Консультация для воспитателей "Грамматически правильная речь воспитателя"
консультация по развитию речи по теме

Cаин-оол Чечек Борбак-ооловна

Консультация для воспитателей дошкольных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  «ЧЕЧЕК»

Консультация для воспитателей по теме:

 «Грамматически правильная речь воспитателя»

   

Провела: учитель-логопед

                              Саин-оол Ч.Б

 

с. Кызыл-Мажалык-2017г.

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культуры речи детей. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

     Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.  

     Речь воспитателя оценивается с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщает детям), безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).

      Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах (порт – порты, торт – торты, крем – кремы, инженер – инженер).  

     

                                                 Орфоэпические нормы.

      Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио,  телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь.

      Рассмотрим некоторые правила литературного произношения слов:

  1. Гласные звуки, находящиеся под ударением, всегда звучат четко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой. Сравните произношение звука о   

в таких словах: молодость (произносится как молъдътъ – слабый, неясный звук, произносимый как средний звук между а и ы, условно обозначается знаком ъ); договор (произносится: дъговор ); сороконожка (произносится: съръканожкъ).

  1. Безударные гласные а и о в произношении ослабевают (звук о заменяется и произносится как звук а) или как средний звук между а и ы: вада (вода), акно  (окно), мълако (молоко),  почтъ (почта), облъкъ (облако).
  2. Звуки е и я в безударном положении произносятся средний звук между е и и (условно обозначается знаками: е/и, и/е: ве/и/сна (весна), те/и/ле/и/фон (телефон), е/и/гненок (ягненок), ли/е/гушка (лягушка).
  3. Звонкий согласный в конце слова и перед глухими в середине слова произносится как парный глухой: звуки б, в, г, д, ж. произносится как соответствующие глухие звуки п, г, ф, к, т, ш, с.

Глухие согласные перед звонким, наоборот, переходят в звонкие: оддатъ (отдать), згореть (сгореть), здать (сдать).

  1. Сочетания согласных звуков сч и зч произносится как звук щ: щастье (счастье), ращеска (расческа), расскащик (рассказчик).
  2. Сочетания звуков тч и дч произносятся как звук ч: оччет (отчет), развеччик (разведчик); а сочетания звуков тц и дц – как долгий звук ц: оццу (отцу), дваццать (двадцать).
  3. В словах имеющих окончания  -ого, и –его вместо г произносится звук в: каво (кого), твоево (твоего), бальшова (большого), третьива (третьего) и т.п.
  4. Окончания глаголов на –тся и –ться произносится как цца: купаецца (купается), смеюцца(смеются), обучацца(обучаться), кусацца(кусаться).
  5. В прилагательных мужского рода ед. числа с безударным окончанием на –кий, -гий, -хий звук между а и ы(ъ):маленькъй (маленький)., строгъй(строгий), тихъй(тихий).
  6. При сочетании некоторых согласных могут выпадать отдельные звуки. В сочетаниях  стн, стл, здн, выпадают  звуки т и д        : лесница(лестница), щасливый(счастливый), празник(праздник). Наблюдается выпадение и других звуков; так, в слове солнце не прозносится звук л(сонце), в слове здравствуй- звук в(здраствуй), в словах сейчас, пожалуйста не произносится звук й (сечас, пожалуста)
  7. В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств иногда выпадают некоторые звуки и окончания: Алексан Иваныч(Александр Иванович), Михал Палыч (Михаил Павлович), Марь Иванна (Мария Ивановна).

    К литературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что(вместо што), его(вместо ево), счастье(вместо щастье) и т. д. Отклонением от нормы литературного произношения является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем(вясна вместо весна),цоканьем(цто вместо што и др.), неправильным ударением в словах(магазин, километр).

         В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

         Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

         Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи для детей мастера художественного слова читают, как правило, в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи. Замедленную речь детям легче следить за ее содержания, запоминать текст.

         Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлюще. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано

                                

передаваемым в данный момент содержанием, являться средством художественной выразительности.

         Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средство художественной выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надо его запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.  

         Голос-это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости.

        Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить её до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

       Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

      Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз(пусть даже это будут сложноподчиненные предложения), так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями предложения, осмыслить и понять содержание.

       В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности детей: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы им доступны для понимания и легки для усвоения.

      В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

      Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.

      Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, немногословной, но очень понятной и логичной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

      Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
  2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.
  3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.
  4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
  5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
  6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции.

  1. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

     Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, т. к. в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на её содержание(что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочеты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться.

      Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства. Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте, недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.

       Чтобы знать о несовершенствах собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям товарищей. Открытые занятия полезно записывать на магнитофон, с тем чтобы вовремя их разбора можно было обратить внимание на свою речь, провести анализ её звуковой стороны, использования лексических средств, грамматического оформления. Конечно, нужно иметь в виду, что при записи на магнитную ленту речь улучшается за счет усиленного самоконтроля. Тем более важно, чтобы проявившиеся недостатки речи стали предметом внимания и самого воспитателя, и его товарищей. Обнаруженные несовершенства своей речи(плохая дикция, нарушения в лексико-грамматическом оформлении и т. д. воспитатель отмечает в специальной тетради, затем вырабатывает план и организует работу по их устранению.

       В методическом кабинете детского сада должны быть словари, сборники и рукописные пособия, содержащие пословицы, загадки, фразеологизмы, а также небольшие таблицы и плакаты с трудными словами (в смысле произношения, ударения, грамматики), с диалектизмами.

      С нянями заведующая также проводит серьезную работу: разъясняет, что няня-помощник воспитателя, что она тоже должна вносить свой вклад в процесс воспитания: разговаривать с детьми, отвечать на их вопросы, шутить, создавая радостное настроение, и т. д.

      Каждый дошкольный работник должен считать своим профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Грамматически правильная речь воспитателя"

Одним из рабочих инструментов воспитателя является правильная речь. Дети должны слышать только правильные слова в речи воспитателя. В нашем коллективе ведётся постоянная работа над культурой речи педа...

Консультация для воспитателей «Грамматически правильная речь воспитателя»

В материале представлены распространенные речевые ошибки воспитателей при общении с детьми и даны рекомендации по их исправлению....

Консультация для воспитателей на тему: "Грамматически правильная речь воспитателя"

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, самоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаю...

Консультация для воспитателей на тему: «Грамматически правильная речь воспитателя»

Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструмен­том, воздействующим на ребенка, по­могающим установить с ним контакт. Поэтому речь воспитателя...

Консультация для воспитателей «Грамматически правильная речь воспитателя»

«Грамматически правильная речь воспитателя».Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и т...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ»

 Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения воспитанников, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть н...

Консультация для воспитателей "Грамматически правильная речь воспитателя"

        В настоящее время известна поговорка «Слово - визитная карточка человека». От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в ...