма – зрительного восприятия, двигательной координации, речи, мыслительной деятельности. Изобразительная деятельность способна развивать личность ребенка, раскрывать его индивидуальное восприятие мира, корректировать и формировать представления о предметах и явлениях, расширяя знания об их взаимосвязях и взаимодействиях.

Художественно-эстетическая деятельность с применением нетрадиционных  материалов и техник способствует развитию у ребенка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера, и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

На занятиях с использованием нетрадиционных  материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развивается воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам и результат своей работы они видят сразу.

Труд по изготовлению игрушек из бросового и природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, чёткой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела.

Для развития творческих способностей дошкольников важны не только те предметы, которые специально созданы для игры, рисования и конструирования. Используйте предметы быта, поощряя нестандартное мышление ребенка. Так, из пустых картонных коробок можно смастерить домик, животных, машинки, старые газеты превращаются в материал для папье-маше, журналы – в коллаж, пластиковые крышки от бутылок — в «ювелирные изделия».

При организации занятия, выборе материала и темы, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Работа может проводиться в виде подгрупповых занятий малыми группами или как совместная деятельность педагога с дошкольниками. Иногда используется частичное выполнение задания, например дорисовывание изображения.

У детей с речевыми нарушениями отмечается повышенная утомляемость, часто они не могут сосредоточиться на выполнении задания, испытывают затруднения при словесном описании своих действий, поэтому на занятиях необходимо учить ребят  общаться, надо поощрять их желание наблюдать за работой друг друга, но в то же время важно на занятиях создавать спокойную рабочую обстановку, которая способствует обучению дошкольников. Кроме того, в процессе работы полезны игровые моменты и физкультминутки (динамические паузы).

Интерес к конструированию из бросового и природного материала поддерживается не только грамотным проведением непосредственной образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми, но и созданием условий для совместной деятельности детей и родителей в этом направлении. С этой целью необходимо консультировать родителей по вопросам технологии выполнения поделок, рассказывать о значении ручного труда в развитии личности ребёнка, проводить выставки работ, выполненных детьми как на непосредственной образовательной деятельности в детском саду, так и дома, совместно с родителями.

В последние годы меняются содержание и задачи изобразительной деятельности. Если несколько лет тому назад ставили детей в рамки копирования образца, показывая последовательность и приёмы рисования, учили изображать объекты реалистического мира, то сейчас, используя новые, инновационные программы и педагогические технологии, мы стараемся, не навязывая детям свою точку зрения, реализовать свой творческий потенциал. Для этого необходимо умелое и целенаправленное руководство творческим развитием детей. Огромное значение в раскрытии творческого потенциала детей имеет нетрадиционное рисование.

Мой опыт работы свидетельствует о том, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Мне нравится рисовать с детьми нетрадиционными техниками. В таких занятиях есть творческая свобода и радость. Эффектные результаты почти не зависят от умелости и способностей, т. к. такие занятия напоминают игру. На занятиях дети с различными нетрадиционными материалами экспериментируют и создают прекрасные работы

Знакомство с различными изобразительными техниками:

С 3 до 4 лет - это флористика, выполнение оттисков, пальчиковая живопись, насыпные картинки, пуантилизм, монотипия, рисование песком, работа фигурными ножницами, работа восковыми мелками и акварелью.

С 4 до 5 лет - это коллаж, флористика, рисование жидким тестом, аппликация из изоленты и скотча, работа фигурными ножницами, работа восковыми мелками и акварелью, рисование мыльными пузырями, пластилиновая живопись, тестопластика.

С 5 до 6 лет – это тестопластика, рисование на камнях, граттаж, техника изготовления масок, декорирование предметов, коллаж из ткани, холодный батик, бумажная пластика, работа акварелью по-сырому, изготовление съедобных картин и картин из перьев.

С 6 до 7 лет – это флористика, техника изготовления панно из крупы, тестопластика, рисование по клеткам, восковой батик, конструирование из бросового материала, выполнение копий с картин известных художников, техника изготовления масок, вееров и театральных кукол.

Рассмотрим некоторые виды нетрадиционных техник, используемых в изобразительной деятельности.

  • МОНОТИПИЯ.     – одна из простейших техник. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один.

Отсюда и название – монотипия (от греч. Monos – один, единственный и tupos – отпечаток).Количество красок в монотипии – любое.

Интересный результат получится, если выполнить рисунок не на гладкой поверхности, а на фактурной бумаге – ватмане или чертежной бумаге. А отпечаток сделать на листе обычной бумаге.

Монотипию могут освоить дети младшего детсадовского возраста. Малышам доставит удовольствие сам процесс работы. В то же время они играючи приобщаются к «таинству» работы с красками, водой, бумагой.

Техника выполнения. 

Лист бумаги разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать краской половину симметричного предмета. Пока краска не высохла наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать предмет.

Примерные темы для рисования – «ваза для цветов», «цветы», «дерево», «бабочки».

  • ГРАТТАЖ.                                              – это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово «граттаж» произошло от франц.  Grater – скрести, царапать, поэтому другое название техники – техника царапанья.

Техника выполнения.

Плотную бумагу покрывают акварелью разными цветами. Затем, когда акварель высохнет, бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечку. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши. Когда тушь высохнет, острым инструментом или пером (ручкой без стержня, палочкой) – процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие цветные штрихи.

Примерные темы для рисования – «пейзаж», «цветы».

  • КЛЕЕВАЯ ТЕХНИКА СОЛЬЮ.        

Техника выполнения.

 На лист цветной бумаги накладывается трафарет с изображением. Средину трафарета промазывают клеем, дают чуть-чуть подсохнуть, затем посыпают солью. Как клей подсохнет ненужную соль стряхнуть. После снять трафарет.

Примечание: нужно следить за количеством наносимого клея. Слой клея должен быть тонким.

Примерные темы для рисования – «зима», «снеговик».

  • РИСОВАНИЕ  КЛЯКСАМИ.              

Техника выполнения.

Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны. При необходимости дорисовать детали.

Примерные темы для рисования – «деревья», «лес».

  • АППЛИКАЦИЯ ИЗ МЯТОЙ БУМАГИ.

Техника выполнения.

Лист цветной бумаги рвем на маленькие кусочки и комкаем, чтобы придать изображаемому придать объемность. Нижняя часть скомканного образа намазывается клеем и приклеивается к фону.

Примерные темы для рисования – «цветы», «фрукты», «птица»

  • РВАНАЯ АППЛИКАЦИЯ.                                              

Техника выполнения:

Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.

По трафарету дети переводят изображение на  лист, затем его смазывают клеем. Берут в одну руку цветную бумагу, в другую карандаш или ручку (без стрежня). С помощью карандаша или ручки прижимаю край цветной бумаги к листу и дергают лист цветной бумаги, так чтобы оторвался кусочек и приклеился к листу.

Примерные темы для рисования – «цветы», «попугай»

На занятиях по художественно- эстетической деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.

Ход мастер класса.

  • Сегодня я хочу Вам предложить мастер класс по использованию нетрадиционного материала, а именно пластиковых крышек. Перед Вами лежат заготовки. Я немного усложнила Вам работу, крышки уже приклеены к листу, Вам нужно пофантазировать, покрутить лист и придумать свое изображение. Что это может быть? Тематика может быть разная: насекомые, птицы, дикие или домашние животные, транспорт, растения и многое другое. Так же если Вам понадобиться на столах лежат различные материалы: цветная бумага, тонкая оберточная бумага, пайетки, гуашь, клей, крышки.
  • Выполнение работы
  • Оценка работы.

Фотографии с мастер класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей"

Рисование - язык внутренне­го мира маленького ребенка.Дети любят рисовать, потому что рисование доступно.Они рисуют пальчиками, ладошками, мелками, пастой на зеркале, водой…То есть всем тем, что о...

Использование нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности слабовидящих детей.

В статье описывается значение, актуальность, методика использования нетрадиционных техник рисования для развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения....

Мастер - класс для родителей «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

Расширить знания родителей в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»Цель: расширить знания педагогов в вопросах об использовании...

Мастер - класс для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»Цель: расширение знаний  педагогов в вопросах об использова...