"Веселые водоноски" Лепка декоративная по мотивам народной пластики (фото отчет) 15.03.2017г.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Иванова Елена Николаевна

Конспект НОД с детьми старшей группы в рамках педагогического проекта "Знакомство с искусством русских народных мастеров"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_veselye_vodonoski.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми старшей группы  в рамках педагогического проекта на тему: 

          «Знакомство с искусством русских

                      народных мастеров»

 Лепка декоративная по мотивам народной пластики (1 этап 15.03.2017 г.) с дальнейшим разукрашиванием (2 этап).

                                                  Подготовила и провела: Иванова Е.Н.

                               

                                 

«Веселые водоноски»

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»,

«Речевое развитие»,

«Физическое развитие»

Цель: Развивать познавательную активность детей.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

 1. Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой как одним из видов народно-прикладного искусства.

 2. Показать обобщенный способ лепки женской фигурки - на основе юбки-колокола (полый конус).

 3. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон.

Образовательная область  «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Совершенствовать умение ребенка общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  1. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.
  2. Закрепить представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях дымковской игрушки.
  3. Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок - украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами)  по мотивам дымковской игрушки. Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия.
  4. Развивать самостоятельную творческую деятельность

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь.
  2. Формировать словарь детей старшего возраста.

Образовательная область « Физическое развитие»

  1. Обогащение зрительных впечатлений.
  2. Развитие мелкой моторики рук.

Методы и приемы: Наглядные: рассматривание дымковских игрушек, схем последовательности лепки и разукрашивания; словесные: беседа о народных промыслах;

 практические: декоративное рисование элементов дымковских узоров, подготовка материала - замешивание глины.

Материалы и оборудование (1 этап):

Для детей: Глина, подставки под изделия, стеки, салфетки бумажные и матерчатые, баночки с водой.

Для воспитателя: Дымковская игрушка (образец); схема с показом способов лепки; поворотный диск для демонстрации игрушки; дидактическое пособие с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами дымковского промысла.

Содержание образовательной деятельности:

Деятельность педагога.

- Давайте представим себе, что мы попали в мастерскую . где лепят вот такие красивые дымковские игрушки, и понаблюдаем за работой мастерицы. (воспитатель берет на себя роль мастерицы). Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла кусочек   побольше,  расшлепала в лепешку , вот свернула лепешку воронкой – получилась юбочка, сверху прилепила голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, ведерки вылепила. На голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила, из сплющенной колбаски сформировала оборку для фартука. Оставила фигурку сушиться сначала на лавке, а потом в печке.  Из печки выходят фигурки закаленные, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать.  И ложатся на белоснежную фигурку узоры кружочки, прямые и волнистые полоски , клетки, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горят ярко – ярко  Краски малиновые, красные , желтые, зеленые, синие, оранжевые- пестро и весело, как в хороводе! Но оказывается работа еще не окончена. Еще предстоит «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место- барыням и водоноскам на кокошники и шляпы. Вот теперь игрушки засветились и стали еще ярче.

Давайте и мы с вами слепим водоносок и составим композицию «Веселые водоноски»- поясняю, что водоноски, это девушки, которые носят воду из колодца или речки в ведрах на коромысле.

 Объясняю, как лепить девушку – водоноску.

- Разделим кусок глины на 3-5 частей. Самый большой кусок превращается в лепешку, которую сворачиваем в колокол. Получаем пышную юбку. Туловище лепим отдельно или вытягиваем из юбки-колокола. Из маленького кусочка глины раскатываем шарообразную или овальную форму- голову. Делаем на ней головной убор; защипываем в виде кокошника или лепим отдельно небольшой валик, прикладываем к голове, прижимаем и щипковыми движениями пальцев формируем кокошник. Присоединяем голову к туловищу, примазываем и разглаживаем мокрыми пальцами или влажной салфеткой. Чтобы не было видно шва.

Другой кусочек глины делим на две равные части и раскатываем два одинаковых по длине цилиндра – это руки. Прикрепляем их к верхней части туловища и располагаем так, будто водоноска несет коромысло с ведрами. Все части аккуратно соединяем и разглаживаем. Лепим нарядный передник с оборками ( колбаска приплюснутая и собранная волнообразно в защип), бусы, рюши серьги. Лепим для нашей водоноски коромысло с ведерками и располагаем на двух плечах. Ведра – шарики или короткие столбики с углублениями, сформированные карандашом или мизинцем. Ручки для ведер делаем из тоненьких жгутиков.

Напоминаю, что во время работы нужно не забывать поворачивать фигурки и рассматривать их со всех сторон, стараясь сделать их грациозными и придать устойчивость.

Предлагаю рассмотреть вылепленных  водоносок  и рассказать,  какие они.

Благодарю детей за отличную работу. Сообщаю, что на следующем занятии дети будут  белить, а затем,  расписывать водоносок красивыми узорами.

Деятельность детей

Слушают рассказ. Рассматривают образец. Наблюдают за действиями педагога.

Лепят водоносок из глины . Оформляют мелкие детали. ( нос, прическу, украшения, рюши.)

 Рассматривают, сравнивают,  выбирают наиболее понравившиеся фигурки и рассказывают о них.

Последующая работа: В самостоятельной художественной деятельности – дети белят водоносок (белая гуашь с добавлением ПВА).

Материалы и оборудование (2 этап).

Для детей: Вылепленные из глины, высушенные и побеленные фигурки водоносок и барынь;  гуашевые краски; кусочки золотой фольги. Тонкие кисточки, ватные палочки, баночки с водой, подставки для фигурок, салфетки, тряпочки.

Для воспитателя: Фигурка водоноски (образец для показа ); таблицы с элементами дымковской росписи и характерными цветосочетаниями; рисунки – варианты узоров на барынях и водоносках.

Содержание образовательной деятельности:

Деятельность педагога.

Показываю варианты оформления классических водоносок, барынь, нянек по мотивам росписи  дымковской игрушки. Предлагаю рассмотреть дымковские узоры и сказать, какими красками мастерицы расписывают игрушки.

Обращаю внимание, что узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные.

«Много – много лет назад, мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, кольцами, точками, прямыми и волнистыми линиями (пояснение сопровождается показом элементов). Такие узоры всем понравились полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц – своих дочек и внучек, а те – своих дочек и внучек. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки.»

Предлагаю детям раскрасить свои фигурки так, как это делают мастерицы дымковской игрушки.

- Узор на юбке идет рядами сверху вниз (прослеживающий жест вдоль игрушки) и по туловищу. Сначала нужно нарисовать все вертикальные линии (поясняющий жест) – это лучше  сделать тоненькой кисточкой. Затем, если нужно, линии горизонтальные (поясняющий жест). Потом нарисовать с помощью ватных палочек круги и поставить вокруг них точки (сопровождающий жест).

Выставляю схему, показывающую последовательность работы, и предлагаю детям приступить к работе. Советую быть аккуратными, не забывать поворачивать игрушку и рисовать со всех сторон.

Завершающий момент – «золото» - ромбики золотистой фольги.

Что позволило нам сделать такие красивые поделки?

Деятельность детей.

Перед занятием дети берут своих водоносок, вылепленных на предыдущем занятии и побеленных в самостоятельной художественной деятельности, аккуратно переносят на свой стол.

Отмечают, что все цвета яркие, нарядные, праздничные - желтый, синий, оранжевый, зеленый, красный, малиновый.

Выполняют работу самостоятельно.

«Золотом» дети украшают головные уборы своих водоносок.

Готовые работы  оставляют на столе для высыхания.

Свободные ответы.

Последующая работа: составляется композиция для выставки «Веселые водоноски».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фото отчет "Мы веселые цыплята"

Фото отчет «Мы веселые цыплята»Ежегодно в нашем детском саду проводится "Месячник Здоровья". При организации и проведении мероприятий "Месячника Здоровья" решались следующие цели и задачи: совершенств...

фото отчет развлечения "1 апреля - день веселья и смеха"

Шутки первого апреляСыплются и там и тут.Всплески звонкого весельяНастроенье создают!...

Конспект НОД по Художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет. Тема: Лепка декоративная по мотивам народной пластики Нарядный индюк (по мотивам дымковской игрушки)

Интеграция ОО: художественно – эстетическое, познавательное развитие.Форма работы: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества....

Лепка рельефная декоративная по мотивам народной сказки «Филимоновские игрушки-свистульки»

Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность....

Декоративное рисование по мотивам народных промыслов в детском саду. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста. Хохломская роспись

Декоративно-прикладное искусство — одно из древнейших. Первые образцы такого искусства относятся к Первобытной эпохе. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и ...