Кружок "Калейдоскоп"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Кружок "Калейдоскоп"
(Старшый дошкольный возраст)
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе образовательной программы ДОУ, которая опирается на примерную основную программу дошкольного образования «От рождения до школы». /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Основные цели и задачи – формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве. Воспитание эмоциональной отзывчивости и умения взаимодействовать со сверстниками. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления творчества. Закреплять умения детей аккуратно и экономно использовать материалы.
Художественный-ручной труд - это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Ручной труд способствует развитию разных умений и навыков, влияет на умственное и эстетическое воспитание ребенка. Дети на собственном опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов.
Искусство лепки из соленого теста стало в наши дни чрезвычайно популярно. Мука и соль – это природные, экологически безопасные продукты. При их соединении получается чудесный пластический материал для лепки. Искусство лепки из соленого теста неслучайно называется тестопластикой или биокерамикой.
С большим удовольствием дети изготавливают подарки и сувениры из соленого теста. Образное и воспитательное значение лепки из соленого теста огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений.
Работа с природным материалом (листьями, семенами, шишками и др.) - дает воспитателю возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. В свою очередь, ребенок учится различать знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.
Работа с нитью - это еще один удивительный процесс, где ребенок создает красивые, выразительные предметы и вещи, в которых все подчинено единому замыслу: назначение, форма, цвет, узор, композиция.
А в целом художественный - ручной труд учит ребенка творить, создавать вещи по законам красоты. Помогает изготавливать своими руками подарки для всех членов семьи.
Цель: создать условия для знакомства детей с техникой создания поделок из природного, бросового материала и соленого теста.
Задачи:
1.Учить детей создавать декоративные поделки, композиции, используя технику «тестопластика», а также природный и бросовый материал.
2.Развивать у детей фантазию, воображение, активизировать творческую активность, конструктивное мышление.
3.Воспитывать личностные качества, терпеливость, аккуратность.
4.Воспитывать доверие и дружелюбие детей друг к другу.
5.Закреплять навыки самообслуживания.
Методы и приемы обучения:
В работе с детьми используются следующие методы и приемы обучения:
1. Словесный метод: беседа, рассказ, объяснения, пояснения, вопросы, словесная инструкция.
2. Наглядный метод: рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия), показ приёмов выполнения работы (частичный, полностью).
Организованная образовательная деятельность кружка «Калейдоскоп» проводится с детьми подготовительной группы (10 детей), 2 раза в месяц, во вторую половину дня, продолжительность до 25 минут. В организации образовательной деятельности большое внимание уделяется игровым методам и приемам.
Сроки реализации: октябрь2017г. – май2018г.
Планируемые результаты:
-формирование эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира;
-развитие умения составлять узоры и декоративные композиции из листьев, веточек, семян, круп;
-передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов;
-обрабатывание поверхности формы движениями пальцев и стекой;
-умение делать аппликацию из кусочков ткани, ниток, веревочек;
-умение детей аккуратно и экономно использовать материалы;
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Аппликация из семян, веток, листьев и круп. | 3 |
2 | Тестопластика. | 5 |
3 | Мастерим из ниток, веревочек, бус и бисера. | 5 |
4 | Коллективные работы. | 3 |
ИТОГО | 16 |
Содержание воспитательно-образовательной работы
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, май) по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (Приложение 1).
Перспективный план работы кружка «Калейдоскоп» на 2017-2018 учебный год
Месяц | Тема | Программное содержание | Материал | |
Аппликация из семян, веток, листьев и круп | ||||
Октябрь | «Цветы» «Ежик» (коллективная работа) | 1. Формировать умение создавать красивый образ любимого цветка из разных материалов. 2. Развивать мелкую моторику рук, глазомер. 3. Воспитывать у детей художественный вкус. 1.Совершенствовать умения создавать выразительный образ ежика из семян подсолнуха. 2.Развивать чувство цвета и композиции. 3.Воспитывать интерес и бережное отношение к животным. | Картон для фона (разного цвета), сушеные листья, ягоды, семена растений, крупы, клей ПВА и кисточка. Картон для фона, семена подсолнуха, клей ПВА и кисточка. | |
Ноябрь | «Бабочка» «Декоративная ваза» | 1. Совершенствовать умения передавать выразительный образ бабочки. 2. Развивать у детей воображение, глазомер. 3. Воспитывать художественный вкус. 1. Формировать умение украшать вазу из разных видов семян. 2. Развивать чувства ритма и композиции. 3.Воспитывать уважение друг к другу. | Картон для фона, горох, фасоль, сухие листья, клей ПВА, кисточка. Картон для фона , горох, фасоль, рис, гречка, перловка, клей ПВА, кисточки. | |
Тестопластика | ||||
Декабрь | «Елочка» «Подсвечник - звезда» | 1. Формировать умение работать на плоскости, создавать знакомый силуэт. 2. Развивать у детей воображение, умение придумывать содержание своей работы. 3. Воспитывать эстетическую любовь к природе. 1.Совершенствовать умения украшать подсвечник различными украшениями. 2.Развивать у детей воображение, умение передавать в лепке разные по форме предметы. 3.Воспитывать у детей интерес к сказочному изделию. | Цветное соленое тесто, дощечки, стеки, картон для фона. Цветное соленое тесто, восковая свеча, стеки, дощечки. | |
Январь | «Сова» «Улитка» | 1. Формировать умение лепить знакомый образ из целого куска теста. 2.Развивать у детей воображение, наблюдательность. 3.Воспитывать любовь к птицам, уметь передавать их характерные особенности. 1. Формировать умение скручивать тесто по спирали, создавая знакомый образ. 2.Развивать у детей воображение, добиваться реализации выразительного образа. 3.Воспитывать интерес к создаваемому образу. | Соленое тесто, стеки, дощечки. Соленое тесто, стеки, декоративные украшения, дощечки. | |
Февраль | «Котик» «Букет цветов» (коллективная работа) | 1. Совершенствовать умения делить целое на части, соединять элементы между собой. 2. Развивать у детей наблюдательность, передавать характерные особенности животных. 3.Воспитывать уважение к животным и природе. 1.Формировать умение создавать композицию из отдельных деталей. 2.Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту в своем творчестве. 3.Закрепить навыки работы с соленым тестом. | Цветное соленое тесто, стеки, дощечки, перец горошком, бусинки. Цветное соленое тесто, стеки, картон для фона. | |
Мастерим из ниток и веревочек | ||||
Март | «Солнышко» «Боровичок» | 1.Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. 2. Формировать умение правильно завязывать узелки-лучики, оформлять поделку. 3.Воспитывать интерес к работе из разноцветных ниток. 1.Совершенствовать умения мелко нарезать нитки разных цветов. 2.Развивать у детей чувство цвета, воображение, мелкую моторику рук. 3.Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. | Картон для фона, нитки желтого, красного цвета, пуговицы, ножницы, клей ПВА и кисточка. Лист зеленой бумаги, разноцветные нитки, ножницы, клей ПВА и кисточка. | |
Апрель Май | «Бабочка» «Гусеница» (коллективная работа) «Цыпленок» «Осьминожка» | 1.Формировать умение из разноцветных ниток скатывать шарики и жгутики. 2.Развивать композиционные умения – правильно передавать пропорции. 3.Воспитывать вкус к красивым вещам. 1.Совершенствовать технику обматывания цветных нитей вокруг шаблона. 2.Развивать у детей чувство цвета, мелкую моторику рук. 3.Воспитывать эстетическую любовь к природе. 1.Формировать умение создавать знакомый образ из ниток. 2.Развивать воображение, умение передавать правильные формы. 3.Воспитывать уважение к природе и птицам. 1.Формировать умение правильно завязывать нитки, создавая образ осьминога, уметь плести косички. 2.Развивать у детей воображение, добиваться реализации выразительного образа. 3.Воспитывать интерес к создаваемому образу. | Шаблон бабочки, разноцветные нитки, клей ПВА и кисточка. Шаблоны гусениц, цветные нитки, бусинки, картон для фона, клей ПВА, кисточка. Цветные нитки, ножницы, бусинки, клей ПВА, картон. Цветные нитки, ножницы, бусинки, клей ПВА. |
Список литературы
- «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы ,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой: - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
- И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду» Экопластика». Издательский дом «Карапуз» Творческий центр СФЕРА Москва 2008г.
- К.В. Силаева. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. – М.: Издательство Эксмо, 2003г.
- О.Петрова «Мастерим из ниток и веревочек» - М.:ООО «АСТ - Пресс книга», 2012г.