Авторская разработка. Консультация для воспитателей: "ЛЕПКА-ЭТО ЗДОРОВО"
учебно-методический материал по аппликации, лепке по теме

Светлана Анатольевна Устинова (Игнатович)

Консультация для воспитателей "ЛЕПКА-ЭТО ЗДОРОВО!" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka-eto_zdorovo.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей " Лепка одно из полезнейших занятий для детей"

Исполнила воспитатель

Игнатович С.А.

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка.

Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений.

Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть.

Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, а это в свою очередь способствует развитию речи.

Малыши приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Работа эта даёт простор детской фантазии.

Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев и ловкость рук.

Рельефы.

Резные и лепные работы издавна используются человеком для украшения своего быта.

Из пластилина можно вылепить небольшие картины с разнообразным рельефом. Для этого необходимо подготовить основу - небольшую картонную пластину, покрытую тонким слоем пластилина. На ней закрепляют детали нужной формы и цвета, придавливая и примазывая их к основе.

Различают рельефные формы с выступающим и углубленным изображением.

1.Горельеф. Имеет сильно выступающее, полу объёмное изображение. (Лепные украшения потолков в старинных домах).

2.   Барельеф. Изображение с деталями, слегка выступающими над поверхностью основы. (Монеты, значки, медали - это миниатюрные барельефы.)

3.   Контррельеф. Изображение, углубленное в поверхность основы. Рисунок процарапывают, выбирают или продавливают стекой, палочкой. (Рисунок наносится на верхний слой материала, обнажая верхний слой, отличающийся по цвету. Такая техника носит название сграффито).

Использование барельефной лепки в работе с детьми.

Лепка, наряду с рисованием, аппликацией и конструированием, относится к продуктивным видам деятельности и оказывает большую помощь в развитии мелкой моторики рук у детей.

Исследования учёных показали, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики ребёнка предполагает соответствующий уровень развития его речи.

Одним из факторов, позволяющих развивать мелкую моторику у детей с речевыми нарушениями, являются занятия барельефной лепкой.

По создаваемому детьми изображению выделяют три вида лепки: предметная, сюжетная, декоративная.

 

По способу получения изображения выделяют:

конструктивную, скульптурную, комбинированную, рельефную, модульную, а также из колец и пластилина.

Рельефную лепку разделяют на:

-  барельефную, в которой изображение выступает над плоскостью основы менее чем на половину своего объёма;

-  горельефную, в которой изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объёма;

-  контррельефную, в которой изображение не выступает над основой, а напротив, углубляется в неё.

Барельефная лепка может с успехом использоваться в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

 Преимущества барельефной лепки в том, что она позволяет:

-   создавать больше возможностей для упражнения детей в освоении таких технических приёмов лепки, как раскатывание пластилина прямыми, круговыми движениями, раскатывание пластилина кончиками пальцев. (Например, на занятиях обычной лепкой дети раскатывают один или два столбика, а в работе по барельефной лепке по 5-6 столбиков);

-   увеличить задействование различных мышц руки в ходе одного занятия. (Например, в работе «Елка, украшенная бусами» дети упражняются в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями и кончиками пальцев, а также тренируют силу пальцев, выполняя технический приём под названием «размазывание из столбика»);

-   упражнять детей в согласованности движений руки и глаза. (Например, в работе «Сказочная рыбка» чешуйки должны быть примерно одинаковыми по размеру и накладывать их нужно в определённом порядке, что способствует развитию у детей зрительно-моторной координации);

-развивать композиционные умения. (Дети учатся заполнять пространство работы);

-   разнообразить темы работ по лепке;

-   использовать детские работы для оформления интерьера групповых помещений и сохранять работы на память или дарить их, чего с работами обычной лепки сделать практически невозможно;

- комплексно воздействовать на развитие ребёнка и развивать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук, развивать силу пальцев.

В первой младшей, второй младшей и средней группах занятия проводятся 1 раз в месяц.

В старшей группе планируется провести 7 занятий по барельефной лепке в год.

В подготовительной группе - 4 занятия в течение учебного года.

В процессе проведения занятий с детьми используются следующие приёмы:

1.    Внесение и обследование фона.

2.    Создание игровой мотивации для занятия.

3.    Комментирование способа выполнения действий.

4.    Воспроизведение движений в воздухе.

5.    Работа на пробниках.

6.    Совместные действия. (Педагог берёт пальчик ребёнка в свою руку и вместе с ним выполняет).

7.    Художественное слово (стихи, загадки).

8.    Вопросы к детям.

9.    Выполнение работы небольшими частями.

 10.Превращения.

 11.Появление игрушечного или сказочного персонажа.

  12.Анализ детских работ от лица игрушечного или сказочного персонажа.

  13.Использование музыки.

  14.Физкультурно - оздоровительные моменты. Сюда относятся:

- физкультурные паузы;

 -упражнения на релаксацию;

-элементы пальчиковой гимнастики;

  15. Обследование предмета с соблюдением основных этапов.

  16.Работа детей на общем фоне.

Занятия барельефной лепкой не должны заменять все занятия обычной лепкой. Это нецелесообразно, так как в барельефной лепке дети не в полной мере могут ощутить объём вылепленного предмета. Обследование предмета с соблюдением основных этапов. Следует комбинировать занятия по обычной лепке с занятиями по барельефной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка. Консультация для родителей: "Рисование нетрадиционными способами"

Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь....

Авторская разработка. Консультация для воспитателей: "НЕТРАДИЦИОННАЯ АППЛИКАЦИЯ"

Консультация для воспитателей на тему: "Нетрадиционная аппликация"...

Авторская разработка спортивного праздника по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников

Формирование позитивного отношения детей к здоровому образу жизни.Закрепить знания детей о здоровом образе жизни, воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, формировать активную жизненн...