Развитие мелкой моторики через нетрадиционную лепку
консультация по аппликации, лепке на тему

Атуева Мария Викторовна

 Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.

Именно занятия лепкой имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук. Если в других видах ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково работают обе руки. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста, но соленое тесто является самым доступным и удобным материалом для детской лепки. Оно безопасно, его можно приготовить в любой момент. Материал прост в использовании и не пачкает одежду.Из соленого теста можно лепить не только плоские, но и рельефные предметы, можно создавать объемные изделия. Эффектно выглядят поделки, выполненные из цветного теста. На тесте легко оставлять отпечатки разными предметами. Для работы с этим материалом не требуется каких-либо специальных инструментов, лепить можно просто руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_po_testoplastike.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование.

«Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей»

Цель:  изучить и систематизировать использование технологии тестопластики как наиболее эффективный способ развития мелкой моторики руки у детей младшего и среднего школьного возраста.

Задачи

 • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме самообразования.

• Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

• Подготовить и провести комплекс занятий с целью развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

• Выявить результативность проведенной работы по развитию мелкой моторики посредством тестопластики у старшего дошкольного возраста.

Актуальность

Разнообразные виды художественно-творческой деятельности играют значительную роль в развитии личности ребенка. Изобразительная деятельность вызывает у детей положительные эмоции, развивает воображение, мелкую моторику.

Ни для кого не секрет, что более половины всех первоклассников, приходя в школу, имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. С каждым годом таких детей становится все больше. Низкий уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое. Это не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.

Именно занятия лепкой имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук. Если в других видах ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково работают обе руки. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста, но соленое тесто является самым доступным и удобным материалом для детской лепки. Оно безопасно, его можно приготовить в любой момент. Материал прост в использовании и не пачкает одежду.Из соленого теста можно лепить не только плоские, но и рельефные предметы, можно создавать объемные изделия. Эффектно выглядят поделки, выполненные из цветного теста. На тесте легко оставлять отпечатки разными предметами. Для работы с этим материалом не требуется каких-либо специальных инструментов, лепить можно просто руками.

В ходе занятий учащиеся знакомятся с основами дизайна, получают знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов из соленого теста вызывают повышенный интерес к  работе и приносит удовлетворение

результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.

предполагаемый результат:

– формирование и развитие отсутствующих или недостаточно развитых

– целенаправленная деятельность в работе с одаренными детьми.

Этапы самообразования:

1.Подбор и изучение методической литературы

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4.Представление опыта работы по теме.

 предполагаемые сроки выполнения каждого этапа

1.Изучение методической литературы

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня

литература по теме самообразования

дата

название автор

источник

(сайт; издательство,

год издания)

результат

  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.

Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007

Смотреть тетрадь по самообразованию

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов.

– М.: Мозаика – Синтез, 2005

Смотреть тетрадь по самообразованию

Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста.

М.:ТЦ «Сфера», 2000

Смотреть тетрадь по самообразованию

Горичева В. С. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. –  

Ярославль: Академия развития, 1998.

Смотреть тетрадь по самообразованию

+Какие программы, методики, технологии изучены в процессе работы над методической темой? Кто авторы? Какой передовой педагогический опыт изучен? Какие методические рекомендации использованы? Вырезки, копии, цитаты…

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

участие в методической работе детского сада

дата

тема

форма участия

«Тестопластика»

Мастер- класс

«Тестопластика как метод развития мелкой моторики руки у детей младшего и среднего школьного возраста».

Выступление на педсовете

+ фото и выдержки из материалов (доклады, выступления, рефераты)

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

«Мукасоль»

Разработка творческого проекта

«Хлебобулочные изделия». 

Продолжать знакомство с техникой тестопластики. 

«Ушастые пирамидки»  

Учить детей лепить трехцветные пирамидки из дисков разной величины с верхушкой в виде головы животного

«Улитка» 

Закрепить навык раскатывания. Показать приём изготовления колбаски из теста. Придавать форму.

Сюжетная лепка «Вот ёжик,неголовы,ни ножек».

Учить детей лепить, передавая характерные особенности внешнего вида

«Наш музей»

Создание мини-библиотеки литературы и альбомов по тестопластике.

«Аллея талантов»

постоянные выставки работ детей

Знакомтесь — Тестопластика..

Развивающая игра своими руками

  • Анализ выполнения программы (диагностика)

Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)

4.Представление опыта работы по теме.

  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе
  • Формы отчета по теме самообразования могут быть разнообразными:
  • Выступление на педсовете
  • Консультация
  • Семинар-практикум
  • Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми
  • Выставки детского творчества

«Пальчиками играем – речь развиваем».

Консультация для родителей

«Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?

Консультация для педагогов

«Чудо-повар к нам пришел».

Открытое ООД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация . Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы. Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установле...

Развитие мелкой моторики через нетрадиционные виды аппликации

Развитие мелкой моторики через нетрадиционные виды аппликацииУровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий ур...

Развитие мелкой моторики через нетрадиционную аппликацию (средняя группа)

Изобразительная деятельность в детском саду — эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных ...

развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования

презентация открытого просмотра по теме самообразования...

Мастер – класс для родителей по теме: развитие мелкой моторики, через нетрадиционные приёмы рисования.

Мастер – класс для родителей          по теме: развитие мелкой моторики, через нетрадиционные приёмы рисования. Цель – привлечь внимание р...