Главные вкладки

    Конспект ООД по художественному творчеству в старшей группе «Рисование по мотивам хохломской росписи» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию. Пластилинография «Снегири на ветках рябины» в старшей группе.
    план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

    Демидова Антонина Александровна

    конспекты ООД для старшей группы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatiya.docx29.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  ООД по художественному творчеству в старшей группе «Рисование по мотивам хохломской росписи»                                                     

      Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

      Цель:  - познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства - хохломой, с его историей и истоками, с этапами изготовления хохломских изделий.

     

     Задачи:

    - учить детей рисовать элементы хохломской росписи: ягоды, травка, листики, завиток, капелька, усики и т. д.

    - развивать умение детей расписывать изделия в соответствии с изучаемым видом искусства.

    - воспитывать любовь к искусству, любовь к прекрасному, интерес к познанию русской народной культуры.

    Материал: хохломские изделия, заготовки-шаблоны хохломской посуды (на каждого ребенка, кисти, тычки, гуашь, стаканчики с водой, салфетки.

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства, чтение стихов о русских народных промыслах.

    Формы и методы совместной деятельности:

    Деятельность детей

    Формы и методы организации совместной деятельности

    Познавательно – исследовательская деятельность

    Рассматривание  альбома «Хохлома»

    Игровая

     Пальчиковая гимнастика

    Коммуникативная

    Рассказ воспитателя, вопросы,  заучивание стихотворения.

    Логика непосредственно – образовательной деятельности:

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Ожидаемые результаты

    1.

    Вводная часть. Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в далекое прошлое для того, чтобы узнать историю возникновения  Хохломы.

    Педагог спрашивает   знают ли дети, что такое декоративно – прикладное искусство. Очень хорошее настроение дарит нам всем декоративно-прикладное искусство.

    Декоративное – украшенное, красивое.

    Прикладное – применяемое в быту, т. е. все эти изделия, изготавливались для использования в повседневной жизни.

    И еще это искусство называется народным, так как все это создавалось и создается народом. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – хохломой.

    Дети стоят полукругом, слушают воспитателя.

    Отвечают на вопросы воспитателя.

    Сформирован интерес к занятию .

    2.

    3.

    Основная часть. Воспитатель предлагает  послушать легенду о хохломской росписи.  «Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой».

    Кому посуда для кашки-окрошки,

    Чудо - блюдо да чашки, ложки?

    Откуда посуда? Да к вам приехала сама

    Золотая Хохлома!

    Выросла золотая травка на ложке,

    Распустился цветок на плошке,

    Ягодка клюква поспела на поварешке.

    Клюет эту ягоду птица – золотое крыло.

    Полюбуйтесь на предметы, расписанные узором хохломской росписи.

    Была и еще одна история в селе Хохлома:

    «Жил мужичок, у которого большого богатства не было, но он был очень талантливым. Все в гости к нему приходили и дивились его чудной посудой. Как-то царь его спросил: - Что же ты так хвалишь свое искусство? А мужичок отвечает: «Золото Хохломы в воде не тонет и в огне не горит».

    Воспитатель обращает внимание детей на экран, где показана  хохломская роспись. Предлагает подойти к стенду для рассматривания  росписи. –

    Теперь пришло время и за кисть браться. А как же расписывать эту посуду?

    - Элементы для росписи мастера брали из жизни – это травинки, ягоды, листики, цветы, птицы.

    - Какие основные цвета в росписи?

    - Какие чувства символизируют эти цвета?

    - Главный элемент росписи – травка.

    - Как нужно рисовать травку? (концом тонкой кисти)

    - В хохломе завивающаяся травка называется «Кудрина».

    «Ягодки»- обычно наносят по три или веточкой (смородина). Для рисования ягодок можно использовать кисть или тычок.

    «Усики»- рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины.

    «Завитки» – выполняются с легким нажимом в середине элемента.

    - «Осочки» – выполняются легким движением кончика кисти сверху вниз.

    - Черной краской делают оживку – тоненькие веточки и травинки.

    - Кроме того, надо помнить о соответствии узора и формы предмета. Орнамент не должен прерываться.

    - Обратите внимание на расположение орнамента (тарелка – по кругу, ваза по изогнутой линии).

    - А теперь, когда мы с вами узнали все секреты этого искусства, давайте попробуем расписать эту удивительную посуду.

    Но для того, чтобы линии у вас получились точные и аккуратные, необходимо поработать с нашими пальчиками.

    Играет народная мелодия. 

    - Ребята, у вас на столе лежат шаблоны различной посуды. Представьте, что мы с вами в мастерской и вы народные умельцы.

    Каждый из вас должен выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им свой шаблон посуды.

    Итог занятия

    Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших народных мастеров посуда, яркая, красочная, праздничная. Какие работы получились самые выразительные и аккуратные. Объясните свой выбор.

    Резные ложки и ковши

    Ты разгляди-ка, не спеши.

    Там травка вьется и цветы

    Удивительной красы.

    Блестят они как золотые,

    Как будто солнцем залитые.

    Все листочки, как листочки,

    Здесь же каждый золотой.

    Красоту такую люди

    Называют Хохломой.

     Дети с интересом слушают.

     

     

    Дети с интересом рассматривают хохломскую роспись.

    Дети отвечают

    (красный, черный, зеленый, желтый, золотой)

    (красный – радость, золотой – тепло, счастье, богатство, зеленый – цвет жизни, природы, черный – торжественность)

    Дети внимательно слушают.

    Дети повторяют за воспитателем движения пальчиками в воздухе (волнистые линии, завитки, травка, осочки, ягодки, капельки)..

    Сформирован эмоциональный подъем, интерес.

    Сформирован интерес к исследовательской деятельности.

    Представлена возможность поделиться своими впечатлениями об увиденном.

    Закреплены полученные знания.

    Расширены представления о декоративно-прикладном искусстве – хохлома.

    Конспект  ООД по художественно-эстетическому развитию. Пластилинография «Снегири на ветках рябины» в старшей группе.                                             

      Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – прямой пластилинографией

    Задачи:

     - формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

    - освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;

    уточнить представление о внешнем виде снегиря,

    продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией, формировать художественный вкус дошкольников,

    учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета, развивать мелкую моторику рук, детское воображение,

    умение работать с трафаретом,

    активизировать словарь: зимующий, красногрудый, чернокрылый.

    Предварительная работа:

    Наблюдение за птицами, прилетающими на наш участок (воробьи, голуби, синицы, рассматривание изображений птиц на иллюстрациях в книгах, чтение стихов о птицах, знакомство с силуэтами различных птиц, сравнительные характеристики птиц.

    Материал для занятия:

     набор пластилина; доска для лепки; салфетка для рук;  листы  картона; стека, иллюстрация со снегирями;

     Формы и методы организации совместной деятельности

    Детская деятельность

    Формы и методы организации совместной деятельности

    Коммуникативная

    загадывание загадок, беседа-диалог 

    Двигательная

    Физ.минутка «Птицелов»,

    Логика образовательной деятельности.

    Части занятия

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    Ожидаемый результат

    Вводная часть

    Ребята, сегодня к нам на занятие прилетел необычный гость. Я загадаю о нем загадку, а вы попробуйте догадаться, кто это? если их отгадаете, сразу поймёте, чем мы будем заниматься.

     1. На ветвях, украшенных снежной бахромой,

    Яблоки румяные выросли зимой.

    Яблоки по яблоне весело снуют,

    Гусениц мороженых, яблоки клюют.)

    2. В саду, где пели зяблики,

    сегодня посмотри:

    как розовые яблоки

    на ветках…. (снегири).

    Дети отвечают 

    (Снегири)

    Акцентировано внимание

    Основная часть

     - Воспитатель: Снегири - это зимующие птицы. Они не улетают осенью в теплые края. Весну и лето они проводят в густых зарослях северных лесов, а осенью собираются в стайки и прилетают в наши парки и сады, клюют ягоды рябины или шиповника, разные семена Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет с нами всю зиму (снег – снегирь – родственные слова) (рассматриваем иллюстрации со снегирями).

    Беседа с детьми.

    -Воспитатель: какие части тела есть у снегиря?  

    -Воспитатель: какого цвета оперение ?

    Воспитатель читает детям стихотворения.

     1. Снегири.

    Выбегай поскорей

    Посмотреть на снегирей!

    Прилетели! Прилетели!

    Стайку встретили метели,

    А Мороз Красный Нос

    Им рябинки принёс.

    А. Прокофьев.

    2. Снегирь.

    Чернокрылый, красногрудый

    И зимой найдёт приют:

    Не боится он простуды — с первым снегом тут как тут!

    Г. Абрамов

    -Воспитатель: А теперь, дети, мы обведём трафарет птицы и будем рисовать пластилином (хорошо пальчиками надо размазывать пластилин - красный и чёрный, не заходить за контур, работать аккуратно, чтобы работа получилась красивой).

    (Дети самостоятельно выполняют работу. Звучит музыкальный фрагмент из альбома «Времена года» П. И. Чайковского «Декабрь».)

    Физкультминутка. Игра «Птицелов».

    Взявшись за руки, дети образуют большой круг, а в центре круга - птицелов с завязанными глазами. Дети ходят по кругу, со словами:

    Во лесу, лесочке,

    На большом дубочке,

    Птички весело поют.

    Птицы, птицы улетайте!

    Птицелов идёт!

    Он в неволю нас возьмёт!

    -Воспитатель: Продолжаем снова работать. Осталось сделать веточку рябины (коричневым пластилином) с ягодками (красным пластилином) и украсить её снежком (белым пластилином).

    Ответы детей

    Ответы детей

    (голова, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки).

    (голова, туловище, крылья, хвост — чёрные, грудка — красная).

    Выполняют работу

    Выполняют    движения

    за воспитателем

     

     

    Вызван эмоциональный отклик.

     

    Развита мелкая моторика

    Заключительная часть

     - Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Вы - молодцы, хорошо постарались

    - Воспитатель: Какие получились у нас снегири?

    -Теперь они будут украшать нашу группу.

    дети размещают свои работы на доске, прикрепляя их магнитиками.  

    ответы детей: милые, чудесные, красногрудые, замечательные, зимующие, чернокрылые). 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия кружковой работы с использованием нетрадиционных техник рисования "Снегири на ветках рябины" в средней группе.

    Конспект занятия кружковой работы с использованием нетрадиционных техник рисования  в средней группе. На занятии использовалась техника нетрадиционного изображения - пластилинография....

    Конспект занятия в средней группе «Во САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ...» (сюжетная парная лепка, по мотивам мультфильма «Пых») образовательная область « Художественно - эстетическое развитие»

    Цель деятельности педагога: создание сюжетной композиции по мотивам анимации.Задачи: учить детей лепить морков­ку на грядке, передавая форму и характерные особенности ово­щей: морковка в форме конуса ...

    Конспект занятия в средней группе «Во САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ...» (сюжетная парная лепка, по мотивам мультфильма «Пых») образовательная область « Художественно - эстетическое развитие»

    Цель деятельности педагога: создание сюжетной композиции по мотивам анимации.Задачи: учить детей лепить морков­ку на грядке, передавая форму и характерные особенности ово­щей: морковка в форме конуса ...

    Конспект Непосредственной Образовательной Деятельности образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» рисование по теме: «Платье для Осени» старшая группа

    Конспект НепосредственнойОбразовательной Деятельности образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» рисование по теме: «Платье для Осени» старшая группаЦель: С...

    КОНСПЕКТ НОД ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ( РИСОВАНИЕ). ТЕМА: «ПТИЦЫ СИНИЕ И КРАСНЫЕ». (СТАРШАЯ ГРУППА)

    КОНСПЕКТ НОД ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ( РИСОВАНИЕ). ТЕМА: «ПТИЦЫ СИНИЕ И КРАСНЫЕ».                          ...

    Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Городецкая роспись деревянной доски» в старшей группе.

    Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование)«Городецкая роспись деревянной доски» в старшей группе.Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (рис...

    Конспект НОД по художественно- эстетическому развитию (рисование) по теме "Сказочные домики" в старшей группе.

    Расширить представления детей о различных способах изображения цветовых пятен: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, со способом изображения узора на фольге  и оставлять...