Нетрадиционные методы изобразительной деятельности.
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Новожилова Ирина Геннадьевна

Материал содержит описание опыта работы воспитателя по развития мелкой моторики рук детей со слуховой депривацией посредством использования нетрадиционных методов изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_metody_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx14.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Использования нетрадиционных методов изобразительной деятельности в работе с детьми со слуховой депривацией»

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать и лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика недостаточно развита.

Разработка тонких, точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом. Деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать и анализировать.

Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные движения руками, пальчиковые игры и упражнения стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Если руки у ребенка развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии. У многих детей дошкольного возраста наблюдается отклонение в развитии движений пальцев рук: движения неточные, нескоординированные, затруднены изолированные движения пальцами.

Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, становление всех психических процессов, подготовку руку к письму.

Одним из наиболее близких и естественных для ребенка – дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность очень важна и полезна во всех группах детского сада. Данная деятельность помогает развитию зрительного восприятия, воображения, пространственных представлений, памяти и других психических процессов. Кроме своей эстетической и духовной направленности, изобразительная деятельность всегда сопряжена с развитием тонких дифференцированных движений рук.

В своей работе я часто использую нетрадиционные способы рисования. Например, с помощью мятой бумаги. Для этого нужно смять лист бумаги в плотный комок, затем этот комок обмакнуть  в краску и оставить отпечаток. В такой технике получаются удивительные картины, изображения цветов, деревьев, морские пейзажи.

В качестве предметов для создания отпечатков можно использовать губки, ватные палочки, сухие листья деревьев и многое другое.

Надо отметить, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной технике, как пластилинография. Создание на основе пластилина картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности – часто используемый мною вид декоративно – прикладного творчества. В этой технике можно заполнять пластилином контур рисунка, отщипывая маленький кусочек и примазывая его к поверхности. Можно лепить маленькие шарики и ими заполнять рисунок, или тонкие «колбаски», сворачивая их спиралью.

Лепка из пластилина особенно хорошо развивает мелкую моторику, укрепляет мускулатуру пальцев, закрепляет навыки осязательного обследования.

Нравится детям и выполнение различных аппликаций. Аппликация – один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация может быть: предметной, сюжетной и декоративной.

В своей работе я использую обрывную аппликацию, которая очень полезна для развития мелкой моторики рук. Дети разрывают бумагу на кусочки и из них составляют изображение. Можно усложнить эту технику: не просто рвать бумагу, как получится, а выщипывать контур рисунка.

Можно составлять(предмет) сюжет аппликации, использую метод оригами. Это древнее искусство -  складывание фигурок из бумаги.

Торцевание – один из видов бумажного конструирования. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квилинга (бумагокручения).

С помощью этой техники можно создавать удивительные объемные поделки, панно или объемные открытки. Материал для создания таких композиций прост и доступен, а их выполнение не требует специальных навыков. Несмотря на то, что создание таких поделок – работа не сложная, все же очень кропотливая, тем самым она способствует развитию у детей усидчивости, аккуратности, и самое главное развитию мелкой моторики.

В этом методе для создания композиции используется маленький кусочек бумаги, это может быть цветная салфетка или гофрированная бумага. Маленький кусочек бумаги «одевается» на карандаш, обмакивается в клей и наносится на работу. А можно скручивать бумагу в маленькие шарики и ими заполнять пространство поделки.

Создавая красивые поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, проявляют терпение, упорство, фантазию и вкус.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Систематические занятия художественной деятельностью в детском саду способствует развитию мелкой моторики, и имеют терапевтический эффект, отвлекают детей от грустных и печальных мыслей, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей со сложной структурой дефекта в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

Целью моей работы с детьми, имеющими нарушения  сложной структуры дефекта, является:  развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей  дошкольного возраста через нетрадицион...

Использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОО

         Актуальность   использования  современных  нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста  обусловлен...

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии творческих способностей детей в ДОУ.

Рисование в детском саду — художественно-творческая деятельность, так же, как и деятельность художника, включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы он мог ...

Комплекс занятий по ознакомлению с окружающим с использованием нетрадиционных методов изобразительной деятельности "Расцветай"

Комплекс состоит из 6 занятий, на каждом из занятий дети проводят наблюдения, а затем отображают увиденное на листе бумаги. Этим дети закрепляют свои знания и навыки нетрадиционного изображения....

КАРТОТЕКА нетрадиционных методов изобразительной деятельности

КАРТОТЕКАнетрадиционныхметодов изобразительной деятельности...