Мастер-класс для педагогов«Пластилинография, как одно из направлений работы с дошкольниками, способствующее развитию тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук»
презентация к уроку по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Демкова Наталья Дмитриевна

Все мы знаем, делать что-то своими руками всегда приятно и интересно. Сколько радости получает ребенок, когда с помощью его рук на обычном листе картона расцветают сказочные цветы, оживают насекомые, звери и птицы.

Заставить пальчики слушаться, укрепить мышцы кистей рук помогают такое интересное занятие, как пластилинография. Она дают детям неограниченные возможности для творчества, способствуют развитию тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук, которая стимулирует развитие интеллектуальных способностей ребенка в целом.

Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства.

Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, «графия» - создавать, изображать.

 

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру.Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов - увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют:

- Развитию тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук, посредством овладения техникой пластилиновой живописи

- развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление,

- развитию воображения, творческих способностей;

- развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей;

 

-развитию самостоятельности, произвольности поведения;

Добиться этих целей можно решая следующие задачи:

• Развивать и укреплять мышцы руки.

• Обучать элементарным трудовым навыкам.

• Развивать детское изобразительное творчество.

• Развивать у детей навыки работы с пластилином.

• Развивать эстетическое, композиционное, пространственное восприятие.

• Формировать сенсорные навыки.

• Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, умение доводить начатое дело до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего дошкольного возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином такие как: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приемов:

выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой.

Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего дошкольного возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином такие как: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приемов:

выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой.

Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».

В нашем детском саду ознакомление дошкольников с нетрадиционной техникой изобразительного искусства – пластилинографией – построено с учетом возрастных, физиологических, психических и познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Во время непрерывной образовательной деятельности, используем игровые мотивации (это путешествие, превращения, встреча с героями и т. д., используем музыкальное сопровождение (так как музыка способствует положительному настрою детей, повышает работоспособность, используется художественное слово (оно способствует созданию детьми ярких, неповторимых образов, обогащает словарь детей, вызывает желание отразить свои впечатления в собственной художественно – продуктивной деятельности, используем физкультминутки, игры и упражнения на развитие тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук, все это пДля пластилинографии потребуется совсем немного материала:

• Разноцветный пластилин;

• Белый или глянцевый цветной картон;

• Стеки;

• Салфетки

• Шаблоны

Материалы недорогие и доступные, а изготовленные сувениры из них принесут много радости детям, потому что сделаны своими руками. Поэтому после занятий лепкой, дети становятся добрее, умнее и более общительными.

Представление ребенка о качестве своего рисунка не всегда соответствует тому, что он ожидал. А пластилинография – необычный способ изображения – позволяет практически сразу получать «рисунок» высокого качества и художественной привлекательности, а помогают в этом шаблоны тех фигур, которые хотим изобразить.

Виды пластилинографии:

1. Прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной

поверхности.

2. Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с

обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).

3. Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с

использованием «жгутиков».

4. Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной оверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

5. Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на

горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пластилинография2.11 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Согласованность работы рук и развития психических процессов

Слайд 4

Место пластилинографии в образовательном процессе детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И РАЗВИТИЯ ТОНКИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК»

Данный материал содержит информацию о том, как важно развивать мелкую моторику и о влиянии мелкой моторики на развитие речи...

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И РАЗВИТИЯ ТОНКИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК

     Речь и мышление человека находятся в тесной связи с развитием руки. Ребенок, владеющий четко координированными движениями, с высоким уровнем развития мелкой моторики, облада...

Консультация для воспитателей "Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев кисти рук"

Консультация для воспитателей "Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных   движений пальцев и кисти рук"...

сообщение из опыта работы "Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей. Пальчиковые игры"

О взвимосвязи речевого развития и моторики. Игры для развития моторики с речевым сопровождением.....

Мастер-класс для педагогов "Развитие тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук с использованием нестандартного оборудования"

Мастер-класс для педагогов "Развитие тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук с использованием нестандартного оборудования"...