Конспект ООД "КОКОШНИК ДЛЯ АЛЕНУШКИ"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Мария Федоровна Мишина

В РАМКАХ КОНКУРСА ОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kokoshnik.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

                              Тема: « Кокошник для Аленушки»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

- познакомить с русским национальным головным убором;

-продолжать учить составлять композицию на готовой заготовке;

 -учить вырезать различные элементы, составлять узор;

-развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение.

   -активизировать словарь.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций народных костюмов.

Материалы и оборудование. Проектор, русско-народный костюм, заготовка кокошника на каждого ребенка, украшения, цветная бумага ножницы, клей, салфетки.

Организационный момент:

 Звучит русская народная музыка. Входит воспитатель в русском национальном костюме.

- Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!  Ой, да вы совсем большие!  Как выросли, окрепли. Ума, наверное,  набрались?

Воспитатель: Я сейчас загадаю вам загадку, и вы узнаете, как меня зовут.

            В русских сказках я живу

Очень умною слыву

В странах всяких, городах

В королевствах, во дворцах.

Как меня звать, величать?

( Василиса Премудрая)

1.Мотивация.

-А пришла я к вам с просьбой изготовить головной убор для Аленушки, завтра свадьба у нее. Она сирота и помочь ей не кому. Поможете ребята? (ответы детей)

-А какой головной убор подойдет под сарафан?

(ответы детей)

2. Познавательная деятельность. Воспитатель:

 Кокошник является национальным элементом костюма нашей страны.

 Ребята, а как называется страна, в которой мы живем?

Воспитатель: А как называют людей, которые живут в России?.

Воспитатель: А как наша страна называлась в давние времена?

 Воспитатель: Как называли людей, которые жили на Руси? (Русичи). Слово «Русь» означало «Страна света», «Светлое место». Посмотрите, как выглядели и как одевались наши прабабушки, когда Россия ещё называлась Русью.

Беседа. Просмотр слайдов, репродукции картин: «Портрет крестьянки» И. Аргунова, «Портрет В.С.Мамонтовой» В.Васнецова, «Портрет жены художника Марфы Афанасьевны Венециановой» А. Венецианова, обращая особое внимание на кокошники, их цвет форму.  

Кокошник – один из старинных головных уборов.

 Воспитатель: В те далекие времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или кокошниками.

Первый раз кокошник надевали в день свадьбы, носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. После этого носили платки.

А вы знаете, что кокошник происходит от слова кокош?- петух, курица.

Посмотрите, верх кокошника похож на гребень петуха.

Давайте посмотрим ,как украшен кокошник. (ответы детей)

Кокошники украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекла, золотой нитью, драгоценными камнями.

Всех драгоценней убор головной,

Жемчугом шитый и битью золотой

Так испокон сохранен на Руси

Женский кокошник небывалой красы.

А кто же мастерил эти красивые, старинные головные уборы? Девушки.

Они не только умели работать, но и веселиться, а какое же веселье без игры?

Игра:  «Какой головной убор носил сказочный герой».

По кругу передают шляпу, играет музыка, музыка останавливается, тот, у кого шляпа называет головной убор, того персонажа которого я назову.

Золушка – чепчик.

Буратино – колпачок.

Доктор Айболит – шапочка.

Незнайка – шляпа.

Старушка Шапокляк – шляпка.

Почтальон Печкин-шапка ушанка.

Дед Мороз – шапка.

Снегурочка – кокошник.

Отгадай загадок ворох

Упражнение «Доскажи словечко»

Все о головных уборах

Какими бывают,  с чем надевают, как носят?

Обо всем спросим, все узнаем

Давайте отгадаем!

В странах всяких,  городах, в королевствах, во дворцах

Жили-были  короли и царицы и цари

Восседали в чем на троне

В золотой своей…….. Короне.

Головной убор крестьяне, выбирали себе сами.

И работать и гулять, что же нужно повязать?

Собираем в узелок из материи    …… Платок.

Что за головной убор мужчины носят с давних пор?

С курткой, пиджаком , рубашкой любят надевать……. Фуражку!

 

3.Совместная работа

Воспитатель:  А теперь приглашаю в нашу мастерскую!

У меня есть заготовки кокошников, разные украшения для них.  Сегодня мы с вами будем мастерицами, и каждый украсит свой кокошник. С чего мы начнем работу? Продумайте узор из цветной бумаги, затем вырежьте элементы и украсить кокошник. Готовому кокошнику можете придать сказочный блеск, украсив фальгированной бумагой и пайетками.

 Буте  внимательны ,ведь узор, выполненный на правой стороне, должен повторяться и на левой. Точно так же, как одна сторона лица повторяет другую.

4.Самостоятельная работа детей

Дети вырезают фигуры из цветной бумаге и наклеивают на заготовку кокошника.

Украшают паетками  стразами на  выбор.

Пальчиковая гимнастика

«Дружба»

5.Рефлексия

Выставка работ.

Дети расставляют свои  работы, любуются ими, обсуждают их.

Воспитатель(Василиса Премудрая) благодарит за помощь.

Отгадай загадок ворох

Все о головных уборах

Какими бывают,  с чем надевают, как носят?

Обо всем спросим, все узнаем

Давайте отгадаем!

В странах всяких,  городах, в королевствах, во дворцах

Жили-были  короли и царицы и цари

Восседали в чем на троне

В золотой своей…….. Короне.

Головной убор крестьяне, выбирали себе сами.

И работать и гулять, что же нужно повязать?

Собираем в узелок из материи    …… Платок.

Что за головной убор мужчины носят с давних пор?

С курткой, пиджаком , рубашкой любят надевать……. Фуражку!

Воспитатель: А как называется головной убор у Василисы?   (ответы детей)

же веселье без игры?

Игра:  «Какой головной убор носил сказочный герой».

По кругу передают шляпу, играет музыка, музыка останавливается, тот, у кого шляпа

называет головной убор, того персонажа которого я назову.

Золушка – чепчик.

Буратино – колпачок.

Доктор Айболит – шапочка.

Незнайка – шляпа.

Старушка Шапокляк – шляпка.

Почтальон Печкин-шапка ушанка.

Дед Мороз – шапка.

Снегурочка – кокошник.

 (когда дети закончат работу, девочки надевают кокошники себе на голову и встают в круг.)

Посмотри, как хороша эта девица душа,

Сидит кокошник горделиво

Барышня так красива!

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Под песню  «На горе то калина»  девочки демонстрируют свой головной убор.

(дети выбирают понравившийся им кокошник.) Все молодцы, работали замечательно!

Пальчиковая гимнастика

Алёнка -малёнка ,

Платье из лёнка

Как хороша,

Девица – душа.

На головке кокошник

На ножках сапожки

А в ушах серёжки,

В руках лукошко морошки.

В русском костюме особое внимание уделялось головному убору .По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность.
- Какие головные уборы носили девушки до замужества? (венки, ленточки, повязки). 
- А причёски? (коса или распущенные волосы).
-Какие головные уборы носили замужние женщины? (кокошники)

- Кокошники – формы были разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие, одежда в старину была простой и красивой.

Посмотрите внимательно на кокошники, подумайте, как выполнялись эти узоры. Узоры вышивали нитками, делали аппликацию из ткани и тесьмы, расшивали бисером, стеклярусом, драгоценными и полудрагоценными камнями.
Кокошник — праздничный головной убор. В будние дни его не надевали.
Вносятся для рассматривания расшитые кокошники.
Рассмотрим элементы украшения (цветки, листья, завитки, геометрические формы). Русские женщины — добрые, терпеливые, нежные и ласковые мамы и жены.
Могли ли у них на кокошниках быть вышиты устрашающие львы, змеи, драконы? (Ответы детей.)
Сегодня мы будем украшать кокошники, а узор вы придумаете сами. Будьте внимательны, ведь узор, выполненный на правой стороне, должен повторяться и на левой. Точно так же, как одна сторона лица повторяет другую.
Ра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения "Аленушка в гостях у ребят" от 2 до 3 лет

Развлечение для детей раннего возраста с использованием музыкальных, пальчиковых и подвижных игр....

Конспект НОД по театрализованной деятельности "Аленушка и лиса" для детей старшей группы

Конспект НОД по театрализованной деятельности "Аленушка и лиса" для детей старшей группы...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) на тему: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) на тему: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область О.Х.Л. Тема: Анализ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

В конспекте представлен матерал задачи  которого : развивать способность детей раскодировать основной сюжет литературного произведения, учить составлять небольшие рассказы загадки о героях, самос...

Конспекты проведения НОД в области познания во 2-й младшей группе "Теремок", "Чудо-дерево" детского сада "Аленушка" села Варна.

Конспекты  проведения НОД во 2-й младшей группе в области "Познание" создан по мотивам знакомых детям сказок. В ходе занятий  дети  обыгрывают сказки,  раскрывают с воспитателем зн...

конспект проведения спортивного досуга "Теремок" во 2-й мл. гр. д. сада "Аленушка" села варна.

Физкультурный, театрализованный досуг для детей 2-й младшей группы с участием родителей....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устног...