Программа кружка "Мукосолька"
проект по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Тасакова Татьяна Леонидовна

Лепка из соленого теста - очень занимательное занятие. Им вполне могут увлечься не только дети, но и взрослые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mukosolka_2016-2017.doc678 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД № 25

«ЧЕБУРАШКА»

Принят:                                                                                  Утверждаю:

на заседании педагогического Совета №1                         Заведующий МДОУ

 от   .  .201 г. протокол №1                                                    «ЧЕБУРАШКА»

                                                                                                  _______________ Л.А. Бондарь

                                                                                                 

ПРОГРАММА

дополнительной образовательной деятельности

по развитию мелкой моторики  рук у детей младшего дошкольного возраста посредством тестопластики.

«МУКОСОЛЬКА»

Составитель:

Воспитатель Тасакова Т.Л.

Качканар, 2016-2017г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Паспорт программы                                                                        

  1. Пояснительная записка                                                                
  1. Цели и задачи Программы    
  2. Планируемые результаты
  3. Сроки реализации и возраст детей
  4. Направление программы
  5. Этапы реализации
  6. Методическое и материально-техническое обеспечение
  7. Методы организации детей на занятии
  8. Форма организации занятия
  9. Диагностика
  1. Учебно-тематический план
  2. Содержание Программы
  3. Мониторинг                                                        

Список литературы                                                                

Приложения                                                                        

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

Наименование дополнительной платной  услуги

Программа дополнительной образовательной деятельности художественно-эстетической направленности по развитию мелкой моторики  рук у детей младшего дошкольного возраста

Основание для разработки Программы

- Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 « Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

ФГОС ДО «учрежден приказом Министерства  образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155;

- Программа  художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой;

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования.

Заказчик Программы

МДОУ гКачканар ДС №25 «Чебурашка», родители (законные представители) воспитанников

Разработчик Программы

Тасакова Т.Л., воспитатель первой квалификационной категории

Целевая группа

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 лет)

Цель Программы

Развитие мелкой моторики  рук у детей младшего дошкольного возраста  посредством тестопластики.

Задачи программы

формировать правильное восприятие формы, величины, цвета предметов окружающего мира используя нетрадиционную технику изображения (тестопластика)

 - развивать зрительно- моторную координацию, воображение, фантазию

-   воспитывать творческую индивидуальность при выборе художественных образов, сюжетов, реализации замысла.

Координация и контроль реализации Программы

Осуществляется администрацией МДОУ ДС №25 и родительской общественностью.

Отслеживание результативности предусмотрено в различных формах:

  • вставок детских работ;
  • участие в творческих конкурсах различного уровня;
  • отчет о работе кружка.

Механизм реализации Программы

Администрация ДОУ:

- анализирует ход выполнения мероприятий по реализации программы,

- вносит предложения по ее корректировке,

- осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации программы.

Аннотация Программы

Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста. Обучение проводится один раз в 2 недели, во второй половине дня. На занятиях осуществляется дифференцированный подход, построенный с учетом качества восприятия, с уровнем развития технических умений и навыков детей. Содержание программы направлено на развитие мелкой мускулатуры рук, повышение координации и точности движений, а также способствует развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса.

Пояснительная записка.

         

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка. Умение наблюдать, выделять главное, характерное. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка. Воспитывает такие качества, как самостоятельность, целенаправленность в выполнении работы, умение довести работу до конца. Наряду с развивающей, обучающей и коммуникативной функцией, тестопластика решает релаксационную функцию - преобразует деструктивную форму энергии в социально - адаптивную форму деятельности, снимает психоэмоциональное напряжение,  особенную ценность приобретает для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Работа с тестом  - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений.  Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно - творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, вызывает радостное, приподнятое настроение, повышает самооценку, чувство удовлетворения. Во время занятий с тестом, дети работают за одним большим столом, это объединяет, даёт возможность видеть результаты друг друга, обращаться друг к другу за советом, помощью, то есть реализовать коммуникативную потребность детей в процессе творчества.

Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики сыграет огромную роль в развитии речи детей. Для этого необходимо выстроить работу творчески и интересно.

Поэтому создан кружок по тестопластике «Мукасолька». Тестопластика имеет массу возможностей для развития детей: разнообразные приемы лепки разрабатывают кисть руки, кончики пальцев становятся более чувствительными, а используемые в качестве дополнений к лепным изделиям пуговицы, бусинки, бисер, семена различных растений и многое другое улучшает координацию и точность движений. Техника лепки из соленого теста доступна детям дошкольного возраста во всем своем богатстве и разнообразии.

Целью программы является развитие мелкой моторики  рук у детей младшего дошкольного возраста  посредством тестопластики.

Задачи программы:

Образовательные:

1. Познакомить детей  с новым материалом (соленое тесто, с технологией изготовления поделок из соленого теста).

2. Способствовать развитию умений применять различные приёмам работы с солёным тестом, экономно расходуя материал.

Развивающие:

1. Развить у детей внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук.

2. Способствовать развитию у воспитанников творческих способностей по изготовлению и отделке поделок из теста.

3. Развить у детей способность к самостоятельному выбору цветовых сочетаний при окрашивании изделий из теста.

4. Развивать мелкую моторику рук: вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями.

5. Способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей усидчивость, трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели.

2. Воспитывать наблюдательность, воображение и хороший вкус.

3. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

4. Воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе

Планируемые результаты

Реализация программы предполагает получение следующих результатов:

- у детей повысится уровень навыков и практических  умений в лепке предметов из соленого  теста

- разовьется зрительно- моторная координация, творческие способности.

Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме вставок детских работ, участия в творческих конкурсах различного уровня.

Сроки реализации и возраст детей

Программа рассчитаны на детей от 3 до 4 лет на 1 год и проводятся с сентября по май  2 раза в месяц. В конце мая - диагностика.

Содержание программы рассчитано на  17 часов.

Направление: художественно-творческое

Организация занятий: вторая половина дня по 15 мин., один раз в две недели.

Этапы реализации программы:

I этап: ознакомительный:

          Начинаем со знакомства с новым материалом - солёное тесто. Знакомим с самыми доступными приёмами, которые необходимо знать каждому:

            Учимся делить единый кусок на части. Существует несколько способов:

  • откручивание;
  • ощипывание;
  • разрезание и надрезание стекой;

II этап: основной:  Учимся придавать форму:

  • формование
  • раскатать в ладонях или на столе;
  • сплющить;
  • вдавить;
  • вытянуть;

          Учимся соединять детали:

  • прижать;
  • сгладить;
  • вдавить;

            Учимся оформлять и декорировать изделие:

  • дополнение изделия мелкими деталями (налепами);
  • процарапывание различными инструментами;
  • дополнение образа различными элементами их других материалов (бисер, пуговицы, семечки)

III этап: презентационный:

  • выставки детских работ
  • выставки совместных работ детей и родителей
  • мастер-класс

изготовление сувениров для детей и взрослых.

Методическое и материально-техническое обеспечение программы:

  1.  Сюжетные картинки, пиктограммы по теме занятия;
  2. Аудиозаписи классической музыки и детских произведений;
  3. Презентации (или отдельные слайды) по теме занятия;
  4. Серия картин «Эмоции», «Животные;»
  5. Картинки с изображениями различных игрушек;
  6.  фонотека:

- коллекция классической музыки

-песни из отечественных мультфильмов.

     7. Инструменты и приспособления для художественно-изобразительной деятельности:

  • материал  - солёное тесто,
  • стеки, пластмассовые лопатки;
  • штампики фабричного производства, формочки для теста или для игр с песком, шаблоны.
  • кисточки разных размеров, стаканчики для воды, краски (акварельные, гуашь)
  • салфетки бумажные, тканевые;
  • бумага белая, цветная, картон,  
  • природный материал (семена, травы, крупы и другие),
  • бросовый материал (проволока, бусинки, пуговицы, зубочистки и другие)

8. Детская художественная литература.

Методы организации занятия.

1 Конструктивный - при этом способе лепки  образ создается из отдельных частей.

  • Скульптурный (пластический) - изделие лепится из целого куска.
  • Комбинированный - этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный
  • Рельефная лепка - поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости.
  • Модульная лепка - этот способ напоминает составление объемной мозаики или конструирование из одинаковых деталей. В зависимости от формы модуля различается несколько видов модульной лепки: из бесформенных кусочков, из шариков, из валиков.
  • Лепка из колец.

2 Словесный метод:

  • Беседа, рассказ;
  • Объяснение, пояснение;
  • Вопросы;
  • Словесная инструкция

3 Наглядный метод:

  • Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, игрушки, скульптурные изделия)
  • Показ, выполнение работы (частично, полностью);

Форма организации деятельности детей на занятии:

Подгрупповая

Формы проведения занятий:

занятие-игра, сказка, путешествие

Контроль реализации программы

Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг достижения детьми результатов деятельности) проводится два раза в год: вводный (октябрь), итоговый (май).

Диагностика

             Задачи диагностики:  Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы выявить педагогическую эффективность реализации программы.

Педагогическая диагностика проводится два раза в год: на 1 неделе сентября; 4 неделе мая

  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Ожидаемый результат

Теория

Практика

Сентябрь

1

«Солнышко лучистое», «Моя ладошка»

3

12

  • Интерес в работе с тестом.
  • Знание правил работы с тестом
  • умеет раскатывать шар круговыми движениями ладоней.
  • умеет скатывать маленькие шарики из пластилина и налеплять их на картон.
  • умеет отщипывать небольшие куски теста и раскатывать их между ладонями прямыми движениями.

2

«Друзья для колобка»

3

12

Октябрь

3

«Ягоды рябины»

3

12

4

 «Подсолнух»

3

12

Ноябрь

5

Коллективная работа «Яблонька»

«Зимнее дерево»

3

12

6

«Улитка»

3

12

*Уметь отделять от большого куска теста небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней. Лепить различные

предметы, состоящие из1-3

частей, используя

разнообразные приемы

лепки.

Умение лепить предметы, состоящие из трех шариков и дополнительного природного материала.

Декабрь

7

«Угадай, кто к нам пришел?»

3

12

8

«Украсим   ёлочку  к празднику»

3

12

Январь

9

«Новогодние игрушки»

3

12

10

«Сказочный домик»

3

12

Февраль

11

«Мышка в гости к нам пришла

3

12

  • *Знать и называть материалы для лепки
  • лепить.
  • *Знать и называть цвета

(красный, синий, зеленый,

желтый, белый, черный),

оттенки (розовый, голубой,

серый).

Умеет раскатывать столбики и соединять их с дополнительным материалом

Применяет для украшения различный материал (бисер, стеклярус и т.д.)

12

«Гусеничка»

3

12

Март

13

«Бусы для мамы»

3

12

14

«Красивые цветы»

3

12

Апрель

15

«Ходит ёж в саду по травке»

3

12

16

«Птичка поет, гнездышко вьет»

Май

17

«Лепка грибов из соленого теста».

Итого:

3. Содержание Программы

Сентябрь

1. «Солнышко лучистое», «Моя ладошка»

Цель: познакомить детей с новым материалом для лепки: соленое тесто.

Задачи:

1.Совершенствовать приемы лепки: раскатывание (прямое и круговое, сплющивание)

2.Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук.

3.Совершенствовать у детей способность передавать в лепке изображения знакомых предметов.

4.Воспитывать у детей сочувствие к персонажу и желание ему помочь, аккуратность при выполнении работы.

5.Формировать интерес к работе с тестом.

2. «Друзья для колобка»

 Задачи:

Закреплять умение детей скатывать шар круговыми движениями между ладоней; учить доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала. Учить понимать содержание сказки. Побуждать называть персонажей сказки. Развивать речь и мышление. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, сочувствие к ним и желание помочь. Продолжать развивать интерес к работе с соленым тестом.

Октябрь

1.  «Ягоды рябины»

Задачи:

 Учить детей отщипывать маленькие кусочки от целого куска теста и раскатывать из них шарики. Формировать интерес к работе с тестом, развивать мелкую моторику. Оформить все в коллективную работу «Рябина»

2. «Подсолнух»

 Задачи:

Продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки теста, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху, учить сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями. Развитие мелкой моторики руки, умение многократно повторять однородные движения; интерес к работе с соленым тестом. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Развивать творческое воображение, мышление, речь.

Ноябрь

1. Коллективная работа «Яблонька»

Задачи:

Закрепить у детей умение скатывать из теста предметы круглой формы. Развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук.

«Зимнее дерево»

2. «Улитка»

Задачи:

Учить раскатывать длинный столбик, закручивать его в виде улитки. Развивать наблюдательность, речь, мышление.

Декабрь

1. «Угадай, кто к нам пришел?»

Задачи:

Вызвать интерес к лепке знакомого персонажа. Учить детей лепить фигурку из комочков соленого теста разной величины, соединять их, дополнять фигурку характерными деталями (глаза, нос, пуговицы т.д.), продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать умение аккуратно пользоваться тестом.

2. «Украсим   ёлочку  к празднику»

Задачи:

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Упражнять в умении вырезать фигурки формочками, украшать  с помощью дополнительного материала (бусины, бисер, блестки, крупа).

Январь

1. «Новогодние игрушки»

Задачи:

Развивать умение лепить новогодние игрушки из соленого теста. Вызвать желание делать необычные новогодние игрушки. Развивать внимание, глазомер, мышление.

2.  «Сказочный домик»

Задачи:

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Упражнять в умении облеплять стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками – получая образ  снежного домика; украшать крышу фасолью – «черепица».

Оборудование: соленое тесто, окрашенное в голубой цвет, стаканчик из-под йогурта, фасоль, аудиозапись.

Февраль

1. «Мышка в гости к нам пришла».

Задачи:

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания. Учить  лепить предмет из нескольких частей, используя дополнительные материалы (ушки – семечки, хвостик–шерстяные нитки, глазки – бусинки).

Оборудование: соленое тесто, окрашенное в   серый  и  розовый цвета, шерстяные нитки, семечки, бусины, доски для лепки, игрушка —  мышки, аудиозапись.

2. «Гусеничка»

Задачи:

закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Март

1. «Бусы для мамы»

Задачи:

Продолжать учить лепить из теста шарики, нанизывать их на веревочку. Развивать наблюдательность, внимание, мелкую моторику.

2. «Красивые цветы»

Задачи:

Формировать умение отщипывать от целого куска маленькие кусочки и формировать из них лепестки путем надавливания, украшать серединку шариком из теста.

Апрель

1. Ходит ёж в саду по травке.

Задачи:

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания. Учить  лепить предмет из нескольких частей, используя дополнительные материалы (ушки – семечки, хвостик–шерстяные нитки, глазки – бусинки).

2. «Птичка поет, гнездышко вьет»

 Программное содержание. Развивать мелкую моторику пальцев и движений руки. Воспитывать любовь к природе, стремление проявлять заботу о птицах. Вызвать эмоциональный отклик, желание слепить «птичий домик» (гнездышко). Использовать раннее полученные навыки в лепке полой формы, стекой изображать полоски («прутинки») на ее поверхности.

Май

1.  «Лепка грибов из соленого теста».

Задачи:

Познакомить детей с выполнением аппликации способом насыпания и приклеивания пшена. Развивать тонкие движения пальцев рук. Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Учить лепить из частей, делить куски на части. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.

Список литературы

  1. Анистратова А.А, Поделки из соленого теста. Учебное издание ООО «Издательство Оникс», 2009
  2. Васина Н, Соленое тесто. Айрис-Пресс Москва 2010
  3. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации 2003
  4. ЛыковаИ.А, Мы лепили, мы играли. Занятия с детьми.ООО»Карапуз-дидактика»,2007
  5. Лыкова И, Лепим из пластилина, глины, теста. Москва ОЛМА Медиа Групп 2009
  6. Рубцова е, Фантазии из соленого теста. ООО»Издательство «Эксмо», 2010
  7. Чаянова Г.И, Соленое тесто для начинающих. Литературно-художественное издание ООО «Дрофа», 2005
  8. Фирсова А, Чудеса из соленого теста. Айрис-Пресс Москва 2010
  9. Халезова- Зацепина М.Б, Лепка в детском саду для детей 5-7 лет, ООО «ТЦ Сфера», 2009

                             

                                                                                     

Показатели и критерии изобразительных  умений в лепке у детей второй младшей группы.

На основе теоретического изучения материала были выявлены показатели и критерии изобразительных  умений в лепке у детей второй младшей группы:

скатывать шар круговыми движениями  ладоней;

раскатывать прямыми движениями ладоней тесто «колбаской;

отщипывать маленький  кусочек теста от большого куска;

делать пальцами  углубление в шаре;

лепить предмет из нескольких частей.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок — 15 баллов, низшее — 5 баллов, промежуточное число может быть разным: оно зависит от того, какие оценки по каждому показателю получил каждый ребенок.

Список детей посещающих кружок «Мастерилка»

Номер п./п.

Ф.И. ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...