Авторская технология "Ситцевая радуга"
методическая разработка по аппликации, лепке на тему

Покаляева Марина Викторовна

Материал рассказывает о применении нетрадиционного материала- ситца, в художественно-эстетическом развитии детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторская технология «Ситцевая радуга»

Дошкольный возраст –  это фундамент общего развития ребенка. Именно в этом возрасте важно воспитать в детской душе патриотическое чувство уважения, любви к Родины. Я считаю, что дети смогут осознать свою принадлежность к культурно-природной среде, смогут понять  свою ответственность за ее сохранение только благодаря обращению к особенностям культуры и быта той местности, где он живет, приобщению детей к региональному компоненту.

Перед собой я ставлю цель помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с  объектами окружающей действительности и жизни общества, вызвать у детей желание участвовать  в созидательной деятельности. Эту цель я реализую через знакомство детей с традиционным для нашей местности материалом – ситцем.

Основные направления работы – художественно - эстетическое развитие (аппликация и ручной труд из нетрадиционного материала – ситца) и изготовление дидактических игр, с использованием ситца.

Ситец - натуральный материал, он удобен и прост в обращении (при разрезании не осыпается, легко гладиться и приклеивается), а самое главное имеет яркие, красочные, многообразные узоры и расцветки. Не надо ничего придумывать, рисовать, а просто бери материал и твори.

В ходе своей деятельности, я  ставила перед собой следующие задачи:

  • Формировать познавательный интерес дошкольников, способствовать восприятию целостной картины мира
  • Учить детей работать со схемами.
  • Совершенствовать технику аппликации из ткани, практические умения и навыки
  • Способствовать развитию речи.
  • Развить самостоятельность и творческие способности в процессе  выполнения практических задач, эстетический вкус, воображение, чувство цвета.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитывать  интерес и уважение к традициям, производству Родного края.

Свою работу я веду в двух направлениях. Первое направление - это игры, сделанные с использованием ситца. Второе направление – художественно- эстетическое развитие (аппликация из ситца и ручной труд).

Вся работа ведется в интеграции с другими образовательными областями:

дети знакомятся с производством ситца, с историей нашего города, текстильного комбината, с разными видами тканей. При проведении опытов ребята узнают о свойствах ситца, сравнивают его свойства со свойствами  других тканей. Ребята ходят на экскурсии в швейные мастерские, рассматривают готовую продукцию из ситца, узнают где используют этот материал, знакомятся  с профессиями, которые необходимы при производстве ситца (художник, ткач, прядильщица, закройщик, швея). Работа с клеем, ножницами, трафаретами  развивает мелкую моторику рук.  Чтение  с детьми книг писателей родного края,  расширяет активный словарь, пополняется запас новых слов.

Совместная деятельность по аппликации из ситца проходит у нас 1раз в месяц, по подгруппам. Так же ее можно брать, как кружковую работу. Тема  совместной деятельности связана с тематическим планом группы.

Дети среднего возраста знакомятся с правилами аппликации из ситца, учатся аккуратно, ровно приклеивать ситцевые детали на  контур, тренируются подбирать детали по размеру, форме, к концу года – цвету.

В старшем возрасте ребята учатся самостоятельно с помощью трафаретов создавать композицию на бумаге, подбирать детали нужной цветовой гаммы.

Дети подготовительной группы учатся делать аппликацию на тканевой основе,  вырезать ситцевые детали из слегка накрахмаленной ткани, знакомятся с техникой торцевания кусочков ситцевой ткани.

Свою работу мы начали с создания коллекции ситцевых тканей, которую нам с удовольствием пополняют родители. При помощи  трафаретов, создается задуманный рисунок, который заполняется ситцевыми деталями. На первых занятиях детям выдают для работы листы, на которых уже прорисованы контуры рисунка,  дети учатся приклеивать ситцевые детали, аккуратно, не выходя за контуры. В дальнейшем,   дети, учатся самостоятельно, с помощью трафаретов составлять задуманные  композиции.

Для работы берут отутюженный ситец. Если ситец очень тонкий,  легко мнется, его можно накрахмалить.  Так же ситец крахмалят, в том случае, если ситцевые детали будет вырезать сам ребенок. Перед выполнением аппликации детей знакомят  с правилами, которые необходимо знать, начиная работу:

  1. Необходимо крепко прижать трафарет к бумаге, обводя трафарет по контуру нельзя сильно  нажимать на карандаш, контур должен быть слегка заметным.
  2. Выбрать ситцевые детали, которые   соответствуют контурам узора.
  3. Главное правило: намазывать клеем не ситцевую деталь, а ее контур,  который перенесли по трафарету на  бумажную или тканевую основу.
  4. Ситцевую деталь необходимо положить ровно, точно по намазанному клеем контуру. После этого накладываем тряпочку для труда и прижимаем крепко ладошкой.

Интересное направление работы с ситцем – это изготовление игр.

Эти игры легко делать: ситец  прочно и надолго приклеивается клеем, они не требуют больших затрат, и самое главное - не надо ничего рисовать, ведь расцветок на ситце множество, только выбирай необходимую.   Это направление новое для детей, а все, что новое вызывает у детей интерес. Условно игры можно разделить на две группы. Первая группа это классические игры, с использованием ситца, как материала для их изготовления: «Ситцевое домино», «Кубики», «Найди пару», «Четвертый лишний», «Пазлы». Отличие этих игр от классических  состоит в том, что нельзя найти двух совершенно одинаковых  деталей, и это требует от ребенка более внимательного, вдумчивого подхода к игре.

Вторая группа игр – это игры,  в основе которых лежит использование  расцветок ситца, их схематичное обозначение. В этих играх я  применяю использование схем. Это такие игры, как «Садовник», «Зазеркалье», «Кто внимательней», «Помоги художнику», «Золушкины лоскутки», «Ассоциации».

В этих играх активизируются операции анализа и синтеза, восприятия целостности образа. Развиваются наблюдательность, произвольное внимание,    умение выделить общий признак объекта. Дети учатся работать со схемами,  видеть  фон, основной цвет  ситцевой ткани.  Дети закрепляют знания  о лицевой и изнаночных сторонах ткани.

В заключении хочется сказать, что мы очень надеемся и верим, что наша работа заинтересует детей новым видом творчества, сумеет зажечь в их сердцах огонек любви, гордости,  уважения за наш  родной  край. Возможно, в будущем они захотят творить именно в этом направлении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Авторская технология «Ситцевая радуга» Воспитатель высшей категории Покаляева М.В. Департамент образования Ивановской области АУ «Институт развития образования Ивановской области» МКДОУ детский сад комбинированного вида №15 «Березка»

Слайд 2

Тема: «Дары осени» «Фрукты на подносе» «Заготовки на зиму»

Слайд 3

« Деревья осенью» Тема: «Деревья» «Деревья, в произведениях И.Токмаковой »

Слайд 4

Тема «Животные осенью»

Слайд 5

«Магазин одежды» Тема : «Одежда»

Слайд 6

«Новогодние игрушки» Тема : «Зима» «Ветка ели» «Зимние развлечения»

Слайд 7

Тема: «Подводное царство» «Где живет рыбка» «Золотая рыбка»

Слайд 8

Тема: «8 Марта – праздник мам» «Подарки для мамочки»

Слайд 9

«Птичий двор» «Павлин» Тема: «Птицы»

Слайд 10

Тема: «Светлая Пасха»

Слайд 11

Тема: «Цветы» «Вазы с цветами» «Цветик – семицветик »

Слайд 12

Ручной труд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа кружка по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во 2 мл.гр " Радуга красок"

программа содержит пояснительную записку, цель и задачи кружковой работы, календарно-тематическое планирование...

Авторский центр Ратниковой Ю.Н. "По ступенькам радуги"

Презинтация позакомит с наполнением центра детского творчества, работами детей, техникой выполнения....

. Конспекты занятий к авторской программе "Радуга красок"

Используемые нетрадиционные техники: рисование пальчиками, ладошкой, рисование манкой, скатывание салфеток, оттиск печаткой....

"Знакомство" (Первое занятие из авторской программы "Радуга")

ЗнакомствоРассчитано на старшую группу. Занятия проходят по подгруппам.Цели:- познакомиться с детьми;- создать благоприятную атмосферу на занятии;- научить использовать мимику, пантомимику в общении;-...

Авторская программа комбинаторного вида "Радуга красок"

Авторская программа комбинаторного вида "Радуга красок" .Данное пособие направлено на коррекцию поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста средствами изотерапии     ...

презентация авторской программы "Танцевальная радуга"

Презентация авторской программы по развитию у детей музыкально-ритмических движений "Танцевальная радуга"...

АВТОРСКАЯ ИГРА «Путешествие по радуге»

Орразовательная облать "Художественное творчество"...