"Организация кружковой работы по художественно-эстетическому развитию в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
консультация по теме

Павлючик Марина Владимировна

Консультация для педагогов дополнительного образования и воспитателей ДОУ, раскрывающая цели, функции, формы и условия успешной реализации кружковой работы по художественно-эстетическому развитию в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. В консультации приводится список нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность кружков, сформулированы требования к оформлению рабочей программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

Сетевое методическое взаимодействие

по направлению «Технология художественно-эстетического воспитания»

Консультация

Организация кружковой работы 

по художественно-эстетическому развитию в ДОУ

 в соответствии с требованиями ФГОС ДО 

Руководитель СМВ

педагог дополнительного образования

Павлючик М.В.

г.п. Пойковский

2016г.

Цель: Уточнение и обобщение представлений участников СМВ об особенностях организации кружковой работы по художественно-эстетическому развитию в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Ход консультации:

Слайд 1

Титульный

Слайд 2

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования «Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.» 

Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса может реализоваться и через кружковую работу, которая определяется как дополнительное образование дошкольников. Сложно назвать кружковую работу инновационной формой организации детской деятельности, однако, несмотря на традиционность, кружки (студии, творческие объединения дошкольников) не утратили своей актуальности по сегодняшний день, особенно с точки зрения сформулированных в Стандарте принципов:

  • обогащения (амплификации) детского развития;
  • индивидуализации дошкольного образования;

Слайд 3

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством педагога.

Слайд 4

Кружки в детском саду выполняют несколько функций:

  • образовательную – кружковая работа обеспечивает возможность получения дополнительного образования на основе интересов и индивидуальных особенностей детей, что в свою очередь делает их активными участниками образовательной деятельности.
  • социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
  • коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка,  позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
  • воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Слайд 5

Кружки как форма дополнительного образования в области художественно-эстетического развития в ДОУ могут открываться с различными целями:

  1. Углубление и расширение базовых знаний (опережающее развитие ребенка).
  2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).
  3. Компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).

Слайд 6

Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:

  1. Устав ДОУ
  2. Образовательная программа ДОУ
  3. Положением о кружке
  4. Программа кружка (цель и задачи, предполагаемый  конечный результат)
  5. План работы кружка на год
  6. Список детей
  7. Расписание занятий
  8. Результаты диагностики за время ведения кружка (протоколы анализа процесса и/или продукта деятельности)
  9. Табель посещаемости занятий

Слайд 7

Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:

  • организация рабочего пространства;
  • игровой характер подачи любого материала;
  • возможность детей заниматься по своим силам и интересам.

Слайд 8

Руководители художественных кружков организовывают свою деятельность посредством разнообразных форм:

с детьми

с педагогами

с родителями

  • Фронтальные (групповые) занятия
  • Совместное творчество педагога и детей
  • Экскурсии
  • Тематические прогулки
  • Пленэр
  • Развлечения, досуг
  • Конкурсы
  • Консультации
  • Мастер-классы
  • Творческие мастерские
  • Семинары
  • Консультации
  • Мастер - классы
  •  Выступления  на родительских собраниях
  •  Стендовая информация
  • Информация на сайте
  • Клубы
  • Выставки детского творчества

Слайд 9

При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:

  • интересы детей и добровольность выбора ими кружка;
  • возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
  • необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
  • понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
  • необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
  • нормы нагрузки на ребенка в соответствии с требованиями СанПиН.

Слайд 10

Программа кружка разрабатывается с учетом требований ФГОС ДО и включает три основных раздела: 

  • целевой,
  • содержательный,
  • организационный.

Слайд 11

Титульный лист:

  • Полное название ДОУ
  • Грифы «Утверждаю: заведующий (дата, подпись, номер приказа….», «Принято (рассмотрено) – (в зависимости от того, как это указано в Положении): на заседании педагогического совета (номер протокола…от…», «Согласовано: зам.зав. по ВМР… (дата)» (при необходимости)
  • Название (рабочая программа, , возрастная группа, можно указать, какая примерная программа лежит в основе (составлена на основе примерной программы), Ф.И.О. разработчика …
  • Год реализации программы (на … учебный год);
  • Город, год разработки

Слайд 12

  1. Целевой раздел включает в себя:
  • Пояснительная записка должна раскрывать:
  • актуальность;
  • цели и задачи реализации Программы;
  • принципы и подходы к формированию Программы;
  • значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей той возрастной группы, для которых организован кружок.
  • Планируемые результаты освоения Программы

Слайд 13

  1. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы и должен включать:
  • Описание образовательной деятельности;
  • Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы;
  • Учебно-тематический план работы с детьми;
  • Описание форм и методов осуществления контроля качества реализации программы;
  • Особенности взаимодействия руководителя кружка с педагогическим коллективом и семьями воспитанников;
  • Иные характеристики содержания программы, наиболее существенные с точки зрения авторов программы.

Слайд 14

  1. Организационный раздел должен включать
  • Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
  • Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
  • Расписание занятий.

Слайд 15

  1. Список литературы
  2. Приложение к Программе
  • Перспективный план работы
  • Календарно-тематический план работы
  • Конспекты занятий
  • Справочные материалы и т.д.

Слайд 16

Такие требования к структуре образовательной программы дошкольного образования включены в Федеральный государственный образовательный стандарт. В Стандарте не дифференцируются требования к структуре основной и парциальных программ, из чего можно сделать вывод, что программа кружковой работы должна разрабатываться с опорой на те же требования, что и основная образовательная программа.

Источники:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  • Консультация для педагогов

«Планирование и организация кружковой работы  педагога   ДОУ»  (Юлбарисова  Л.М.)

http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/03/18/organizatsiya-kruzhkovoy-raboty-v-dou 

http://detstvogid.ru/kak-razrabotat-programmu-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-dou/.html 


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация кружковой работы по художественно-эстетическому развитию в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Консультация Сетевое методическое взаимодействие по направлению «Технология художественно-эстетического воспитания» Подготовила педагог дополнительного образования Павлючик М.В.

Слайд 2

«Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.» Согласно ФГОС ДО

Слайд 3

– это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса , строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством педагога. Кружок

Слайд 4

образовательная – кружковая работа обеспечивает возможность получения дополнительного образования на основе интересов и индивидуальных особенностей детей, что в свою очередь делает их активными участниками образовательной деятельности. социально-адаптивная – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться ; коррекционно-развивающая – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка; воспитательная – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма. Функции кружковой работы:

Слайд 5

Углубление и расширение базовых знаний (опережающее развитие ребенка). Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми). Компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии). Цели организации кружков:

Слайд 6

Устав ДОУ Образовательная программа ДОУ Положением о кружке Программа кружка План работы кружка на год Список детей Расписание занятий Результаты диагностики за время ведения кружка (протоколы анализа процесса и/или продукта деятельности) Табель посещаемости занятий Нормативно-правовые документы:

Слайд 7

подбор интересного содержания; организация рабочего пространства; игровой характер подачи материала; возможность детей заниматься по своим силам и интересам. Условия успешной реализации деятельности кружка:

Слайд 8

Формы организации с детьми с педагогами с родителями Фронтальные (групповые) занятия; Совместное творчество педагога и детей; Экскурсии; Тематические прогулки; Пленэр; Развлечения, досуг; Конкурсы. Консультации; Мастер-классы; Творческие мастерские; Семинары. Консультации; Мастер - классы; Выступления на родительских собраниях; Информация на сайте ; Стендовая информация; Клубы Выставки детского творчества.

Слайд 9

интересы детей и добровольность выбора ими кружка; возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях; необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада; понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе; необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность; нормы нагрузки на ребенка в соответствии с требованиями СанПиН . При организации деятельности кружков необходимо учитывать:

Слайд 10

целевой содержательный организационный Программа кружка разрабатывается с учетом требований ФГОС ДО и включает три основных раздела:

Слайд 11

Титульный лист Полное название ДОУ Рабочая программа кружка «………» Для детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста на 2016-2017 уч.год Ф.И.О. разработчика Населенный пункт Год разработки ПРИНЯТО на педагогическом совете НРМ ДОБУ «………………………» УТВЕРЖДАЮ Заведующий НРМ ДОБУ «………………» _____________/Ф.И.О./ Протокол № _______________ «____» ______ 2016 г. Приказ № ________________ «_____» ________ 2016 г.

Слайд 12

Пояснительная записка: - актуальность; - цели и задачи реализации Программы; - принципы и подходы к формированию Программы; - значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей той возрастной группы, для которых организован кружок. Планируемые результаты освоения Программы 1. Целевой раздел:

Слайд 13

Описание образовательной деятельности; Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы; Учебно-тематический план работы с детьми; Описание форм и методов осуществления контроля качества реализации программы; Особенности взаимодействия руководителя кружка с педагогическим коллективом и семьями воспитанников; Иные характеристики содержания программы, наиболее существенные с точки зрения авторов программы. 2. Содержательный раздел:

Слайд 14

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды; Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; Расписание занятий. 3. Организационный раздел:

Слайд 15

Перспективный план работы Календарно-тематический план работы Конспекты занятий Справочные материалы и т.д. 4. Список литературы 5. Приложение к программе

Слайд 16

ДЕТСТВО-ГИД DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов http://detstvogid.ru/kak-razrabotat-programmu-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-dou/.html Источники Консультация для педагогов «Планирование и организация кружковой работы педагога ДОУ» ( Юлбарисова Л.М.) http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/03/18/organizatsiya-kruzhkovoy-raboty-v-dou Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современные походы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования...

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

В статье представлены иновационные формы работы по речевому развитию дошкольников....

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС В ДОУ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в соответствии с требовании ФГОС.

Дошкольный возраст-время активной социализации ребенка.Развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и эстетических чувств.вхождение в культуру.Иными словами, художественно-эс...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в соответствие с требованиями ФГОС

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны ...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС.

Новикова Н.А., воспитатель  ГБДОУ детский сад № 145 Центрального районаСанкт-Петербурга  Художественно-эстетическое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС. С перв...