ПРОГРАММА по развитию творческих способностей «Умелые ручки»
рабочая программа по аппликации, лепке на тему

ПРОГРАММА

 по развитию творческих способностей

«Умелые ручки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki.docx43.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

 образовательное учреждение г Нижневартовска

детский сад №61 «Соловушка»

 

ПРОГРАММА

 по развитию творческих способностей

«Умелые ручки»

Составитель:

 Т.А. Никитина

г. Нижневартовск,

1.Содержание.

Наименование

страница

Содержание

Паспорт программы

Пояснительная записка

3.1

Цели и задачи программы

3.2

Планируемые результаты

3.3

Объём образовательной нагрузки

4.

Содержание программы «Умелые ручки»

5.

Организационно-педагогические условия

5.1

Учебный план

5.2

Расписание занятий

5.3

Календарный учебный график

5.4

Программно-методическое обеспечение

5.5

Материально-техническое обеспечение

6.

Мониторинг

7.

Список литературы

2.Паспорт программы.

Наименование программы

Программа  кружка по развитию творческих способностей «Умелые ручки» МАДОУ г Нижневартовска ДС №61 «Соловушка» «

Составитель программы

Воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ г Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»:  Никитина Татьяна Александровна

Заказчики программы

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»; родители (законные представители).

Цель

 Развитие творческих способностей детей используя нетрадиционные материалы в аппликации.

Задачи

- Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок, используя нетрадиционные материалы;

- Развивать пространственную ориентировку на листе бумаги;

- Развивать внимание и усидчивость;

- Формировать изобразительные навыки и умения.

- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Приоритетное направление

 Художественно-эстетическое развитие

Сроки реализации программы

1год

3.Пояснительная записка.

Аппликация - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.

По тематике изображения аппликация подразделяется на предметную, сюжетную, пейзажную и декоративную.

По форме аппликация бывает объемной и плоской.

По цвету — одноцветная и многоцветная.

Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.

Результаты наблюдений и экспериментов убедительно доказывают, что упражнения с нетрадиционными материалами в аппликации на плоскостных формах и изображениях обеспечивают качественный скачок в разностороннем развитии ребёнка. Установлено, что дети старшего возраста обладают уникальными возможностями. Путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции мозга.

Аппликация с применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Формируются навыки контроля и самоконтроля.

3.1. Цель и задачи программы.

Цель: Развитие творческих способностей детей используя нетрадиционные материалы в аппликации.

Задачи:

- Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок, используя нетрадиционные материалы;

- Развивать пространственную ориентировку на листе бумаги;

- Развивать внимание и усидчивость;

- Формировать изобразительные навыки и умения.

- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

3.2. Планируемые результаты.

В ходе реализации программы ребёнок научится:

  • Использовать в аппликации нетрадиционные материалы;
  • Составлять композицию из разных деталей;
  • Фантазировать и применять это в своих поделках;
  • Усидчивости и взаимопомощи.

Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях, мастер-классах для родителей и педагогов, педсоветах, творческой самореализации детей, их участия в творческой жизни учреждения, в конкурсах различного уровня.

3.3. Объём образовательной нагрузки.

Сроки реализации рабочей программы: 1 год.

Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с поставленными целями и задачами: подготовительный этап (этап сбора материалов), практический этап (обучение способам действия с материалом, создание творческих работ), отчётный этап (проведение открытых занятий, презентация альбомов).

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю, объём образовательной нагрузки 20 минут.Тема рассчитана на 2 занятия: на первом – подготовка материала, на втором – творческая деятельность.  Занятия проводятся в основной образовательной деятельности по подгруппам (по 13 человек).

  1. Содержание программы «Умелые ручки»

неделя

Формы работы

Цель

Работа с родителями

1

Беседа с детьми на тему «Разнообразие нетрадиционных материалов для аппликации»

Рассказать детям о многообразии материалов для аппликации. Знакомство с материалами с помощью наглядного материала и слайдов.

Беседа с родителями на тему «Мелкая моторика и развитие речи».

2

Наблюдения за процессом работы с различными материалами.

Посмотреть на примере использование материалов в аппликации. Заинтересовать детей.

Консультация для родителей «Аппликация как средство развития мелкой моторики ребёнка»

3

Беседа «Новинки из мусорной корзинки»

Продолжать знакомство с нетрадиционными материалами в аппликации. Показать на слайдах готовые работы из них.

Беседа с родителями «Нетрадиционные материалы для аппликации»

4

Рассказ об отличии работы с нетрадиционным материалом от работы с бумагой.

Показать отличие работы с нетрадиционным материалом от работы с бумагой.

Консультация для родителей «Особенности работы с нетрадиционными материалами»

5

Аппликация из манной крупы «Гриб боровик»

Развивать умение работать по трафарету, совершенствовать навык работы с клеем, научить детей работе с крупами.

Памятка для родителей «Рекомендации по работе с нетрадиционными материалами»

6

Аппликация из манной крупы «Осенний лист»

Продолжать развивать умение работать по трафарету, совершенствовать навык работы с клеем, продолжать учить детей работе с крупами.

Практические советы по работе с нетрадиционными материалами.

7

Аппликация из манной и гречневой крупы «Цветок»

Учить комбинировать разные виды круп в одном изображении.

Мастер-класс для родителей «Аппликация из нетрадиционных материалов»

8

Аппликация из трёх видов круп (рис, пшено, гречка) «Осеннее дерево»

Продолжать учить комбинировать разные виды круп в одном изображении.

Консультация для родителей «Навыки умения ребёнка 6-7 лет»

9

Аппликация из манной крупы и шерстяных нитей «Аквариум»

Учить комбинировать в одном изображении разные виды материалов. Показать способы работы с шерстяными нитями. Познакомить с сюжетным изображением.

Памятка «Стихи для мелкой моторики»

10

Аппликация из манной, гречневой крупы и шерстяных нитей «Лес»

Продолжать учить комбинировать крупу и шерстяные нити в одном изображении. Продолжать знакомить с сюжетным изображением.

Индивидуальные беседы с родителями.

11

Аппликация из риса, манки и шерстяных нитей «Лебедь в пруду»

Продолжать учить комбинировать крупу и шерстяные нити в одном изображении. Продолжать знакомить с сюжетным изображением.

Индивидуальные беседы с родителями

12

Аппликация из шерстяных нитей на бархатной бумаге без использования клея «Подводный мир»

Показать свойства бархатной бумаги и способы работы с использованием шерстяных нитей. Учить выкладывать изображение без использования клея.

Выставка детских работ.

13

Аппликация из макарон «Пшеничное поле»

Показать способы применения макарон в аппликации.

Рекомендации родителям по работе с нетрадиционными материалами.

14

Аппликация из макарон «Чайный сервиз»

Научить составлять из разных видов макаронных изделий задуманный предмет.

Консультация для родителей «Правила при работе с ножницами»

15

Аппликация из макарон «Зимние пейзажи»

Продолжать учить использовать в изображении разные виды макаронных изделий.

Индивидуальные беседы с родителями

16

Аппликация из макарон, ниток и манной крупы «Новогодняя красавица»

Продолжать учить сочетать в одном изображении различные материалы.

Выставка детских работ.

17

Аппликация с использованием яичной скорлупы, перловой крупы «Цыплёнок»

Учить способам работы с яичной скорлупой.

Рекомендации для родителей «Аппликация в домашних условиях»

18

Аппликация с использованием яичной скорлупы и макаронных изделий «Зимний лес и его жители»

Учить создавать зимние пейзажи с использованием скорлупы и макарон.

Практические советы по работе с нетрадиционными материалами.

19

Аппликация из яичной скорлупы и шерстяных нитей «Дикие животные»

Продолжать учить сочетать различные материалы.

Выставка детских работ.

20

Аппликация из манки, шишек «Колючий ёж»

Упражнять в работе с трафаретом, упражнять в работе с природным материалом.

Индивидуальные беседы с родителями

21

Аппликация из манки, веточек и шишек «Зимний лес»

Продолжать работу с природным материалом.

Мастер-класс для родителей «Аппликация из нетрадиционных материалов»

22

Аппликация из макарон «Военный транспорт»

Продолжать учить составлять целое изображение, используя макароны разной формы.

Консультация «Роль аппликации в развитии ребёнка»

23

Аппликация из макарон «Коврик»

Продолжать учить составлять изображение на прямоугольном  листе картона, используя макароны разной формы.

Выставка детских работ.

24

Аппликация с использованием крупы и стружки поточенного карандаша «Ёжик»

Показать способы создания изображения из нового материала (стружки). Показать способы крепления данного материала на картоне. Продолжать учить пользоваться трафаретом.

Изготовление совместно с родителями макетов:

«Животные наших лесов»

25

Аппликация из ниток «Букет для мамы»

Продолжать учить работать с трафаретом. Развивать наблюдательность, воображение. Учить с помощью шерстяных нитей разного цвета создавать изображение, похожее на оригинал

Индивидуальные беседы с родителями

26

Аппликация с использованием макарон разного вида и бумажных тарелочек «Красивая тарелка»

Учить симметрично располагать изображение на круглой плоскости. Продолжать учить создавать изображение из макаронных изделий разной формы.

Консультация «Роль аппликации в развитии мелкой моторики рук»

27

Аппликация из ткани «Чайник»

Упражнять в работе с тканью и клеем, развивать конструктивные умения и представления о сочетании цветов, расширять знания о посуде, продолжать учить ориентироваться на плоскости.

Выставка детских работ.

28

Аппликация из ткани готовых форм «Красивая рыбка»

Упражнять в работе с тканью, ориентироваться на плоскости, составлять изображение рыбки из частей.

Изготовление альбомов «Нетрадиционные материалы для аппликации»

29

Аппликация из ткани «Разноцветные кораблики»

Упражнять в работе с тканью и с клеем, развивать конструктивные умения и цветосочетание, расширять представления об окружающем, ориентироваться на листе.

Практические советы по работе с нетрадиционными материалами.

30

Аппликация из ткани готовых форм «Красная Шапочка»

Упражнять детей в аппликации с тканью, ориентироваться на плоскости, составлять изображение человека из частей, развивать тактильное восприятие, глазомер, зрительно-двигательную координацию, моторику рук.

Индивидуальные беседы с родителями

31

Аппликация из шерстяных нитей «Домашние животные»

Продолжать учить работать с трафаретом. Развивать наблюдательность, воображение. Учить с помощью шерстяных нитей разного цвета создавать изображение, похожее на оригинал.

Выставка детских работ.

32

Аппликация из ватного листа «Грибочки для белочки»

Познакомить детей с новым материалом для аппликации и способам действий с ним, развивать тактильное восприятие, упражнять в составлении целого из частей.

Мастер-класс для родителей «Аппликация из нетрадиционных материалов»

33

Аппликация из ватного листа «Теремок»

Продолжать знакомить с разными материалами и техниками, упражнять в составлении целого из частей.

Изготовление альбома «Мои поделки»

34

Аппликация из ватного листа «Разные машины едут по дороге»

Продолжать знакомить с разными материалами и техниками, упражнять в составлении целого из частей.

Презентация альбома «Мои поделки» в группе.

35

Аппликация по желанию детей.

Подведение итогов уходящего года.

Выставка детских работ.

36

Диагностика

  1. Организационно-педагогические условия

  1. Учебный план

Наименование услуги

Возраст

Кол-во часов в неделю

1

Развитие творческих способностей

«Умелые ручки»

5-й год жизни

2

  1. Расписание занятий

День недели

Время

Вторник

15.30-15.50

Среда

15.30-15.50

  1. Календарный учебный график

Тема

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

май

Вводное занятие. Знакомство с материалами. Правила техники безопасности.

8

Работа с крупой

8

Работа с шерстяными нитями

2

6

Комбинирование крупы и нитей;

2

8

Работа с макаронными изделиями;

8

Работа с яичной скорлупой;

8

Работа с природным материалом

8

Комбинирование материалов

8

Работа с тканью;

2

Работа с ватными дисками

6

Диагностика

2

Итого

72 занятия; 36 недель

  1. Программно-методическое обеспечение

Наименование услуги

Наименование программы

На основании какой программы написана

Аппликация из нетрадиционных материалов

Программа по развитию творческих способностей «Умелые ручки»

1. «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова.

2. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа. Программа, конспекты. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003, 160 с., ил

3. Дронова Т. Н. Художественное творчество детей 2-7 лет: Метод. пособие для воспитателей: Просвещение, 2011.-240с. : ил.

4. Занятия изобразительной деятельности Коллективное творчество/под ред. А. А. Грибовской. -М : ТЦ Сфера, 2010.-192с. (Вместе с детьми)

6.        Мониторинг

Называет детали строительного материала

Использует детали с учетом  констр. свойств

Преобразование конструкций

Конструирует по образцу

Конструирует  по собственному  замыслу

Сооружает 5-7 несложных конструкций

Строит до 4  усложненных вариантов  объектов

Обсл. образцы  в последовательности

Складывает  лист пополам

Конструирует игрушки сложением листа

Определяет способ изготовления   при обследовании  образца

Конструирование из природного материала

Средний балл

Уровень

7.        Список литературы

1.Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб. : КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования) .

2.Гусакова М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М. : Просвещение, 2000.

3.Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

4.Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.

Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).

5.Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009.- 160 стр. + 16 с цв.вкл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка творческой деятельности «Умелые ручки»

Дополнительная образовательная программакружка творческой деятельности«Умелые ручки»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник «Умелые ручки»»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник &la...

«Приобщение детей к ручному труду и развитие творческих способностей» к кружку «Умелые ручки»

Развивать познавательные, конструктивные, творческие способности в процессе деятельности с различными материалами....

Программа кружка по развитию творческих способностей детей «Умелые ручки»

Цель программы: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповто...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 3-4 лет «Умелые ручки»

Программа «Умелые ручки» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств ...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по проведению занятий и развитию творческих способностей «Очумелые ручки»

Программа направлена на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей. Выполняя поделки и сувениры из бисера (бусин), дети развивают художественный и эстетический вкус. Они учатся пра...