Использование нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности слабовидящих детей.
статья по рисованию на тему

Скачкова Тамара Владимировна

В статье описывается значение, актуальность, методика использования нетрадиционных техник рисования для развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности слабовидящих детей.

          Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой. Важная роль отводится ей в педагогическом направлении арт -терапии, получившей наиболее широкую известность в середине XX века. Актуальность данной отрасли в системе педагогического образования в настоящее время признается многими учеными.

           Арт - терапия как новое интегративное направление, заимствует фундаментальные теории в педагогике, психологии, психотерапии и в искусстве, прежде всего, изобразительном. Теоретический и практический опыт арт - терапии значим для развития системы педагогических наук. В частности, отмечается очевидная взаимосвязь арт - терапии с коррекци-онной педагогикой (М.С.Вальдес Одриосола, В.Л.Кокоренко, Л.Д.Лебедева). Исследователи выделяют достаточно широкий спектр показаний к использованию арт - терапии: наряду с другими выделяются трудности эмоционального развития, повышенная тревожность, страхи, агрессивность, неадекватность поведения, аутизм, трудности в учении и прочие. На уроках изобразительной деятельности ребенок с нарушенным зрением может испытывать определенные трудности, о которых ранее уже шла речь. Эти трудности ограничивают изобразительные возможности ребенка со зрительной депривацией, сказываясь, в конечном счете, на развитии его воображения и творческого потенциала. Ряд исследователей (В.Л.Кокоренко, Л.Д.Лебедева) отмечают особую важность понимания специфики применения тех или иных изобразительных средств, техник и материалов в зависимости от ситуации и замысла. В каждом изобразительном материале заложены определенные возможности работы с ним, что оказывается стимулом к поиску изобразительных решений.

           Включение в процесс обучения детей со зрительной депривацией изобразительной деятельности нетрадиционных техник позволяет нивелировать возникающие проблемы. Кроме того ,нетрадиционные техники позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей.

Большие листы ватмана, обои, широкие кисти, предполагающие размашистые движения, полезно предлагать детям замкнутым, эмоционально зажатым.

            В детском возрасте возникают определенные трудности по раскрытию сюжета, связанные, прежде всего, с отсутствием опыта. Эта п проблема многократно возрастает по отношению к детям с нарушениями зрения. Облегчить поставленную задачу поможет использование техники цветного клейстера ,которая направлена на получения всегда неожиданного изобразительного результата, заставляет работать фантазию на основе полученных изобразительных эффектов, облегчает работу цветом. Безусловно, полезной для детей со зрительной депривацией является техника работы пальцами и ладошками, позволяющая развивать мелкую моторику, кожную чувствительность, двигательно-моторную координацию. Кроме того, активно развивается творческая фантазия ребенка: ладошки могут превращаться то в елку, то в солнышко, а то в осьминога. Очень сложной задачей для детского творчества является передача фактуры изображаемого материала. Использование техники тампонирования поможет справиться с ней более быстро и на высоком изобразительном уровне. В качестве тампонов используется мятая бумага, губка, скрученная в трубочку бумага, марля, ткани.

                  Дети со зрительной деривацией испытывают трудности при изучении орнамента, основной которого становится одинаковые по форме и размеру элементы. В этом случае помогает трафарет. Но можно использовать технику"печатки", которые могут быть выполнены самостоятельно из комочка бумаги, разрезанного пополам картофеля, грубой ткани. Помимо получения идеально одинаковых форм, что и требуется при построении различных видов орнаментов, ребенок значительно сокращает время на выполнение задания и уменьшает нагрузку на зрительный анализатор.          

             Техника "Рисования по мятой бумаге" интересна тем, что в местах сгибов бумаги краска при закрашивание становится более тёмной. Таким образом получаем эффект мозаики.

              Нетрадиционные техники значительно повышают интерес к процессу рисования, так как позволяют получить качественный изобразительный результат, что. в свою очередь, повышает самооценку ребенка со зрительной депривацией, дает возможность почувствовать свои силы и возможности. Умелое использование нетрадиционных техник с учета индивидуальных особенностей развития ребенка со зрительной депривацией может оказывать важных фактором.

             Нетрадиционные       техники       позволяют       нивелировать       трудности изобразительного характера, которые дети с нарушениями зрения испытывают при   изображении   предметов   окружающего    мира.    Активное   включение нетрадиционных техник в изобразительную деятельность направлено на совершенствование процесса обучения детей с нарушениями зрения.

                    Алгоритмы нетрадиционных способов рисования

          Гипсование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

           Все в детстве рисуют, но у кого-то это получается хорошо, а у кого-то плохо. Одному ребенку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.

          Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. 1/1 далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

            Занятия по рисованию с детьми следует начинать со способов, не требующих от маленьких художников профессионально четких линий, несущих важную художественную нагрузку. Сначала следует набиться рисовать пальчиком. Затем задачу можно усложнить: использовать в процессе рисования тампончики, жесткую кисточку. Предварительно на листе бумаги простым карандашом нанесите контур. Попросите детей внимательно рассмотреть рисунок и обвести его пальчиком, проговаривая: «Вот грудка, мордочка, ушки, спинка» и т. д. Затем сделайте тычки тампоном или кисточкой, не оставляя просвета между ними. Рисунки получаются объемными и живыми, понятными каждому ребенку.

             На последующих занятиях подведите детей к решению новых задач и применению различных способов изображения сюжета, пейзажа, натюрморта. Неотъемлемой частью работы должны стать экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования.

              Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными, а также развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

               В старших группах подобная работа помогает решить специфические задачи: развитие наблюдательности, формирование способностей живо откликаться на-события окружающей действительности, умение видеть красоту природы. Дети знакомятся с новыми способами изображения: кляксографией, набрызгом и т. д. Эмоционально воздействующим средством на занятии является музыка, которая учит детей размышлять и переживать.

            Обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

 Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и     воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции...

Методическая разработка. Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительной деятельности детей третьего года жизни»

Методическая разработка. Тема:«Использование нетрадиционных  техник  рисования в развитии изобразительной деятельности детей третьего года жизни»...

Тема: Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

    Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и х...

«Использование нетрадиционных техник на занятиях по изобразительной деятельностью с детьми дошкольного возраста в детском саду. Техника «торцевание»

Настоящая программа описывает курс подготовки по технике «торцевание»  детей старшего  дошкольного возраста....

Мастер класс по теме: « Использование нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности в дошкольном возрасте»

Художественно-эстетическая деятельность – мощное средство эстетического и нравственного воспитания, развития и формирования познавательной деятельности, наблюдательности, памяти. Кроме того, она напря...

Статья.Доклад для пед совета."Использование нетрадиционных техник в работе по изобразительной деятельности с детьми 3-5 лет ".

 Слово «творческий» употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом м...

Мастер-класс «Использование нетрадиционных техник и материалов для изобразительной деятельности дошкольников, имеющих умеренную умственную отсталость»

Мастер-класс«Использование нетрадиционных техник и материалов для изобразительной деятельности дошкольников, имеющих умеренную умственную отсталость»...