Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Умелые ручки»
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Попова Наталья Анатольевна

Данная развивающая программа дополнительного образования «Умелые ручки» является авторской программой художественно-эстетической направленности для детей средней группы, созданной на основе методических пособий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umelye_ruchki_moya_zashchita.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Радуга»

г. Мичуринска Тамбовской области

Рассмотрено и рекомендовано                                                                Утверждено:  

к утверждению решением                                                                        приказом заведующего МБДОУ                

педагогического Совета                                                                           «Детский сад №4 «Радуга»

от 28 августа 2017г.                                                                                    от 28 августа  2017г. №117

протокол № 1                                                                                              _________О.Ю.Мишукова

                                                     

Дополнительная

общеразвивающая программа дошкольного образования «Умелые ручки»

срок реализации

(1 год)

Для детей 4-5 лет

Воспитатели:

                                                                                         Попова Елена Николаевна

Попова Наталья Анатольевна

г. Мичуринск, 2017г. 

«Истоки способностей и дарования детей –

находятся на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –

ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребенок»

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

    Данная развивающая программа дополнительного образования «Умелые ручки» является авторской программой художественно-эстетической направленности для детей средней группы, созданной на основе методических пособий. 

   Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

  Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Дети любят играть с игрушками, сделанными именно своими руками. Занятия с бросовым и природным материалом позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

  Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т.к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.

  Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

    Так как материал для работы относится к категории бросового, к нему предъявляются определенные требования.

   Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий); тщательно промытыми и высушенными; доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться).

   Природный и бросовый материал интересен в работе, поможет развивать творческое мастерство, мелкую моторику.

  На занятиях осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.  Руководствуясь личностно - ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка,  на занятиях  предусматривает решение следующих задач:

1. Создание развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные идеи данной программы.

2. Побуждение детей к художественному творчеству путём постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельные решение.

3. Учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.

4. Установление правильных взаимоотношений между педагогом и ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребёнка.

5. Вариативность творческих способностей

Новизна

    Изучив ряд методических пособий и литературу по организации и проведению работы в кружках с дополнительным образованием, опыт работы детских садов города, выявлено, что работа ведѐтся в узком направлении: либо это занятия по рисованию, либо по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, либо занятия – оригами).

    Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Умелые ручки»– комплексная, включающая занятия по аппликации, ручному труду, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.

Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе изобразительной и продуктивной деятельности.

Цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе изобразительной деятельности, формировать психические процессы, развивать художественно – творческие способности и положительно – эмоциональное восприятия окружающего мира.

Основные задачи:

Образовательные:

♦ привлекать детей к работе с разнообразными материалами, обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;

♦ формировать умение детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

♦ знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства;

♦ развивать умение детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства;

♦ подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Развивающие:

♦ развивать художественный вкус, эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

♦ развивать ассоциативное мышление и любознательность;

♦ развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии;

♦ развивать мышцы кистей рук, поддерживать потребность всамоутверждении;

♦ развивать желание экспериментировать с разными изобразительными материалами;

♦ развивать умение создавать коллективные работы.

Воспитательные:

♦ формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

♦ формировать умение оценивать созданные изображении;

♦ воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

♦ воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;

♦ воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству и изобразительной деятельности.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Принципы реализации программы:

1. Наглядность: предполагает использование различных схем, карт, образцов.

2.Последовательность: изучение познавательного материала последовательно (от простого, к сложному).

3. Заинтересованность: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, это формирует желание у детей выполнять предполагаемую работу.

4. Перспективно-тематическое планирование: предполагает подачу изучаемого материала по блокам.

5. Личностно-ориентированный подход: предполагает соучастие и взаимодействие педагога с детьми.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития воспитания и развития навыков творческой работы детей программой предусмотрены следующие основные методы для детей.

МЕТОДЫ:

1. Объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации)

2. Репродуктивные (работа по образцам)

3. Частично-поисковые (выполнение вариативных заданий)

4. Творческие (творческие задания, эскизы, проекты)

5. Исследовательские (исследование свойств теста, красок, а так же возможностей других материалов)



Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе изобразительной и продуктивной деятельности, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

Срок реализации программы

     Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Умелые ручки» рассчитана на 1 год обучения для детей 4-5 лет, (36 часов).

  Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня по 15-20 минут.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Способы работы:

  1. Конструирование из бумаги, простое оригами;
  2. Пластилинография;
  3. Лепка из солёного теста;
  4. Аппликация из сжатой бумаги, обрывная аппликация, аппликация из сухих засушенных листьев;
  5. Конструирование из природного и бросового материалов;
  6. Нетрадиционные техники рисования, используемые при организации занятий с детьми:

Дети среднего дошкольного возраста знакомятся со следующими техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью;
  • оттиск печатками из ластика, пробкой, печатками из овощей;
  • оттиск поролоном, пенопластом, смятой бумагой;
  • восковые мелки + акварель, свеча + акварель;
  • отпечатки листьями;
  • волшебные ниточки;
  • рисование пальчиками, ладошкой;
  • рисование ватными палочками;
  • кляксография;
  • монотипия;
  • печать по трафарету.

Приемы и методы используемые на занятиях  кружка:

  • Эмоциональный настрой – использование музыкальных и литературных произведений;
  • Практические – упражнения, игровые методы;
  • Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка;
  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Планируемые результаты освоения дополнительной программы:

К концу года умения детей во всех видах изобразительной и продуктивной деятельности расширяются и совершенствуются. Дети:

  1. Узнают много об окружающем мире, т.к. занятия проходят в определенной теме.
  2. Изображают предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных мелков и др.
  3. Передают несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
  4. Используют разные способы работы (пластилинография, конструирование из бумаги, природного, бросового материала, аппликация обрывная, объёмная и др.).
  5. Используют нетрадиционные техники рисования: оттиск, по - мокрому, восковые мелки + акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочки и т. д., рисуют пальцами, ладонью, кулаком, создают композицию.
  6. Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
  7. Учатся работать различными материалами.
  8. Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни, крупы).
  9. Получают навыки по составлению сюжетов.
  10. Экспериментируют.
  11. Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
  12. Учатся составлять рассказы по своим работам, развивается связная речь.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  1. Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  1. Тематические выставки в ДОУ.
  2. Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
  3. Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
  4. Оформление эстетической развивающей среды в группе.

Календарно – тематический  план  занятий

Сентябрь

п/п

Темы занятий

Программное содержание

Материал

1

Рисование пальчиками и ладошкой «Кисть рябины».

Формировать умение сочетать технику рисования ладошкой (листья) и пальчиками (плоды). Развивать мелкую моторику, воображение.

Листы бумаги формата А4, кисти №4, цветная гуашь, влажные салфетки, тряпочки, подставки, непроливайки без крышек.

2

Конструирование из природного материала «Грибочки».

Развивать умение работать с природным материалом (жёлуди и скорлупа грецкого ореха, плоды каштана). Учить скреплять природный материал пластилином. Создавать общую композицию на конфетной коробке, дополняя её мхом, сухими листочками и др. природным материалом.

Жёлуди, скорлупки грецкого ореха, природный материал (сухие листочки, засушенная трава, мох). Пластилин, конфетные коробки.

3

Рисование

«Как краски друг к другу в гости ходили».

Познакомить детей со смешиванием красок. Развивать умение получать путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.

Гуашь 6 цветов, палитры, подставки, кисти №3 (белка или пони), листы бумаги формата А 4.

Октябрь

Темы занятий

Программное содержание

Материал

4

Конструирование из бумаги «Блокнот».

Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Формировать умение изготавливать игрушку из бумаги своими руками.

Цветные и белые листы бумаги формата А3, ножницы, клеящий карандаш, клеёнки, тряпочки, цветные заготовки на подносах.

5

Рисование «Огурец и помидор».

Упражнять в рисовании способом тычка по заранее нанесённому контуру.

Тычки, гуашь, разлитая в палитры, трафареты с изображением помидора и огурца.

6

Пластилинография «Фрукты».

Совершенствовать умение заполнять контур разноцветным пластилином. Создавать образы знакомых фруктов.

Цветной пластилин, картон с прорисованными на нём силуэтами фруктов, стеки.

7

Аппликация из природного материала «Стрекоза, бабочка, рыбка».

Развивать умение составлять из разных засушенных осенних листочков предметные изображения из нескольких частей. Проявлять творческие способности.

Засушенные листочки разных деревьев: берёзы, тополя, рябины, клёна, дуба. Клей ПВА, кисти, подставки, клеёнки, тряпочки. Листы разноцветного картона с половину альбомного формата.

Ноябрь

Темы занятий

Программное содержание

Материал

8

Рисование

«Вот и вышел человечек».

Познакомить с новым способом рисования - рисование с помощью трафаретов. Формировать умение изображать образ человека из геометрических фигур. Развивать творчество, фантазию.

Лекала, линейки с разными трафаретами, фломастеры, цветные карандаши. Листы формата А4.

9

Рисование тычком полусухой жёсткой кистью «Пушистый свитер».

Развивать умение рисовать по контуру полусухой жёсткой кистью. Творчески использовать цвет, как средство передачи настроения, эстетических чувств. Развивать умение сочетать цвета на вороте, манжете и основной части.

Силуэты свитеров, листы бумаги формата А4; кисти жёсткие, цветная гуашь, палитры, непроливайки, подставки, тряпочки - салфеточки.

10

Рисование «Красивые сапожки».

Развивать умение украшать силуэт сапожек способом печатания ластиком, пробкой. Развивать чувство цвета и композиции.

Силуэты сапожек из цветного картона, пробки, ластики. Гуашь разноцветная, тряпочки, кисточки, непроливайки, подставочки.

11

Конструирование из бумаги «Стол и стульчик».

Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (ножки стола, стула), приклеивать к основной форме детали (к стулу — спинку, к столу - крышку).

Плотная цветная бумага или мягкий цветной картон, ножницы. Клей, кисти, клеёнки, тряпочки.

12

Аппликация из сжатой бумаги

«Букет из цветов в вазе».

Продолжать учить составлять композицию из разноцветных цветов. Сочетать в аппликации плоскостное и объёмное изображение. Воспитывать заботливое отношение к маме.

Цветной картон с половину альбомного формата, разноцветные салфетки, вырезанные в форме круга, заготовки из цветной бумаги, клей, кисти, клеёнки, подставки.

Декабрь

Темы занятий

Программное содержание

Материал

13

Рисование

«Белый снег кружится, на деревья тихо ложится».

Познакомить с новым способом рисования с помощью круп (манка и рис). Развивать умение распределять крупу по всему листу (снег, снежинки). Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание изображать зимнюю природу

Крупа (манка, рис) на подносах, клей ПВА, кисти, для рисования и для клея. Гуашь, тряпочки, подставочки, непроливайки. Листы бумаги А4 тонированные.

14

Рисование «Вырастала ёлочка в лесу на горе».

Учить изображать ёлку в соответствии с содержанием стихотворения, рисовать ёлочку способом тычка, вносить в рисунок дополнения (снег на ветках).

Листы формата А4, гуашь, кисти жёсткие, тряпочки, непроливайки. Вата.

15

Рисование или аппликация из ватных дисков «Весёлые снеговики».

Закрепить с детьми умение рисовать тычком по контуру. Формировать умение наклеивать ватные диски, создавая образ снеговика. Дополнять изображение деталями. Развивать творческие способности, умение дополнять рисунок мелкими деталями.

Круги разного размера, вырезанные из плотной бумаги. Жёсткие кисти, подставки, непроливайки, тряпочки. Гуашь.

Листы альбомного формата тонированные.

Ватные диски (2-3 на каждого), цветные заготовки на подносе, клей, кисти, тряпочки, подставочки.

16

Аппликация «Поздравительная открытка».

Развивать умение использовать в аппликации разнообразный бросовый и природный материал (вата, белая бумажная салфетка, кусочки пенопласта) для передачи выразительных образов: снеговика, снега, сугробов. Составлять несложный сюжет на полосе. Совершенствовать навык вырезания круга из квадрата, плавно срезая углы.

Цветной картон с ½ альбомного формата, белые салфетки, шарики из пенопласта, вата. Кисти, клей ПВА, клеёнка. Подносы с цветными заготовками.

Январь

Темы занятий

Программное содержание

Материал

17

Пластилинография

«Зимующие птицы».

Продолжать знакомить детей со способом пластилинографии. Продолжать развивать умение заполнять всё пространство по нанесённому контуру, сочетая цвета частей тела птицы (голова, крылья, тело). Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Цветной пластилин, доски, стеки, цветной картон с нанесённым контуром зимующей птицы.

18

Аппликация из ваты «Пушистый зайчонок».

Знакомить детей со способом аппликации с использованием ваты. Развивать умение наклеивать кусочки ваты на изображение, распределять вату, заполняя контуры.

Листы картона с половину альбомного формата с нанесённым на него контуром зайчика, вата на подносах, клеящий карандаш, цветные заготовки.

19

Конструирование из бумаги «Котёнок и щенок».

Развивать умение детей создавать игрушку по типу оригами своими руками. Совершенствовать умение складывать бумагу пополам по диагонали и делать сгибы по углам (уши, ноги, хвост). Дополнять поделку дорисовыванием отдельных элементов мордочки, придавая образу выразительность.

Цветная бумага 15*15 см и 10*10 см, цветные фломастеры, клеящий карандаш, клеёнки, тряпочки.

20

Аппликация

«Весёлые цыплята».

Знакомить детей с техникой аппликативной мозаики путём обрывания кусочков салфетки, наносить кусочки по контуру, придавая образу - пушистость.

Бумажные салфетки жёлтого цвета, кисти, клей ПВА, игрушка - цыплёнок. Листы бумаги (картона) с половину альбомного формата с нанесённым на него контуром цыплёнка.

Февраль

Темы занятий

Программное содержание

Материал

21

Рисование

«Едем, едем мы домой на машине грузовой».

Продолжать учить рисовать штампом, используя несколько геометрических фигур.

Листы А4, трафареты, лекала, цветные фломастеры и цветные карандаши.

22

Лепка рельефная декоративная «Цветы-сердечки» (солёное тесто или пластилин).

Знакомить детей с барельефом, отличительными особенностями от скульптуры. Развивать умение создавать полуобъёмное изображение на плоскости (сердечке). Познакомить со способом скрепления частей из солёного теста. Развивать цветовосприятие.

Воспитывать желание изготовить подарок ко дню Святого Валентина своим близким.

Разноцветное солёное тесто, доски, блюдечки с водой, кисточки.

23

Аппликация «Поздравительная открытка. Парусник».

Развивать умение создавать объёмное изображение предмета из бумаги сложенной вдвое. Совершенствовать навыки работы ножницами. Использовать технику обрывной аппликации при передаче облаков.

Воспитывать желание создать подарок близкому человеку своими руками.

Цветные заготовки бумаги, подносы, клей, ножницы, кисти, подставки, тряпочки, клеёнки. Листы бумаги с ½ альбомного формата.

24

Аппликация «Быстрокрылые самолёты».

Комбинировать в работе несколько приёмов - аппликация из цветной бумаги и технику обрывной аппликации. Видоизменять детали срезанием углов, разрезанием квадрата пополам. Освоение техники обрывной аппликации.

Цветные заготовки на подносах. Кисти, ножницы, подставки, тряпочки, клеёнки. Листы цветного картона с ½ формата альбома.

Март

Темы занятий

Программное содержание

Материал

25

Аппликация «Подарок маме. Ветка мимозы».

Продолжать учить скатывать шарики из салфеток. Использовать приём полуобъёмной аппликации из бумаги сложенной вдвое (листочки). Развивать восприятие, чувство цвета.

Цветные заготовки на подносе, жёлтые салфеточки. Кисти, ножницы, подставки, тряпочки, клеёнки. Листы цветного картона с ½ альбомного формата.

26

Рисование декоративное

«Красивое платье кукле».

Познакомить с новой техникой сочетания восковых мелков и акварели. Украшать силуэт платья разными элементами узора. Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать воображение и цветовосприятие.

Силуэты платьев, вырезанные из бумаги. Акварель, цветные восковые мелки, кисти, подставки, тряпочки, непроливайки.

27

Лепка + природный материал «Черепашка».

Развивать умение комбинировать разный материал изобразительный (пластилин) и бросовый (скорлупа грецкого ореха) для создания выразительного образа.

Скорлупки грецкого ореха, цветной пластилин, доски, стеки.

28

Рисование «Клякса в гостях у ребят».

Развивать умение фантазировать, самостоятельно рисовать фигуры из кляксы. Развивать умение ставить кляксу, раздувать её в разных направлениях.

Листы А4, кисти, жидкая краска в палитрах, тряпочки, трубочки из-под коктейлей, подставки, непроливайки.

Апрель

Темы занятий

Программное содержание

Материал

29

Аппликация-мозаика с элементами рисования «Тучи по небу бежали».

Знакомить детей с техникой аппликативной мозаики: разрезание кусочков бумаги синего, голубого, серого и белого цвета на кусочки и наклеивание в пределах нарисованного контура - тучи.

Цветные полоски бумаги, клей, ножницы, кисти, подставки, тряпочки, клеёнки. Листы бумаги с ½ альбомного формата.

30

Рисование

«Весеннее настроение».

Познакомить детей с новым способом рисования ниточкой с использованием краски. Развивать умение создавать прекрасные узоры своими руками.

Листы бумаги А4, гуашь в палитрах, несколько ниточек, тряпочки.

31

Рисование «Грачи прилетели».

Закрепить умение рисовать способом тычка, развивать воображение, чувство композиции. Совершенствовать навыки и умения при дополнении рисунка.

Силуэт грача, вырезанный из бумаги, кисти жёсткие и беличьи, подставки, непроливайки, тряпочки.

32

Конструирование из бумаги «Дома».

Продолжать обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали (к дому — окна, двери, трубу).

Формировать умение размещать свой дом в общей композиции.

Листы с половину альбомного формата, цветные заготовки на подносах, ножницы, клеящий карандаш, клеёнки, тряпочки.

Май

Темы занятий

Программное содержание

Материал

Конструирование из бумаги «Транспорт в городе».

Продолжать обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали (к грузовику — окно, колёса, к автобусу – окна, колёса, двери). Формировать умение размещать свою поделку в общей композиции.

Листы бумаги формата А3 (для автобуса), цветная бумага двух цветов (для грузовика), цветные заготовки на подносах, ножницы, клеящий карандаш, клеёнки, тряпочки

Рисование

«Расцвели одуванчики».

Закрепить умение детей рисовать тычком и кистью.

Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции.

Листы А4 тонированные. Гуашь, акварель, кисти жёсткие и беличьи, подставки, тряпочки, непроливайки.

Лепка + природный материал «Жуки»

Продолжать развивать умение комбинировать разный материал изобразительный (пластилин) и бросовый (скорлупа грецкого ореха) для создания выразительного образа.

Цветной пластилин, скорлупки грецкого ореха, доски.

Аппликация объёмная «Гусеница».

Развивать умение обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, наклеивать кусочки друг к другу.

Цветная салфетка (жёлтая, зелёная), клей кисти, подставки, клеёнки, тряпочки.

Рисование «Рыбки в аквариуме».

Познакомить детей с новым способом рисования - кисточкой по мокрой бумаге. Развивать чувство ритма, композиции

Листы формата А4, вырезанные в форме округлого аквариума тонированные. Акварель, кисти белка №3, непроливайки, тряпочки.

Пластилинография + природный материал «Рыбка - озорница»

Развивать умение сочетать в работе несколько изобразительных приёмов для передачи выразительности образа. Закреплять умение рисовать с помощью цветного пластилина, самостоятельно подбирая цвета.

Силуэт рыбки, вырезанный из картона, цветной пластилин, доски, стеки. Природный материал: горох лущённый, арбузные и дынные семечки.

Способы определения результативности

Способы фиксации результатов:

Оценка результативности усвоения детьми дополнительной программы проводится два раза в год (декабрь, май), уровня сформированности художественно – эстетического развития детей.

Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».

Оценка результатов:

«Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития творчества» разработаны доктором педагогических наук профессором Т.С.Комаровой.

Анализ продукта деятельности

1.Форма

3 балла - форма передана точно

2 балла – есть незначительные искажения

1 балл – искажения значительные, форма не удалась

2.Строение предмета

3 балла – части предмета расположены верно

2 балла – есть незначительные искажения

1 балл – части предмета расположены неверно

3.Композиция

3 балла – изображение расположено в середине и по всему листу

2 балла – на полосе листа

1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер

4.Цвет

3 балла – передан реальный цвет предмета

2 балла – есть отсутствие от реальной окраски, преобладает несколько цветов и оттенков

1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете

Анализ процесса деятельности

1.Изобразительные навыки

3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия различными изобразительными материалами

2 балла – испытывает затруднения при действии с изобразительными материалами

1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно

2.Регуляция деятельности

3 балла – ребёнок заинтересован предложенным заданием

2 балла – ребёнок заинтересован процессом деятельности

1 балл – заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности

3.Уровень самостоятельности

3 балла – выполняет задание самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами

2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко

1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается

4.Творчество

3 балла – самостоятельность замысла, оригинальность изображения

2 балла – стремление к наиболее полному раскрытию замыслу

1 балл - не стремится к полному раскрытию замысла

В качестве теста по диагностике творчества детей предлагается задание по дорисовыванию шести кругов. Детям предлагается лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда кругами одинаковой величины. Детям предлагается рассмотреть круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить, чтобы получилось красиво.

Оригинальность оценивается по трехбалльной системе. Оценка «3» - высокий уровень - ставится тем детям, которые наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторений или близкого образа. Оценка «2» - средний уровень – ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круги, но допускали почти буквальные повторения или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко). Оценка «1» - низкий балл – ставилась тем, кто не смог наделить образным решением все круги, выполнил задание не до конца и небрежно.

Тестирование проводить индивидуально, чтобы исключить возможность копирования.

Шкала уровней: 8-11 баллов низкий уровень

12-19 баллов средний уровень

20-24 балла высокий уровень

Методическое, материально-техническое

обеспечение программы

     Предмет направлен на всестороннее развитие ребенка: развитие его творческих, познавательных способностей, личностных качеств, внимания, памяти и других процессов. При проведении занятий используется разнообразный наглядный материал, словесные игры, беседы, знакомящие с творчеством и помогающие развивать способности ребенка.

     Для работы подобран соответствующий материал:

  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые мелки, свечи; ватные палочки;
  • коктельные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые и бумажные салфетки;
  • стаканы для воды, непроливайки;
  • подставки под кисти; кисти разного размера и из разного материала (щетина, белка, пони, капрон);
  • природный материал (шишки, засушенные листочки, жёлуди, плоды каштана, скорлупа орехов и т.д.);
  • мука, мелкая соль;
  • манная крупа, рис, гречка, речной песок;
  • бумага разной структуры, картон;
  • цветной пластилин;
  • бросовый материал: поролон, пенопласт, коробочки, спичные коробки, пластиковые флаконы и т.д.

Техническое оснащение:

-ноутбук;

-СD диски;

- проектор

Каждое занятие проводится в разнообразной форме, включает в себя задания по развитию тонкой моторики пальцев.

Литература.

  1. Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  4. Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», - М: ТЦ Сфера, 2006.
  5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М.: ТЦ Сфера, 2009.
  6. Щербакова И.В. План работы по изобразительной деятельности в средней группе. – Дошкольная педагогика/май, 2007.
  7. Календарное планирование дополнительных занятий по изобразительной деятельности в средней логопедической группе для детей с ОНР. – Дошкольная педагогика, май 2008.
  8. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по грамоте «Грамотейка» для детей от 6 до 7 лет

Цель программы – освоение языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организац...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста " Капитошка"

Программа кружка "Капитошка" предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: эмоциональный интеллект, образное, пространственное, не стандартное мышление, развитие волевых и ли...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...

Рабочая программа кружка "Школа юного книголюба" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования старшая - подготовительная группа.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения...