Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей
консультация

Федотова О.А.

Материал для родителей и воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_avgust.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей 

 

 

Исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности так называемой мелкой моторики пальцев рук.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе на занятиях.

Таким образом возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Вот почему педагогам важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики. Например, в 3 года неправильно требовать от ребенка быстрого застегивания кнопок и молний или подробного рисунка человека. Но в 4,5 года большинство детей уже справляются с застегиванием бантика, шнурованием ботинок и способны нарисовать человека из семи частей тела. В 2,5 года малыш строит дом из 5 кубиков,а через полгода уже может поставить 10 кубиков один на другой. Тогда же он начинает разрезать ножницами веревку, бумагу, но аккуратное вырезание становится доступно только через год.

Для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки можно дать следующие рекомендации.

  • Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет доставлять удовольствие.
  • Выполнение упражнений должно быть регулярным.
  • Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
  • Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность, включать игры в другие развивающие занятия.
  • Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
  • Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.
  • Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.
  • Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Их можно проводить как во время занятий, так и в повседневной деятельности детей в детском саду. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизирует моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Развивая мелкие дифференцированные движения рук, мы способствуем также лучшему речевому развитию.

Предлагаю некоторые игры и упражнения по развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук .

Упражнения можно использовать в течение всего занятия:

  • во время игр со словами и со звуками для многократности их повторения;
  • в качестве дополнительной паузы, наряду с физкультурной минуткой, для снятия усталости и стабилизации внимания.

Каждое новое упражнение должно быть отработано, доведено до совершенства под контролем взрослого. Только тогда ребенок сможет поиграть самостоятельно, обнародовать свой успех и предложить кому-нибудь помощь для усвоения этого упражнения.

 

Пальчики здороваются 

 

«Пусть пальчики поздороваются!» - на счет «1, 2, 3, 4, 5» соединяются сначала большие пальцы обеих рук, затем указательные и т.д.

 

Палец-пальчик 

 

Со словами «палец-палец-пальчик» каждый палец руки, начиная с указательного, поочередно присоединяется к большому пальцу.

 

Замочек 

 

«Щелк!» - ладони вместе. «Щелк!» - пальцы соединяются в «замок».

Замкнуть и разомкнуть «замок» несколько раз.

Зайчик на опушке 

 

Вытянуть вверх указательные и средние пальцы, остальные загнуть. Руки можно поднять к голове. «Зайчик на опушке», пальцы двигаются вперед-назад.

«Ушки на макушке», - пальцы сжимаются в кулачки и разжимаются.

 

 

Цветочки распускаются 

 

Ладошки лежат на столе, пальцы вместе. «Как на лугу распускаются цветочки?» - пальцы врозь. «Теперь цветочки закрываются», - пальцы вместе. На счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.

«А на деревьях как цветочки распускаются?» - поднять обе руки ладошками к себе, широко расставив пальцы.

 

В русском фольклоре немало образцов частушек, потешек, прибауток, приговорок, способствующих развитию движений рук и пальчиков. Это «Сорока – белобока», «Идет коза рогатая», «Гуси – гуси», «Ладушки» и др.

 

Детям старшего дошкольного возраста для развития ручной умелости можно предложить игры по Е.С.Большаковой «Формирование мелкой моторики рук».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК И РЕЧИ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь – критерий психического развития ребёнка. Важной предпосылкой овладения речью ребёнком является развитие у него общей и мелкой (тонкой) моторики.

Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на развитие функций высшей нервной деятельности, особенно на развитие речи, показали направленность развивающей работы:

от движения к мышлению, а не наоборот.

В чём же заключается связь движений пальцев и речи? 

 

  Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией.

   Примерно таков же ход развития речи  ребёнка, сначала развиваются движения пальцев рук, когда они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.    Развитие движений пальцев, как бы подготавливает почву для формирования речи.

   Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

   В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

   Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.

   Ребенок задерживает дыхание, пока безотрывно пишет букву, слог, даже слово.    Естественно, чем длиннее слог, а тем более слово, тем дольше задержка дыхания, отрицательно сказывающееся на функциональном состоянии организма.    Навыки письма вообще формируются позже умения читать или считать.    Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук).    Буквы у таких детей пляшут вкривь и вкось – лезут за строку, падают на бок.    Пишут такие дети очень медленно, заметен тремор при письме, дополнительные штрихи, неправильные соединения.

   Почерк ухудшается даже при незначительном увеличении скорости письма.

Что делать в этом случае?

 

 

 

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СОСТОЯНИЯ

РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТОНКИХ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. пальчиковые игры
  3. Лепка, рисование, ручной труд, конструирование, оригами.
  4. Дидактические игры
  5. Пальчиковый театр, театр перчаточных кукол, театр теней

 

ЦЕЛЬ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ, ПАЛЬЧИКОВЫХ, ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

  • Увеличение подвижности пальцев
  • Развитие силы и гибкости пальцев
  • Улучшение почерка
  • Снижение физической усталости, морального напряжения во время урока
  • Массаж  активных точек на пальцах и ладонях

 

ПРАВИЛА  ВЫПОЛНЕНИЯ  ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ 

  • Пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно.
  • После каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы

(например, потрясти кистями рук)

  • Рекомендуем родителям выделить для занятий полчаса в ежедневном распорядке.
  • Можно предложить ребёнку интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную координацию.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 

Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного мышления, математических, творческих способностей детей, общему речевому развитию.

Конечно, поможет штриховка, обводка трафаретов, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку.

Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку ("Одна клетка вправо, две вниз и т.д."). Можно придумать рисунок самим или взять образец для вязания, вышивания. В ходе тренировок дрожащие линии постепенно превратятся в четкие и уверенные.

           Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок, складывание узоров из мозаики или других мелких предметов - спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание крупы.

 

 

 

Игры с предметами домашнего обихода. 

Для их проведения не требуются каких - то специальных игрушек, пособий и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.

Например: бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги.

Зеркальное рисование одновременно обеими руками.

Упражнения с карандашом для обеих рук, при условии систематического их  выполнения, помогут пробудить ещё «дремлющие» клетки головного мозга и облегчат обучение ребёнка по всем школьным предметам.

  • Не торопите ребёнка. Начальный этап обучения у этих детей может быть затянут, но спешить не следует – ничего, кроме вреда от спешки не будет.
  • Не забывайте хвалить вашего малыша  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И РАЗВИТИЯ ТОНКИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК»

Данный материал содержит информацию о том, как важно развивать мелкую моторику и о влиянии мелкой моторики на развитие речи...

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И РАЗВИТИЯ ТОНКИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК

     Речь и мышление человека находятся в тесной связи с развитием руки. Ребенок, владеющий четко координированными движениями, с высоким уровнем развития мелкой моторики, облада...

сообщение из опыта работы "Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей. Пальчиковые игры"

О взвимосвязи речевого развития и моторики. Игры для развития моторики с речевым сопровождением.....

Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей

Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и дви...

Консультация для педагогов.«Взаимосвязь развития речи и развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей»

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Уровень развития движений  и действий обуславливает  уровень физического и психического развития ребенка. Развитие речи не...

Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей

Задачи:Развитие хватанияРазвитие согласованных движений обеих рукРазвитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рукФормирование ручных умений: расстёгивание и застёгивание липучек, кно...