Базовые знания, умения и навыки, которые необходимо приобрести для занятий изобразительной деятельностью в детском саду.
учебно-методический материал по аппликации, лепке по теме

Кувшинова Елена Евгеньевна

Базовые знания, необходимые детям для успешной продуктивной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazovye_znaniya.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Базовые знания, умения и навыки, которые необходимо приобрести для занятий изобразительной деятельностью в детском саду.

   Полноценно заниматься с детьми изобразительной деятельностью возможно только при условии, что дети умеют правильно обращаться с пластилином, красками и клеем. Умеют правильно держать карандаш, кисть, ножницы и действовать с ними. Эта группа умений и навыков относится к технике рисования, лепки и аппликации. Овладение техникой детей нередко отстаёт от овладения изобразительными умениями. Несмотря на то, что техническое выполнение работы не является самым главным, это лишь средство решения изобразительной или декоративной задачи, без владения этим средством невозможно и развитие других сторон деятельности.  Именно для того, чтобы ребёнок возможно скорее мог выразить свои замыслы, дать отчётливо изображение, надо научить его приемам владения карандашом, кистью, ножницами. Это достигается только при условии повторения, многократных упражнений.

   В процессе лепки идёт развитие таких движений рук, которые бы позволили получать различные формы из куска пластилина без дополнительного инструмента. Дети постепенно овладевают складыванием, вдавливанием, оттягиванием, прижиманием. При лепке маленький ребёнок действует ладонями и пальцами рук. Движение ладонями легче. Скатывая и сплющивая ребёнок нажимает на кусок глины с силой всей руки постепенно. Всё больше и больше участия в лепке принимают пальцы. Концы пальцев - наиболее тонко чувствующая часть кисти.

   Рисование в детском саду осуществляется при помощи карандаша или кисти. Это разные материалы, они имеют свою специфику использования и требуют освоения особой техники. Прежде всего, следует привить умение правильно держать карандаш и кисть. Ребёнок до трёх лет стремится захватить карандаш в кулак и прижать его пальцами к ладони. Ребёнок использует силу нажима всей руки. При таком положении карандаша трудно управлять им, поэтому для проведения отдельных линий и начертания форм оно непригодно. Ребенка, начиная с 2 лет, следует научить правильно  держать карандаш пальцами правой руки, потому что закрепившийся неправильный навык затрудняет решений изобразительных задач и переучивание потребует больших усилий, как от воспитателя, так от ребенка. Вначале для ребенка это трудно. Для проведения линий карандашом требуется нажим на бумагу, поэтому положение руки должно быть устойчивым. Рука опирается на стол предплечьем. До локтя кисть руки по возможности должна быть свободной. Положение руки при рисовании отличается от положения при письме. Письмо требует спокойного положения всей руки, включая кисть. Движения производятся в основном пальцами. При рисовании вся кисть руки меняет свои планы. В зависимости от этого меняется положение карандаша. В пальцах это легко обнаружить, если попробовать нарисовать круг не отрывая руки или закрасить относительно крупный рисунок. Рисование кистью, в отличие от работы карандашом, имеет свои особенности. Кисть мягкая и дети могут получить яркую линию, пятно без всякого нажима, в то время как при рисовании карандашом, яркость цвета зависит от силы нажима. Чтобы провести линию нужной толщины, надо регулировать наклон кисти по отношению к бумаге. Кисть касается бумаги концом только в том случае, когда ребёнок держит её палочкой вверх, рука при этом не лежит на столе, а держится над столом. Опора может быть только около локтя. Младшие дошкольники легко привыкают рисовать кистью, не опираясь на стол. В дальнейшем, когда рисунки делаются сложнее, опора оказывается нужна. Но кисть руки должна оставаться свободно висящей над столом. Умение правильно держать карандаш и кисть усваивается детьми не сразу. И надо неуклонно упражнять их в этом. Несмотря на то, что в программе каждой возрастной группы выдвигаются новые требования к вниманию, усвоению правильных навыков в технике рисования, необходимо уделять, начиная с 1 года воспитание в детском саду, прочности первоначальных навыков. Это значительно облегчает усвоение и последующих, более сложных умений рисовать. Также отрабатывается качество движения, свобода, легкость, ритмичность. Эти качества вырабатываются у детей при условии, что они выбирают произвольно изменение силы нажима, быстроты движения, размаха изменение направления движения. На первых порах всё это происходит случайно, независимо от их намерений. Постепенно дети учатся овладевать движением такого размаха, который нужен для закрашивания данной части рисунка, замедлять движение, чтобы не зайти за контур при окрашивании небольшой части рисунка. Чтобы нарисовать круг, надо плавно изменять направление движения. Для рисования прямоугольника надо вовремя чётко повернуть руку под углом и так далее. Овладев этими умениями, дети получают прочные навыки произвольного изменения движения, это создает возможность рисовать свободно и легко, плавно, ритмично.

  Техника наклеивания. Навыки наклеивания осваиваются детьми с известным трудом, поэтому целесообразно расчленить этот процесс на ряд простых действий и сосредоточить внимание детей на их последовательности. Прежде всего, фигурка кладется на подкладку белой стороной вверх. Именно с этой стороны намазывается клеем. Следует погрузить весь ворс кисти в клей, а затем избыток клея отжать от края чашечки. Фигурка придерживается пальцем левой руки, кисть с клеем касается сначала середины фигурки, затем клей размазывается до края. Когда вся фигурка намазана клеем, кисть кладётся на подставку, чтобы освободить правую руку. Фигурка берется за два края руками и кладется на нужное место сверху и наклеивается. Затем прижимается тряпочкой.

  Техника вырезания. Вырезание -  наиболее сложная техника владения ножницами.  Детям до четырех с половиной лет аппликация дается в виде наклеивания бумажных фигур, из которых они создают предметы и узоры. Получив в руки ножницы, дети учатся правильно действовать с ними, держать пальцы, сжимать и разжимать рычаги, делать разрез по прямой. Многие дети овладевают этим умением со значительным трудом. Ограниченность технических возможностей сужает содержание, так как дети могут вырезывать только предметы прямолинейного контура. Приобретение умений резать по дуге связано с новыми трудностями. Для освоения вновь требуется много времени. Если при резании по прямой левая рука оставалась спокойной, она только держала кусок бумаги, то при резании по окружности руки должны производить встречное движение. Согласовывать движения обеих рук для детей дошкольного возраста нелегко. Движения такого рода отрабатываются в результате многократных упражнений. Новым в программе подготовительной группы является владение поворотами ножниц в разные стороны, что дает возможность выразить любую форму предмета. Несмотря на то, что техника вырезания дается детям с трудом, они с большим удовольствием овладевают ей.  

  Следует предупреждать небрежное отношение детей к технике выполнения. Желая поскорее выполнить рисунок интересного содержания, дети рисуют и закрашивают кое-как. От этого страдает изобразительная сторона. Рисунок делается менее интересным, выразительным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей на тему "Занятия изобразительной деятельностью в детском саду и дома"

Советы родителям по детскому творчесву дома и в ДОУ для детей младшей группы...

Игры, используемые на занятиях изобразительной деятельностью в детском саду.

В данном материале описываются виды игр, понятия, приемы используемые в НОД, а также представлен опыт работы в фотоматериалах....

Презентация к занятию изобразительная деятельность в детском саду И.А.Лыкова" Как розовые яблоки, на ветках снегири"

Задачи. Учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы-строение тела и окраску. Совершенствовать технику рисования гуашевым...

Знания, умения и навыки, которым нужно научить ребенка перед школой

Материал будет интересен как педагогам, так и родителям будущих первоклассников. Информация, использованная в тексте, взята из журнала "Справочник старшего воспитателя"...

памятка для родителей "Знания, умения и навыки, которым нужно научить ребенка перед школой"

Знания, умения и навыки, которым нужно научить ребенка перед школой...

Презентация к занятию изобразительная деятельность в детском саду И.А. Лыкова «Как розовые яблоки, на ветках снегири»

Презентация к занятию  изобразительная деятельность в детском саду И.А. Лыкова «Как розовые яблоки, на ветках снегири»...