«Мир под рукой»: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей с речевыми нарушениями (из опыта работы)
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Сумарокова Галина Александровна

виды работ по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_po_rukoy.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Мир по рукой»: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей с речевыми нарушениями (из опыта работы)

При некоторых речевых нарушениях у детей можно отметить выраженную в разной степени общую моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путем совершенствования точных движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи.

В  систему  игр  включены  игровая  пальчиковая  гимнастика,  пальчиковый  театр, разные  виды  штриховок,  раскрашивание,  графическое  письмо,  нанизывание  бус,  мозаика,  пазлы,  деревянные палочки, массажные мячики, работа  с  трафаретами, шнуровка,  выкладывание  предметов  из  счётных  палочек, материал для крупотерапии, для пластилинографии. 

Особое внимание уделяем играм с пальчиками, которые сопровождаются небольшим стихотворным текстом.

Для развития мелкой моторики применяю самомассаж кистей и пальцев, используя для этого «сухой бассейн».

Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными.

Усвоение букв пройдет быстро и эффективно, если ребенок будет их запоминать в процессе занимательных упражнений. Например, дети рисуют пальчиком в манке буквы русского алфавита, выкладывают их из фасоли, ракушек и т.п.

Опыт работы показал, что использование крупотерапии дает положительные результаты:

- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедической нод;

- обучающиеся чувствуют себя более успешными;

- на нод нет места монотонности и скуке.

Применение массажера Су-джок.

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Шариком ребенку воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка.

1. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика – уникальное средство для развития речи ребенка. Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки.

Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.

При работе с определённым звуком во время массажа, проговаривается соответствующее этому звуку стихотворение. И помимо воздействия на зоны соответствия и массажного эффекта, влияющего на развитие мелкой моторики, которые в совокупности стимулируют речевое развитие, происходит автоматизация поставленного звука в речи.

Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука

2. Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично проводим упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

При использовании Су – Джок шаров для развития памяти и внимания дети выполняют такие инструкции: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

3. При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

4. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.

5. Использование шариков для слогового анализа слов.

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Это лишь некоторые примеры использования су–джок массажера в нашей работе.

Применение су-джок массажёров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)

1.  Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

2.  На опушке - большое дерево. Вот его ствол. Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.

3. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые. Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой - шляпку. Положение рук менять; то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков много).

Язык сначала мягко присосать к твердому нёбу, затем напряженно (гриб растет).

  1. У других грибов ножки тонкие.

Язык двигать вверх-вниз.

2. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды - яблоки.

Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы

поднять вверх.

Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.

3. Яблоки кислые. Махнуть рукой «эх». Сморщиться и слегка высунуть язык.

4. Яблоки соберем в корзины. Пальцы рук переплести «корзинкой». Скругленные концы языка загнуть «чашечкой».

5. Дома сварим из яблок варенье.

Большой палец правой руки поднять кверху - жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения.

Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и

убрать назад.

8. Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Самомассаж подушечек пальцев зубными щетками

На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки одного пальца

Правая рука:

Вылезли на кочке

(мизинец)

Мелкие грибочки:

(безымянный палец)

Грузди и свинушки,

(средний палец)

Рыжики, волнушки.

(указательный палец)

Даже маленький пенек

(большой палец) Левая рука:

Удивленья скрыть не мог. (растирают большой палец)

Выросли опята, (указательный палец)

Скользкие маслята, (средний палец)

Бледные поганки, (безымянный палец)

Встали на полянке, (мизинец)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И РАЗВИТИЯ ТОНКИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК»

Данный материал содержит информацию о том, как важно развивать мелкую моторику и о влиянии мелкой моторики на развитие речи...

сообщение из опыта работы "Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей. Пальчиковые игры"

О взвимосвязи речевого развития и моторики. Игры для развития моторики с речевым сопровождением.....

Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей

Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и дви...

Консультация для педагогов.«Взаимосвязь развития речи и развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей»

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Уровень развития движений  и действий обуславливает  уровень физического и психического развития ребенка. Развитие речи не...

Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей

Задачи:Развитие хватанияРазвитие согласованных движений обеих рукРазвитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рукФормирование ручных умений: расстёгивание и застёгивание липучек, кно...