Консультация для воспитателей на тему: "Грамматически правильная речь воспитателя"
консультация по теме

Панова Ольга Валерьевна

 

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, самоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Традицией в дестком саду должна стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращениии друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36»

Консультация для воспитателей на тему:

«Грамматически правильная речь воспитателя».

Выполнила

Воспитатель МБДОУ

 д/с № 36 Панова О.В.

Арзамас, 2012

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, самоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Традицией в дестком саду должна стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращениии друг к другу.

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, ставить правильно ударение в словах.

Орфоэпические нормы

Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием.

Рассмотрим некоторые правила литературного произношения слов:

  1. Гласные звуки, находящиеся под ударением, всегда звучат четко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой( молодость, договор)
  2. Безударные гласные а и о в произношении ослабевают( вода, окно, молоко, облако). Гласные звуки у, ю, э и в некоторых случаях звук и в безударном положении не изменяются (утюг, юла, игра, экзамен, рыбак).
  3. Звуки е и я в безударном положении произносятся как короткий средний звук между е и и ( весна, телефон, лягушка).
  4. Звонкий согланый в конце слова и перед глухим в середине слова произносится как парный глухой: звуки б, в, г, д, ж произносятся как соответствующие глухие звуки п, ф, к, т, ш. Глухие согласные перед звонкими, наоборот, переходят в звонкие ( отдать, сгореть).
  5. Сочетание согласных сш, зш произносятся как долгий (удвоеный) звук ш (бесшумный, без шапки)
  6. Сочетание согласных сж, зж произносятся как долгий (удвоенный) звук ж (сжигать, без жира)
  7. Сочетание согласных звуков сч, зч произносятся как звук щ ( счастье, расчестка, рассказчик)
  8. Сочетание звуков тч, дч произносятся как звук ч (отчет, разведчик); а сочетание звуков тц, дц – как долгий звук ц (отцу, двадцать).
  9. В словах, имеющих окончания –ого, -его, вместо г произносится звук в (кого, большого, твоего)
  10. Окончание глаголов на –тся, -ться произносятся как цца (купается, обучаться, смеются)
  11. При сочетании некоторых согласных могут выпадать отдельные звуки. В сочетании стн, стл, здн, выпадают звуки т, д (лестница, праздник). Наблюдается и выпадение других звуков ( солнце, пожайлуста, здравствуй)
  12. В разговорной речи при произношении имен и отчеств иногда выпадают некоторые звуки и окончания (Алексан Иванович, Михаил Павлыч, Марь Иванна).

К нелитературному произношению  относится побуквенное произношение слов- что, его, счастье, т.е. как они написаны. Отклонением  от нормы является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров, с неправильным ударением в словах.

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают лучше понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщена, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой.  Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слекга замедленном темпе, так повышается отчетливость речи, детям легче следить за содержанием и запоминать текст.

Голос – это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Нельзя чрезмерно повышать его громкость. Но если ситуация общения требует значительного усиления громкости речи следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи. Если голос тихий и слабый его необходимо развивать до более громкого.

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей содержание является необходимым качеством речи педагога. Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, длинными фразами. Но нельзя ограничиваться и употребление только простых предложений. Важно шире использовать недлинные сложносочиненные и сложноподчиненые предложения. Рассказывая детям о проведении экскурсии, о природе и т.д. необходимо выделять и давать им только главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой и трудной для восприятия. В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексичесоке богатство родного языка, учитывая возрастные особенности детей.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий, а так же слов вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

Кроме того, речь воспитателя должна быть вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
  2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию.
  3. Использовать в своей речи литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм.
  4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
  5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа.ю умеренной громкостью голоса.
  6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).
  7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Грамматически правильная речь воспитателя"

Одним из рабочих инструментов воспитателя является правильная речь. Дети должны слышать только правильные слова в речи воспитателя. В нашем коллективе ведётся постоянная работа над культурой речи педа...

Консультация для воспитателей «Грамматически правильная речь воспитателя»

В материале представлены распространенные речевые ошибки воспитателей при общении с детьми и даны рекомендации по их исправлению....

Консультация для воспитателей на тему: «Грамматически правильная речь воспитателя»

Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструмен­том, воздействующим на ребенка, по­могающим установить с ним контакт. Поэтому речь воспитателя...

Консультация для воспитателей «Грамматически правильная речь воспитателя»

«Грамматически правильная речь воспитателя».Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и т...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ»

 Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения воспитанников, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть н...

Консультация для воспитателей "Грамматически правильная речь воспитателя"

Консультация для воспитателей дошкольных учреждений....

Консультация для воспитателей "Грамматически правильная речь воспитателя"

        В настоящее время известна поговорка «Слово - визитная карточка человека». От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в ...