Главные вкладки

    Украшение сапожка татарским национальным орнаментом.
    план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

    Аникина Светлана Геннадьевна

    Знакомство с декоративно-прикладным искусством Татарстана. Тема: Украшение сапожка татарским национальным орнаментом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ukrashenie_tatarskogo_sapozhka.docx17.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Знакомство с декоративно-прикладным искусством Татарстана.

    Тема: Украшение сапожка татарским национальным орнаментом.

     

    Украшение татарского сапожка. Старшая группа.

     

    Программное содержание. Познакомить детей с татарским орнаментом. Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус. Воспитывать любовь к народному искусству. Закрепить знания ранее полученного материала: основные составляющие национального костюма. Создание декоративного узора нетрадиционным методом с помощью опилок. Научить, последовательно выполнять задание воспитателя.

     

    Предшествующая работа: чтение татарской литературы, сказки "Шурале", рассматривание татарского орнамента, беседы, экскурсия в музей народного творчества.

     

    Материал : мольберт, виды узоров, ичиги, калфак, тюбетейка; трафареты ичигов, цветные опилки, клей, кисточки, татарские народные мелодии.

     

    Ход занятия

     

    - Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. У нас сегодня гости. Давайте улыбкой поприветствуем наших гостей. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям. Пусть от этой улыбки вам всем станет хорошо.

     

    Стук в дверь.

     

    - Здравствуйте, ребята (входит Шурале) .

     

    - Ребята, кто пришел к нам в гости?

     

    - Шурале.

     

    - Правильно это Шурале!

     

    - А где мы его встречали?

     

    - В сказке.

     

    - В какой сказке?

     

    - В татарской сказке " Шурале"

     

    Шурале: Странное дело, а может быть нет.

     

    Живу я в лесу уже тысячу лет

     

    Свой дом берегу и лес сторожу

     

    Тихо ступаю и неслышно хожу!

     

    Я - Шурале! Имя мое очень нравиться мне!

     

    Хоть и грозен мой вид,

     

    Я о том не грущу

     

    Кто со злом в лес придет,

     

    Тех я в лес не пущу.

     

    - Посмотрите что у него в руках (два конверта)

     

    - Покажи нам Шурале, очень просим?

     

    - Ребята, да это же рисунки! Точнее узоры.

     

    - Как вы считаете, какого народа эти узоры?

     

    - Это узоры татар.

     

    -Хотите узнать, что это за узоры? А на этот вопрос нам ответит Шурале, ведь это он нарисовал эти элементы. Расскажи, пожалуйста, нам очень интересно!

     

    Рассказ Шурале.

     

    - Ребята, так как я герой татарской сказки, и поэтому очень люблю искусство татар. Это – рисунки, в которых нарисованы узоры, именно из татарского орнамента.

     

    - Среди вас есть дети татарской национальности? Поднимите руки.

     

    - Я сегодня расскажу вам о татарском орнаменте.

     

    Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Прекрасные образцы, которые вы видите здесь, использовали для украшения ювелирных изделий, в вышивках головных уборах, кожаной обуви, украшениях домов.

     

    -Спасибо Шурале ты много интересного рассказал нам.

     

    -Ребята, мне пора возвращаться домой в лес. До свидания.

     

    -Ребята, а мы с вами рассмотрим эти красивые узоры, как их много.

     

    -На что эти узоры похожи?

     

    -На цветы и листья растений.

     

    -А какие цветы можно увидеть?

     

    -Мы видим колокольчики, розы георгины, ромашки, тюльпаны, трилистник, лотос.

     

    -Скажите, какие цвета, используются в татарском орнаменте?

     

    -В татарском орнаменте используются яркие цвета (красный, синий, зеленый, голубой, розовый, оранжевый, желтый) .

     

    Вывешиваю два рисунка.

     

    -Посмотрите на эти два рисунка. Чем они отличаются?

     

    -На одном рисунке нарисованы узоры в виде цветочков, а на втором листья, стебельки.

     

    -При рисовании цветов, какие цвета можно использовать.

     

    -Яркие цвета.

     

    -А при рисовании листьев?

     

    -Используем зеленые цвета.

     

    -Нам Шурале еще, что- то принес. (Заглядываю в корзину)

     

    -Я вужу здесь много красивых вещей.

     

    -Что это?

     

    -Ичиги - это обувь.

     

    -Что вы знаете о ней?

     

    -Ее шили из кожи, и узоры вышивали цветными нитками, мужские ичиги шились из черной кожи. А, женская обувь была многоцветной и узорной.

     

    -Что это?

     

    -Тюбетейка – это мужской головной убор ее вышивали золотыми нитками и бисером.

     

    -Что это?

     

    -Калфак – женский головной убор, его украшали золотыми нитками и бисером.

     

    -Ребята, а сейчас можно на улице встретить человека в таком одеянии?

     

    -Нет. Но так одеваются на праздники, Сабантуй. В таких костюмах танцуют и поют.

     

    Физминутка

     

    -Чтобы, у нас было праздничное настроение, мы все вместе потанцуем. Звучит татарская музыка.

     

    -Сегодня в нашей мастерской мы будем украшать ичиги с помощью разноцветных опилок. Посмотрите, у вас в баночках насыпаны опилки. Опилки разноцветные, красивые, рассыпчатые, мягкие.

     

    -Что еще лежит на столах?

     

    -Трафареты ичигов с вырезанным орнаментом, клей, кисточки, лист картона.

     

    -Давайте, вспомним, что мы будем делать?

     

    -Обрисовывать трафареты, окунуть кисточку в клей, аккуратно намазать силуэт рисунка, кладем кисточку, посыпаем опилками (цвет выбираем по желанию) .

     

    -Приступаем к работе. Звучит музыка.

     

    Итог занятия:

     

    -О чем мы сегодня говорили на занятии?

     

    -О татарском орнаменте, в татарском орнаменте используются яркие цвета, люди используют орнамент для украшения.

     

    -Что мы с вами делали на занятии?

     

    -Украшали татарский сапожок.

     

    -Давайте, посмотрим, у всех ли получились работы? Аккуратно стряхните лишние опилки и посмотрите, какие красивые работы у вас получились.

     

     

    -Давайте встанем и покажем нашим гостям. После того как сапожок высох мы его вырежем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Украшение фартука татарским национальным орнаментом

    Украшение фартука татарским национальным орнаментом (конспект занятия на татарском языке),для подготовительной группы....

    Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Украшение рукавички элементами коми орнамента"

    Конспект занятия был провёдён с детьми старшей группы для проекта....

    Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Украшение рукавички элементами Коми орнамента"

    Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Украшеник рукавички элементами Коми орнамента"...

    Дидактическая игра «Знакомство с татарскими народными орнаментами в одежде»

    Знакомство с образцами татарского изобразительного искусства, с характерными признаками национальной одежды, обуви. Играя, дети знакомятся с орнаментом, сочетанием цветов, наблюдают симметричность рас...

    Музыкальный праздник Музыкальный зал украшен национальным орнаментом, костюмам и предметам быта мордовского народа

    Ведущий: Шумбратеде, ялгат! Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь на праздник: «Цвети мой край – Мордовия моя!». Дети, скажите, как называется республика в ко...

    Конспект занятия по аппликации "Украшение одежды татарским орнаментом"

    Конспект комплексного занятия по аппликации в подготовительной группе. Тема: "Украшение тюбетейки"...

    «Украшение платочка татарским национальным узором»

    ООД по художественно эстетическому развитию, средняя группа...