Консультация для воспитателей "Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
консультация по аппликации, лепке по теме

Шакурская Ирина Анатольевна

«Истоки способностей и дарований детей – на

кончиках их пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли».

(В. А. Сухомлинский).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 142 ОАО «РЖД»

Консультация для воспитателей

«Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель

Шакурская Ирина Анатольевна

 «Истоки способностей и дарований детей – на

кончиках их пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли».

(В. А. Сухомлинский).

 

Учёные утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. В этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. А мир ребёнка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных, тактильных ощущений и эмоций, который влияет на развитие всех его способностей и дарований.

Мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности является лепка.

Лепка – это самый осязаемый вид художественного творчества. В последнее время очень популярным материалом для лепки стало солёное тесто.

Тесто – это прекрасный, экологически чистый, мягкий, пластичный и универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные идеи и замыслы. Таким образом, тестопластика обладает большим развивающим потенциалом.

В первую очередь, занятия тестопластикой оказывают полезное действие на детские пальчики, т. к. развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Сведения о мире мы получаем именно через руки, с помощью них мы исследуем, творим, строим. В процессе лепки из солёного теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пропорций, развивается общая ручная умелость, синхронизируется работа обеих рук, массируются активные точки пальцев.

Экспериментирование с солёным тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания детей об их свойствах и возможностях применения. В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Всё это способствует развитию смелости и гибкости мышления у детей.

Особое влияние занятия тестопластикой оказывают на развитие фантазии и воображения. Это объясняется тем, что дети учатся объёмному способу изображения предметов, т. е. любой предмет имеет объём и воспринимается ребёнком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании ребёнка, формируется образ. Дети учатся доводить начатую работу до конца.

Занимаясь лепкой, дети развиваются интеллектуально и творчески. Они чувствуют себя творцами, способными подчинить собственной воле материал и создать из него образ. Дети учатся планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

Также, тестопластика вызывает у детей большой интерес, они получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможность выразить свои мысли, своё отношение к увиденному,  услышанному, прочитанному в пластическом виде искусства.

Одним из важных моментов является и то, что лепка из солёного теста развивает детей эстетически. Дети раскрашивают готовые изделия, в процессе этого совершенствуется их художественный вкус. Они начинают видеть прекрасное в повседневной жизни.

И самое главное, ребёнок испытывает радость и наслаждение от результатов своего труда. И хотя, создание поделок из солёного теста часто сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении трудностей дети получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Они раскрепощаются, перестают бояться, что у них что-то не получится.

Ребята с большим увлечением изготавливают поделки из солёного теста, которые затем используют в своих играх, дарят близким людям, украшают ими интерьер.

Вывод: Влияние занятий тестопластикой на развитие ребёнка довольно широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребёнка, а именно на:

- развитие мелкой моторики;

- расширение кругозора;

- создание целостного образа;

- расширение словарного запаса;

- развитие познавательных процессов (внимание, мышление, восприятие, воображение);

- развитие умения взаимодействия – делового и личностного общения;

- развитие игры с правилами.

 

Тестопластика – такая же естественная потребность для ребёнка, как и игра. Дети лепят много и охотно. В своих поделках ребята не только отражают окружающий мир, но и познают его.

Надо взять кусочек теста, и найти поярче место.

Шарики, колбаски –и оживают сказки.

Пальчики стараются, лепят, развиваются.

 

Литература:

  1. Лыкова И. Лепка и тестопластика.  Издательский дом: Карапуз, 2008.
  2. Интернет-ресурсы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Коллаж как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспит...

Консультация для педагогов «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов "Комментированное рисование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Что  привлекает интерес ребенка – дошкольника к рисованию: возможность сопереживания нарисованным героям и возможность «действовать» внутри нарисованной ситуации, возможность во...

Консультация для родителей на тему: «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и...