Развитие цветовосприятия детей старшего дошкольного возраста посредством предметов народного промысла
статья по аппликации, лепке на тему

Скрынник Тина Святославовна

Актуальность развития восприятия цвета детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ns_portal.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие цветовосприятия детей старшего дошкольного возраста посредством предметов народного промысла

Современная дошкольная педагогика ориентирована на гуманизацию учебно-воспитательного процесса и направлена на развитие творческой личности способной мыслить неординарно, свободно выражать свои мысли, принимать нестандартные решения.

Одной из задач, которые стоят сегодня перед учреждениями дошкольного образования согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вступившего в силу в 2014 году в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании», является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Для решения обозначенной задачи в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта особое значение приобретают формы и методы организации образовательной деятельности, учитывающие психолого-возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. Такими инструментами являются педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение.

В условиях, когда изменилось содержание жизни детей и нас самих, когда продукты информационных технологий заменили живое общение, произошло обеднение культурной среды, стало нелегко прививать чувство прекрасного, развивать способность ребенка к видению художественного образа, а главное, к созданию собственного. Одним из обязательных условий адаптации ребенка-дошкольника в обществе и готовности его к обучению является формирование адекватного уровня сенсорного развития. Важную роль в сенсорном развитии ребенка играют восприятие цвета, умение выделять, называть различные цвета и оттенки, умение группировать их по разным признакам, способность видеть и понимать настроение цветовых соотношений. Поэтому воспитание цветового восприятия, как способа познания окружающего мира, оптимального развития органов чувств ребенка, мышления, памяти, речи и, конечно же, творческих возможностей, определяют актуальность развития цветовосприятия.

Целенаправленное обучение ведется в рамках такого направления работы дошкольных образовательных организаций, как художественно-эстетическое развитие. Важнейшим средством художественно-эстетического развития дошкольников является изобразительная деятельность. В процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования возникают благоприятные условия для отражения не только полученных впечатлений, но и проявления своего отношения к изображаемому.

Современная окружающая среда – это своего рода нагромождение пестрых искусственных объектов, «кричащих» рекламных вывесок, которые отвлекают ребенка от поиска гармоничного в цветовом и содержательном плане образа. Кроме того, потеря престижа культурных ценностей отрицательным образом сказываются на развитии подрастающего поколения. Поэтому существует необходимость организации целенаправленной работы по развитию цветовосприятия дошкольников в условиях дошкольных образовательных учреждений посредством самых различных видов изобразительного искусства, в том числе и посредством продуктов народных промыслов.

Создание предметов народного промысла вмещает в себя художественные традиции, опыт, мировосприятие многих поколений. Ребенок через него познает гармонию цвета, его выразительность, образность, неординарность, принципиальную значимость. На каждом этапе развития русского декоративно-прикладного изобразительного искусства видна неразрывная связь ремесла и искусства. Народное декоративно-прикладное творчество включает в себя самые различные направления, виды, формы, но все их объединяет сочетание практической целесообразности изделий с естественной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы. Все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и чувство прекрасного, и тогда обычные бытовые предметы становились произведениями искусства.

Цвет играет особую роль в декоративном искусстве. Узоры, декоративные композиции по-разному проявляют себя в цветосочетаниях. Для орнаментов разных поселений характерны различные цветовые особенности. Развитию у детей чувства цвета способствует знакомство с цветовым решением декоративных композиций. Ребенок реагирует на визуальные проявления цвета и способы гармоничных цветовых решений.

Процесс восприятия и передачи цвета детьми изучали психологи, педагоги, искусствоведы (Д.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, А.В. Бакушинский, М. Монтессори, В.А. Езикеева, Е.А. Флерина, Л.А. Ремезова, А.А. Мелик-Пашаев и др.). Проблеме педагогической поддержки посвящены работы О.С. Газмана, С.Д. Полякова, С.М. Юсфина, Н.Н. Михайловой и многих других авторов.

Как считал Я.А. Коменский, интерес к цвету формируется у детей постепенно и должен строиться, с учетом возрастных возможностей. Чтобы ориентироваться в цветовом богатстве, понимать значение цвета и использовать цвета в своём изобразительном творчестве, необходимо создать педагогические условия по мнению Т.С. Комаровой: систематично и последовательно знакомить детей с цветом предметов и явлений окружающей среды, нужно развивать чувство цвета, умение видеть красоту цветов, их сочетаний; формировать у них умение самим создавать нужные цвета и оттенки.

Педагоги Н.П. Сакулина, А.П. Флерина отмечают, что ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства пробуждает в детях первые образные представления о русской культуре, приобщает к миру прекрасного.

Развитие цветовосприятия у дошкольников является одной из важнейших задач, стоящих перед учреждениями дошкольного образования на сегодняшний день. Его важность обусловлена тем, что правильное цветовосприятие способствует развитию внимания, памяти, мышления ребёнка, оказывает огромное влияние на интеллектуальное развитие дошкольника и развитие его творческих возможностей. Кроме того, дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития восприятия цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт педагогического проекта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель»

Паспорт педагогического проекта  «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель». Цель проекта:Повысить уровень развития связной речи старших до...

Методическая разработка "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора."

Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими народными промыслами. (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими  народными промыслами.(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово) Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народных про...

Методическая разработка на тему: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»

Физические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Их развитие и совершенствование осуществляются разными путям...