Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
статья по аппликации, лепке на тему

Киливаева Любовь Витальевна

Солёное тесто становится в последнее время всё более популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, но им находится место и в современном мире, так как в наши дни ценится всё экологически чистое и изготовленное своими руками. Тестопластика - одно из увлекательнейших занятий для детей, благодаря которому, можно создавать статуэтки, картины, панно, подсвечники, вазы,кашпо и многое другое. А для их изготовления потребуется лишь мука, соль и вода...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testoplastika_kak_sredstvo.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Киливаева Любовь Витальевна,
старший воспитатель

МДОУ «Детский сад №8» г. Петрозаводск

Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования.

     «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. Чем больше  мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Именно руки учат ребёнка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
                                                                                                                     В.А. Сухомлинский

     Творчество – важнейшая характеристика личности. Формировать и развивать его необходимо у ребёнка с самого раннего возраста, а именно, в дошкольный период. Учёными доказано, что именно на данном этапе детства закладываются основные направления, по которым будет проходить развитие личности в дальнейшем. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей у дошкольников свидетельствует о том, что основанием для данного процесса является продуктивная деятельность,  одним из видов которой является лепка.

     Требования, предъявляемые современным обществом и педагогической наукой, указывают на необходимость создания оптимальных условий для воспитания творческой личности, способной к полноценному взаимодействию с окружающей действительностью в соответствии со своими возрастными особенностями и возможностями. А это значит, что концепция современного дошкольного образования выделяет формирование творческих способностей,  как важнейшую задачу и призывает к гуманизации педагогического процесса. Её основная цель - поставить в центр внимания всей педагогической деятельности ребёнка, удовлетворение его потребностей в активной деятельности, развитие его способностей и обеспечение эмоционального благополучия.

    Одним из условий гуманизации является приоритетное внимание к специфическим видам деятельности, в том числе изобразительной.  Для ребёнка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребёнок растёт здоровым и успешным.

     Значение лепки, в том числе и тестопластики, для развития ребёнка очень велико. Это творчество живое и осязаемое. Вылепленные и высушенные фигурки получаются как настоящие. Их можно брать в руки, рассматривать со всех сторон. Готовые фигурки можно объединять в интересные композиции. С ними можно играть и даже показывать спектакли. А картины, панно и детали интерьера из солёного теста помогут украсить и вдохнуть уют в любое помещение. Всё, что видит  и о чём мечтает ребёнок, может воплотиться в вылепленных образах, так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но так похожий на настоящий.

    Лепка – один из самых развивающих видов изобразительной  деятельности, так как одновременно задействовано обе руки, соответственно, координируется работа обоих полушарий головного мозга.

    Материалом для лепки в детском саду может служить любой пластичный материал: пластилин, глина, песок и даже снег, но мне и нашим детям  пришлось по душе солёное тесто.  Чем же интересен этот материал?

    Солёное тесто имеет древнейшую историю. Изначально, изделия из него имели культовое значение: из него делали фигурки божеств, изображения животных для жертвоприношений и обереги.

Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из теста для преклонения перед своими божествами.

    В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из солёного теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в окнах и крепились к дверям. Считалось, что подобные украшения приносят удачу в дом.

    Славяне верили, что фигурки животных, вылепленные из теста, принесут в дом богатство и изобилие. Их лепили в надежде на увеличение поголовья скота.

    В странах Восточной Европы были популярны яркие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и они имели обычный цвет выпечки, что считалось особенно привлекательным.

     В Греции и Испании во времена торжеств в честь Богоматери на алтарь по сей день кладут великолепные пышно украшенные хлебные венки.

     В Китае, начиная с 17 века, из теста изготавливали детали марионеток.

     Когда главным символом Рождества стала ёлка, бедные люди изготавливали из хлебного теста ёлочные украшения. Для сохранения украшений от поедания грызунами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так и появилось солёное тесто.

    На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год, в те стародавние времена его праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы начинали играть. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия. Преподнося в дар такую фигурку, даритель приговаривал: «И хлеб с солью будут всегда на вашем столе!».  Вот почему эти символичные дары называли очень просто -«хлебосол» (в некоторых регионах «мукосол»). А украшали их росписью, характерной для той местности, где было вылеплено это изделие.

   Во времена 1 и 2 Мировых войн искусство изготовления фигурок из солёного теста было утрачено, так как  не хватало материала. В наши дни эта древняя традиция начала возрождаться.

    В последние пятнадцать лет тестопластика вызывает всё больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников. В современном мире фигурки из солёного теста носят исключительно декоративный характер и весьма популярны, так как в наши дни высоко ценится всё экологически чистое и изготовленное руками. Возрождение этой старой народной традиции расширило применение солёного теста, и оно оказалось  прекрасным материалом для детского творчества.

   Лепка из теста – это не только забавные игрушки, изготовленные своими руками и радость совместного общения детей и взрослых, но ещё и:

- развитие координации обеих рук и мелкой моторики,

- активизация  речевых зон коры головного мозга,

- умение планировать работу и доводить её до конца,

- развитие воображения и творческих способностей.

    Хотелось бы подробнее остановиться на особенностях лепки из солёного теста в старшем дошкольном возрасте, так как он  имеет свою специфику относительно творческих способностей, и это непосредственно связано с физиологическим особенностями организма ребенка. В этот период начинает  происходить окостенение руки и всё больше развивается мелкая моторика, что позволяет ребенку аккуратно выполнить работу. Также дети данного возраста способны лучше контролировать  свои действия, более внимательны и имеют больший опыт восприятия предметов, что находит отражение в выборе способа лепки. Но всё ещё представляется сложным соблюдение пропорций. На данном возрастном этапе лепка отличается большей самостоятельностью детей. Педагог только направляет ребенка и помогает ему, если возникают трудности. Перед процессом лепки дети рассматривают предмет со всех сторон и отмечают его отличительные черты. Именно на данном этапе можно отметить результат развития творческих способностей, когда ребенок, анализируя знания о предмете, способах его создания, изготавливает  поделку, отличающуюся своей выразительностью и уникальностью.

    Развитию творческих способностей старших дошкольников посредством тестопластики способствует, как правило, продуктивная деятельность, которая позволяет  проявить творчество, фантазию и воображение, в отличие от репродуктивной деятельности, где ребенок повторяет каждый этап за воспитателем.

 А чтобы сохранить интерес и мотивацию к взаимодействию и созданию новых работ, педагог интегрируют творческую деятельность с игровыми упражнениями:

  • «Придумай сказку».  Воспитатель - ведущий (в старшем возрасте дети могут играть самостоятельно). Сюжет сказки строится таким образом, чтобы кусочек теста постоянно преобразовывался в новый образ. Например, сказка с персонажами – червячок, улитка, яблоко, ежик и т.д.
  • «Волшебный комочек». У играющего в руках находится кусочек теста. Ведущий загадывает загадку «Кто в комочке живет?» (называет характерные отличия загадываемого животного). После того как дети отгадают, все лепят отгадку.
  • «Слепи фантастическое животное». Дети из шариков, длинных жгутиков, цилиндров, сделанных из теста, лепят несуществующее животное и др.

    Данные упражнения направлены на развитие ловкости, точности движений, развитие памяти руки, формирование умения чувствовать материал,  форму передаваемого предмета, умения передавать пропорции, формировать чувство композиции. Развивают воображение, фантазию, творческие начала, эстетическое восприятие, интеллектуальные способности. Таким образом, можно сделать вывод, что процесс лепки из солёного теста в старшем дошкольном возрасте приобретает более самостоятельный характер, что способствует развитию творческих способностей ребенка. Основой для этого служат знания, приобретенные на предыдущих возрастных этапах.

  Солёное тесто – это приятный, податливый, пластичный, экологически чистый и доступный материал. Из него можно вылепить всё: фигурки для собственного театра, различные предметы для сюжетно – ролевых игр (например, в «Дом» или «Магазин»), украшения для ёлки и подарки для близких и друзей. А после сушки и раскрашивания поделка сохранится в виде сувенира на долгие годы.

     Полученный результат можно не только увидеть, но и, в отличие от рисунка, где изображение остаётся плоским, ограниченным  двухмерным пространством, прикоснутся, подержать своё изделие в руках. Его интересно показать своим близким и друзьям, и получить от них одобрение. Благодаря этому ребёнок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения. Что мотивирует его «творить» дальше и не останавливаться на достигнутом.

    Солёное тесто – это удивительный материал, который не допускает резких и грубых форм. По моему мнению, солёное тесто просто создано для того, чтобы приносить огромное удовольствие и ни с чем несравнимую радость творчества тому, кто работает с ним.

   

Список литературы:

  1. Антипова М.А. Солёное тесто. Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих / М.А. Антипова, Е.С. Рубцова. – Ростов н/Д: Владис, 2010.
  2. Казагранда Брижит. Поделки из солёного теста // Практическое пособие. – М.: АРТ-РОДНИК, 2007.
  3. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 5-6 лет. Сценарии занятий- М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  4. Лепим из солёного теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. Декор. / [сост. И. Михайлова] – М.: Эксмо, 2004.
  5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2007.
  6. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  7. ПацциЛучия. Фантазии из солёного теста. – М.: МОЙ МИР, 2007.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000.
  9. Синеглазова М.О. Удивительное солёное тесто. – М.: Издательский дом МСП, 2007.
  10. Солёное тесто: украшения, сувениры, поделки. / [сост. К. Силаева] – М.: Эксмо, 2005.
  11. Солёное тесто. Поделки, игрушки, сувениры, панно, фоторамки / [сост. С.Ю. Ращупкина] – М.: РИПОЛ классик, 2014.
  12. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // УТВЕРЖДЁН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013г. №1155
  13. Хананова И. Солёное тесто. Фантазии из муки, соли и воды. – М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2006.
  14. Чаянова Г.Н. Солёное тесто. – М.: Дрофа-Плюс, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

laquo;Истоки способностей и дарований детей – накончиках их пальцев. От пальцев, образноговоря, идут тончайшие ручейки, которыепитают источник творческой мысли».(В. А. Сухомлинский)....

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

« Тестопластика, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Закирова Радина Надимовна  " Тестопластика,как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста" Данная статья посвящена раскрытию творческих способностей дошко...

Статья «Роль тестопластики в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Статья«Роль тестопластики в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста».АННОТАЦИЯСодержание дошкольного образования постоянно обновляется, в последнее время появи...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....