Проект «Краски мира экзотических животных»
проект по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Чекалина Ирина Алексеевна

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_izo.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ:

«Краски мира экзотических животных»

Автор:

воспитатель Чекалина И.А.

Подводный мир... Он так прекрасен.
Веками под водою скрыт.
Лишь стайкам рыб глубины все известны,
И от того ещё сильней он нас манит.

Ираида Морвина

                                                                                         

         

  Характеристика проекта: исследовательско-творческий,  открытый, групповой.

Срок реализации проекта: 2 недели.

Участники: родители, дети, воспитатель.

Цели  проекта  «Краски мира  морских экзотических животных»:                             формирование эстетических отношений к окружающему миру и приобщение детей к искусству. Формировать  художественно-творческое  мышление;

Развивать  познавательные  способности  в  процессе  разрешения  проблемных  ситуаций;

Воспитывать  чувство  прекрасного,  умение  восхищаться    многообразием  окружающего  мира.

          Задачи:

Погружение  в  раздел  «Экзотические животные»                                                                                  Введение  элементов  исследовательской  работы;

Развитие  аналитического  мышления

(поисковая  деятельность в  ходе  решения  проблем);

Активизация  творческих  способностей  детей;

Развитие  эмоционального  восприятия  цвета;

Осуществление  интегрированных  связей (изо, литература, музыка)

Этапы  проектной  деятельности:

I     Погружение  в  проект;

II    Организация  деятельности  детей;

III   Практическая  деятельность  по  решению  проекта;

IV   Презентация  проекта.  Рефлексия.

 Актуальность: Искусство играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. Прекрасное в жизни — и средство и результат эстетического воспитания,  оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Наша задача в целом использовать все эстетические явления действительности. Особое значение при этом нужно придавать восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда. Именно дети создавая красоту своими руками будут ценить эту красоту.

Проблема: В ходе наблюдения за детьми и при анализе результатов первичной диагностики детей выявилась проблема:  дети не знают, какие есть экзотические животные морей и океанов . Они не могут их назвать почему они называются экзотическими животными ”.Каких цветов и формы они бывают .

Гипотеза: Успешное формирование представлений о создании красоты своими руками у старших дошкольников возможно в условиях целенаправленной, систематической работы педагога с детьми и родителями, и зависит от чёткого отбора доступных детям знаний, отношений и умений, от максимального использования возможностей различных видов деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Цель: расширять представление об экзотических морских животных.

Этапы работы:

Проект реализуется в 3 этапа.

1-й этап
Подготовительный

2-й этап
Реализация проекта

3-й этап 
Итоговый

Анкетирование родителей.

Определить уровень знаний детей об экзотических морских животных.

Подготовила материал для изобразительной деятельности: глина, пластилин, стеки, бумагу, клей, краски, кисточки.

Художественной литературы для чтения.

Картина "Подводный мир"

"Альбом "Краски подводного мира"

Занятие на тему «Знакомтесь, рыба- клоун »

Рисование «Рыба - клоун»

Занятие на тему: «Морской конёк – любящий отец»

Лепка «Красавец морской конёк» (барельеф)

Занятие  «Большая белая акула – гроза океанов»

Работа с родителями «Сказки морского дна»

Занятие «Гигантская медуза, бойтесь ужасных щупалец»

Занятие «Летучая рыба»

Аппликация «Чудеса морского дна»

Конкурс рисунков «Сохраним чистоту океанов»

Викторина «Морские обитатели»

Оформление фото - выставки по материалам проекта

Выставка рисунков, поделок

Досуг совместно детей и родителей: «Подводная красота»

           

                                                                                                                                                           

Для реализации проекта было разработано перспективное тематическое планирование

Раздел программы

Срок

С детьми

Родителям

Педагогам

Игровая деятельность

 

Игра - драматизация "Жители моря", "Изобрази животное"

"Морской конек"

Игровые упражнение - "Составь животное", "дорисуй животное" "Выбери животное", "Нарисуй животное по точкам" и т. д. Дидактические игры: "Кто где живет?", "где чей домик?", "Угадай, кто спрятался?" "Угадай, что изменилось?"

Рекомендации "как изготовить морских жителей из соленого теста. Сделать "сухой аквариум "

 

Природный мир

 

"Рассматривание иллюстраций морских животных"

"Разнообразие цветов на морском дне"

"Значение морских животных в жизни человека"

 

 

Речь и речевое общение

 

Рассказывание детей на тему: "Мое любимое животное", "Описание экзотических морских жителей" (игрушка), Рассматривание картины "Морское дно"

Придумать сказку про "морских жителей" и записать ее. Выучить стихотворение про экзотических морских жителей.

 

Художественная литература

 

Читали с детьми произведения: «Акула» Н. Толстого, детские энциклопедии на морскую тематику. Беседовали с детьми: «Богатства дна морского», «Моря и океаны». Рассматривали иллюстрации из познавательной литературы, придумывали загадки о морских животных.

Список рекомендуемой литературы для детского чтения

 

ИЗО-деятельность

 

Рисование «Рыба - клоун»

Лепка «Красавец морской конёк» (барельеф)

Аппликация «Чудеса морского дна»

Совместно с ребенком сделать коллаж: "Чудесный подводный мир" (аппликация из вырезанных картин)

 

Физическое развитие

 

Подвижная игра: "Какое животное впереди", "Найди свое животное"

Памятка с содержанием игр "Изобрази морского жителя", "Море волнуется"

 

Музыка

 

Слушание аудиозаписи  «Голоса моря»

Приобрести диски с записями шума моря, а также веселой гимнастики: "Изобразим животных"

 

     

Приложение                                                                                                                                1.  Перспективное планирование проекта

Занятие на тему «Знакомтесь, рыба- клоун »

Рисование «Рыба - клоун»

Занятие на тему: «Морской конёк – любящий отец»

Лепка «Красавец морской конёк» (барельеф)

Занятие  «Большая белая акула – гроза океанов»

Работа с родителями «Сказки морского дна»

Занятие «Гигантская медуза, бойтесь ужасных щупалец»

Занятие «Летучая рыба»

Аппликация «Чудеса морского дна»

Конкурс рисунков «Сохраним чистоту океанов»

Викторина «Морские обитатели»

                    ДИАГНОСТИКА  РЕЗУЛЬТАТА

- Проводится индивидуально: детям задаются вопросы по теме проекта,

- на викторине выявляется общий уровень знаний детей, умение лексически грамотно строить предложения.

ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Знания   о некоторых экзотических обитателей морей и океанов, умение рассказ Занятие: «Знакомьтесь, рыба - клоун»

Рисование: «Рыба - клоун»

Цель: познакомить детей с рыбой – клоуном, рассказать о её необычном образе жизни, воспитывать любовь к окружающей природе, учить восхищаться этой красотой, учить выражать свои знания в художественно – продуктивной деятельности.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите на эту картинку, кого вы на ней видите?  Конечно это рыба! А кто знает как она называется? Это рыба – клоун! А как вы думаете почему её так назвали? Назвали её так за красивый наряд, посмотрите какая она яркая, ну прямо как клоун в цирке. К сожалению, эта рыбка очень беззащитная, и очень часто подвергается нападению хищников, более крупных рыб. Но эта рыбка оказалась очень умной, она придумала способ спасения от хищников. Она скрывается в щупальцах актинии, которая не жалит рыбу – клоуна. Хищник не отважится преследовать рыбку в этих зарослях, ведь та мгновенно ужалит его, а может и убить.  Рыба – клоун избегает поражения щупальцами, благодаря выделению особой слизи. Она всегда прячется в одной и той же актинии, если рыбка сунется в другую, та непременно ужалит её. На одной актинии живёт несколько рыбок, даже целым семейством. В качестве плату за защиту, актиния питается объедками со стола рыбок – клоунов, кроме того рыбки чистят актинию от паразитов, мусора. Ребята, вот такой необычный способ защиты выбрала себе рыба – клоун. Ребята, вам понравилась эта рыбка? Конечно, она ведь такая красивая! А давайте мы с вами попробуем нарисовать, как   рыбка спасается от врага в щупальцах актинии.

После рисования стоит подвести итог, задать некоторые вопросы на закрепление темы на усмотрение педагога.  

Занятие «Красавец морской конёк»

Лепка «Морской конёк» (барельеф)

Цель: познакомить детей с рыбкой «Морской конёк», рассказать о необычном образе жизни, продолжать знакомить детей с техникой барельефа, учить выражать свои знания в художественно – продуктивной деятельности.

Ход занятия:

Ребята, на прошлом занятии мы с вами знакомились с одной необычной рыбкой, кто вспомнит, как она называется? А где прячется рыба – клоун от хищников?

Почему актиния не трогает рыбу – клоуна? Как рыба благодарит актинию за помощь?

А сегодня я вас познакомлю с очень необычной рыбкой, называется она морской конёк. Самое интересное, что в мире морских коньков за детьми ухаживает отец. Мама откладывает яйца папе в специальную сумку на брюшке, через месяц, сумка открывается и на свет появляется пятьдесят маленьких морских коньков. Помимо этого конёк знаменит тем, что это самая медленно плавающая рыба. Для перемещения морской конёк использует только спиной плавник. Карликовый конёк живущий в водах атлантического океана, развивает скорость не выше 16 метров в час. Морские коньки покрыты бронёй. Она настолько жесткая, что двигать животное может только хвостом и крошечными плавниками. Хвост конька приспособлен, для хватания, и позволяет ему цепляться за водоросли и морские растения.

Ребята, а сейчас я хочу вам предложить, изобразить такого морского конька с помощью пластилина используя технику барельефа. Перед лепкой воспитатель напоминает детям некоторые моменты, предлагает образец. Так же детям раздаются листы картона(1\4), на которых уже изображён силуэт морского конька.

Занятие: «Гроза океанов: большая белая акула, гигантская медуза – бойтесь больших щупальцев»

Цель: познакомить с морскими животными, которые несут опасность людям.

Ход занятия:

Ребята, мы с вами на прошлых занятиях говорили о  маленьких, безобидных рыбках, кто может мне сказать как они называются( показ иллюстраций). Да, ребята, это рыба – клоун и морской конёк. В чём необычность рыбы – клоуна? А морского конька? (ответы детей)

Правильно, а сегодня я хочу познакомить Вас с теми животными, которые несут опасность не только для

морских обитателей, но и для человека тоже. Это большая белая акула и гигантская медуза. (показ иллюстраций)

Большая белая акула настоящая гроза океанов, её длина достигает семи метров, а вес двух тонн (две тысячи килограмм) Невероятное чутьё позволяет акуле чувствовать раненое животное на огромной дистанции.

Она слышит его за километр, а чувствует движение за двести  метров. Обнаружив жертву, акула начинает кружить вокруг неё, чтобы присмотреться. Если всё её удовлетворяет, акула открывает свой         рот и наносит смертельный укус. Самое удивительное, что когда она кусает её челюсть отделяется от черепа, за один раз акула может откусить 20 килограмм живой плоти.

Акула представляет огромную опасность и для человека.

Ещё одно опасное животное – это гигантская медуза, называется она Арктическая цианея, живёт она в водах атлантического  океана, и представляет собой самую крупную разновидность в мире. Вес 91 килограмм, купол 230 см., длина щупалец 36 метров, что равно длине восьми двухэтажных автобусов. Прикосновение к щупальцам медузы, вызывает сильную боль, и даже может убить человека.

Данные морские обитатели опасны не только для морских жителей , но и для человека. Поэтому люди тщательно следят за безопасностью отдыхающих. Например выделяют определённые места для купаний, где данные животные могут не появляться.     Так же места, где водятся акулы, запрещены для купания, но туда организуются экскурсии на кораблях.   Данные экскурсии не несут никакой опасности для человека, если принимать во внимание все рекомендации ГИДа.

Беседа  «Летучая рыба»

Цель: познакомить детей с летучей рыбой, объяснить странность её названия, учить любить природу, развивать желание заботится о ней.

Ребята, я хочу вас познакомить с летучей рыбой. Посмотрите вот она.

Как вы думаете, почему у неё такое название?

Неужели эта рыба умеет летать?

На самом деле эта рыбка нашла уникальный способ бегства от опасности- подняться в воздух. Почувствовав угрозу, она мгновенно всплывает к поверхности океана, пробивает водную гладь и стремительно двигается вперёд, касаясь воды лишь хвостовым плавником.  Затем летучая рыба, раскрывает свои крылоподобные грудные плавники, и резко отталкиваясь хвостом, взмывает в воздух до десяти метров, полёт длится 10 секунд, после чего рыба вновь переходит в водный режим. Иногда опустившись на воду, рыба сразу же вновь взлетает в воздух. Эта рыба может сделать друг за другом 11 прыжков, и может преодолеть ни много ни мало  до 400 метров.   Несмотря на это летучая рыба не летает по настоящему, В полёте она не размахивает плавниками, а  просто планирует, держа плавники неподвижно, наподобие планера.

Аппликация «Чудеса морского дна»

Цель: Продолжать учить вырезывать из прямоугольника овал, разрезать квадрат на две части по диагонали,   составлять рыбку из геометрических фигур. Развивать творчество, умение правильно поместить изображение на листе бумаги, закреплять умение пользоваться клеем, кистью, ножницами. Учить дополнять элементы «рыбки» фломастерами или карандашами, по возможности изобразить камни и водоросли методикой обрывания. Воспитывать бережное отношение к природе.

Викторина.

Ребёнку предлагаются картинки с изображением рыб. Нужно дать им названия.

Как рыба – клоун прячется от опасности?

Сколько рыбок живёт в одной актинии?

Актиния это животное или растение?

Умеет ли оно двигаться?

Почему морского конька называют любящий отец?

Чем опасна большая белая акула?

Как у акулы работает челюсть во время укуса?

Как называют самую большую медузу в мире?

Какова длина её щупалец?

Чем она опасна для человека?

Как загрязняются моря и океаны?

Кто ещё несёт опасность для морских обитателей?

 ать о них, изобразить в художественно – продуктивной деятельности.

 :: Дно морское :::

Дно морское — будто сказка,
Столько в нем чудес!
Но нельзя попасть без маски
Нам в подводный лес.

Рыбок юрких, разноцветных
Страны-города,
Но без маски незаметны
Яркие цвета.

Незаметны крабов норы,
След морских коньков
И водорослей узоры
Без морских очков!

Вопросы и задания:

Любишь ли ты нырять?

Что тебе напоминает морское дно?

Представь, что однажды ты нашел на морском дне волшебную жемчужинку, которая умела исполнять желания. Какие желания ты попросил бы ее исполнить?

Как ты думаешь, из каких материалов морские обитатели строят свои домики? Нарисуй домик для краба, морского конька или морского ежа.

Представь, что однажды, плавая под водой, ты встретил невиданного морского зверя и подружился с ним. Нарисуй портрет своего нового друга.

Расскажи, какие цветы и растения растут в подводных лесах и садах. Нарисуй эти растения.

Представь, что однажды морской царь пригласил тебя на морской бал. Расскажи, что ты делал на этом балу.

3 этап: обобщающий.

Содержание:

Презентация семейных проектов «Краски подводного мира».

Итоговая диагностика детей по выявлению знаний у детей об экзотических морских животных.

Итоги реализации проекта.

Результативность.

За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности  о подводном мире у детей значительно повысился.

Дети знают название  экзотических морских животных.

, представляют, что такое экзотические, разнообразие цветов у морских жителей .

В своей речи стали  употреблять такие фразы, как “морские животные”, “акваланг”, “подводник” и др.

В процессе работы над проектом воспитатель имеет возможность подробно   изучить семьи воспитанников .

Удалось достигнуть хороших результатов при взаимодействии с родителями. Родители приняли активное участие в реализации проекта.

Научно-методическое обеспечение:

1.  Интернет – ресурсы

2.  КРО «Ознакомление с окружающим миром» И. Морозова. М.А.Пушкарева Издательство «Мозаика – синтез» 2011г

3.  «1000 загадок» Издательство АСТ, Полиграфиздат 2011г