Опыт работы " Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста"
проект по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Поярко Елена Георгиевна

Тема работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики  детей старшего дошкольного возраста», выбрана не случайно. Сенсомоторное развитие дошкольника это  развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форма, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника.  Таким образом, развитие сенсомоторики имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

Известно, что продуктивные виды детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда) способствуют развитию сенсомоторики.

Лепка — любимое занятие не только детей, но и многих взрослых. Глина и пластилин, которые традиционно используются в дошкольной образовательной организации, не единственные материалы. В качестве материала для занятий лепкой можно использовать соленое тесто, которое обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки, это экологически чистый, не аллергенный материал. Тесто — универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и долго сохранять полученные изделия.

Техника тестопластики интересна и многообразна. Прежде всего, это искусство, призванное дарить людям радость. Лепка из теста способствует лучшему освоению пространства, дошкольники с успехом передают движение в осязаемом объеме. На занятиях тестопластикой ребята знакомятся с технологическими возможностями теста; у них формируется художественно-творческая активность, художественные знания и умения, навыки; развивается восприятие, мышление, воображение, фантазия, способности к творческому анализу и синтезу, создается позитивный, эмоциональный климат, а так же развивается мелкая моторика.

Я считаю, что тестопластика являются эффективным средством развития сенсомоторики детей дошкольного возраста, что и обусловило выбор темы работы.

Цель работы – изучение приемов и форм работы по развитию сенсомоторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из теста.

Задачи исследования:

  • изучить литературу по данной проблеме;
  • определить возможности развития сенсомотрики детей дошкольного возраста средствами тестопластики.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования на практике  методических разработок воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

Ведущая педагогическая идея опыта работы  заключается в создании педагогических условий для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста  посредством использования технологии тестопластики.

Задачи опыта работы:

  • выявить состояние сенсомоторики у детей старшей  группы;
  • разработать  и апробировать серию непосредственной образовательной деятельности с использованием технологии тестопластики для детей старшего дошкольного возраста;
  • выявить результативность проведенной работы;
  • составить методические рекомендации воспитателям по использованию технологии тестопластики как средства развития сенсомоторики дошкольников.

Ожидаемые результаты:

1.Дети проявляют интерес к лепке из соленого теста, развивается восприятие, память, внимание, воображение.

2.Кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыкам письма.

Длительность  работы  над  опытом. Работа над опытом охватывает период с  2013  по 2015  годы.

 2013-2014 г.г. – выявление проблемы, возникновение идеи опыта, определение цели, постановка задач, выбор методов и средств их решения;

2014-2015 г.г. – становление опыта, реализация и  оценка результатов.

На подготовительном этапе работы изучила психолого-педагогическую литературу по проблеме, пришла к  выводу, что тестопластика  это лепка декоративных изделий из соленого теста, материала, состоящего из натуральных компонентов: соли, муки и воды. Этот материал очень эластичный, приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.

Интерес к тесту как материалу для поделок возник сравнительно недавно, лет пятнадцать назад. В последние годы стала появляться методическая литература, различные рекомендации в помощь всем, кто работает с детьми.

Так, серия творческих занятий была разработана И.А. Лыковой. Автор предлагает лепить с детьми из соленого теста как отдельные фигурки, так и сюжетные композиции, рельефные картины. И.А. Лыкова дает обоснование подхода к детскому творчеству, описывает условную динамику освоения лепки детьми дошкольного возраста, приводит систему способов и приемов лепки [7].

Знакомить дошкольников с соленым тестом начиная с раннего возраста советует Г. Одинокова [11, с. 63]. Автор разработала серию игр с этим материалом, которые обогащают сенсорный опыт ребенка, активизируют мелкую моторику рук, способствуют развитию воображения, памяти, внимания и могут стать мощным стимулом для интеллектуального развития ребенка, стимулируют и активную речь малыша.

Опытом лепки с детьми из соленого теста делится Н.В. Киселева [5, с. 37]. Она считает, что тестопластика  увлекательное и полезное занятие. Лепка из соленого теста развивает у ребенка фантазию и творчество.  Е.Б. Танникова [12, с. 66] подчеркивает, что работа в этой технике способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера, чувства ритма и такта, художественного вкуса, а также вызывает интерес к народному творчеству, национальным художественным промыслам.

Рассказывая о работе кружка «Ловкие ладошки», М.Ф. Хафизова пишет: «В процессе лепки у детей формируется стремление к творчеству, развиваются фантазия, пространственное мышление, мелкая моторика, умение планировать, занятия приносят массу положительных эмоций» [14, с. 19].

Все авторы единодушны в одном: считают лепку из соленого теста интересным и полезным занятием.

Практика работы с детьми свидетельствует, что тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки дети  изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластичными материалами. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Следовательно, в процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. Кроме того, занятия тестопластикой способствуют развитию речи детей. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

Во время работы с соленым тестом ребенок испытывает наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Лепка из соленого теста не только чрезвычайно увлекательна, но и полезна: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.

В ходе основного этапа работы была запланирована и проведена диагностика состояния сенсомоторики у детей старшей  возрастной  группы, которая осуществлялась в 2014-2015 учебном году (октябрь). Для выявления уровня сформированности сенсомоторного развития детей (20 человек) использовала тестовые задания Н.В Гатановой, Е.Г. Туниной [2].

Диагностика проводилась в индивидуальной форме. Детям предложила выполнить следующие задания:

  1. Части рисунков (восприятие формы).
  2. Темный силуэт и цветные картинки (восприятие цвета).
  3. Наложенный контур (восприятие формы).
  4. Сериация (восприятие размера).
  5. Геометрический орнамент (восприятие фигур).
  6. Клетчатый рисунок (восприятие пространства,  координация глаз и руки).
  7. Колодец из счетных палочек (развитие мелкой моторики).
  8. Обведи по точкам (развитие мелкой моторики) (приложение 1).

При обследовании учитывали отношение ребёнка к речевой инструкции, признаки утомляемости. Оценка уровня сформированности сенсомоторики проводилась по следующим показателям:

  • умение восстанавливать образ предмета по фрагменту; узнавать объект независимо от цвета; понимать соразмерность геометрических орнаментов;
  • управление пальцами рук; развитие координации и синхронизации движений мелких мышц обеих рук.

Со всеми детьми, принимавшими участие в обследовании, легко установили контакт, который наблюдали на протяжении всего времени диагностирования. 

По итоговым результатам оценки выполнения заданий каждый ребёнок был  отнесен к одному из трех уровней развития сенсомоторики: высокому, среднему, низкому. Результаты обследования оформила в таблице №1.

Таблица № 1

Результаты обследования состояния сенсомоторики у детей старшей  группы

 

Имя ребенка

процент

Уровень сформированности сенсомоторики

 
 

Марина Г., Наташа П., Сергей Д., Оля П.

20%

ВЫСОКИЙ

 

Андрей Т., Матвей Т., Алина Н., Света О., Милана К., Илья П., Маша Р., Витя К., Арина С., Вера П., Слава Д.

55%

СРЕДНИЙ

 

Рената У., Андрей П., Сева Г., Илья К., Тимофей П.,

25%

НИЗКИЙ

 

 

Количественный анализ результатов обследования показал, что у 20% детей  выявлен высокий уровень сформированности сенсомоторики, у  55% средний уровень сформированности сенсомоторики.  Низкий уровень выявлен  у 25% детей исследуемой группы.

Результаты диагностики указывали на необходимость развития  сенсомоторики у детей старшей возрастной группы.

Развивать сенсомоторику  необходимо систематично, последовательно и целенаправленно, поэтому мною была продумана система работы с использованием технологии тестопластики.

Основной организационной формой работы по развитию сенсомоторики детей экспериментальной группы были специальные занятия кружка тестопластики «Страна Тестопландия»  (планирование и содержание отдельных занятий представлено в приложении, приложение 2, 3).  Занятия проводила во второй половине дня, и длились  они 30-35 минут.

I этап (начальный) — «Путешествие в страну Тестопландию» (старшая группа).

Цель: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей, развитие сенсомотрики.

Задачи: заинтересовать и раскрепостить детей, побороть страх перед новым материалом; познакомить с особенностями лепки из соленого теста.

II    этап (промежуточный) — «Увлекательная тестопластика» (старшая  группа).

Цель: приобретение детьми творческого опыта в изготовление изделий из соленого теста, развитие сенсомоторики.

Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки.

III    этап (завершающий) — «Мы — фантазеры» (подготовительная группа).

Цель: развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной), вариантностью, гибкостью, подвижностью; развитие сенсомоторики.

Задачи: поощрять активность детей, инициативу и самостоятельность; развивать целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы.

На первом этапе работы провела занятия, на которых   знакомила детей со свойствами и возможностями соленого теста, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями; старалась заинтересовать детей процессом лепки из соленого теста. Дошкольники учились правильно организовывать свое рабочее место. Подражая взрослому, изготавливали конкретные поделки из соленого теста, отрабатывали знакомые и обучались новым способам и приемам лепки. В процессе работы с тестом развивала сенсомоторику детей. Так, часть занятий тестопластикой посвящалась лепке из натурального (неокрашенного) теста. Детей знакомила с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащала сенсорный опыт детей, помогала осознать тесную связь лепки и рисования. 

Таким образом, первые занятия являлись ознакомительными и обучающими. Детей знакомила с предметами и явлениями окружающего мира, которые им предстояло изображать, обучала новым способам и приемам лепки.

На последующих занятиях умения и навыки формировались и закреплялись; побуждала детей выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание лепки. Создаваемый детьми образ постоянно усложнялся и обогащался за счет передачи все большего количества частей, усложнения структуры объекта, передачи деталей и т.п. Таким образом, от  занятия к занятию развивалась самостоятельность детей.

Например,  лепку угощений из сдобного теста «Крямнямчики» начала с чтения сказки-прит­чи В. Кротова «Крямнямчики». Предложила ребятам испечь из сдобного теста угощения для гостей группы, родителей. Показала детям возмож­ные формы кондитерских изделий (пече­нье круглой, квадратной и фигурной фор­мы, например, в виде уточки, буквы, цвет­ка; пряник в форме полусферы - простой и с узором; многослойное пирожное и пр.). Напомнила, что лепить лучше скульптурным способом - из одного кус­ка.

Дети лепили и украшали крямнямчики каждый по-своему. Тем детям, для кото­рых поставленная задача  оказалась сложна, предложила вырезать фигурки формочками для выпечки. Следует отметить, что  тесто по своему составу более теплое, более податливое, чем пластилин и  это очень важно для детских ручек. Работа с тестом захватывала все внимание ребенка, будила воображение, фантазию, а вместе с этим развивала умелость рук. В ходе занятия провела и  пальчиковую игру «Мы спросили нашу печь»,  а затем дети лепили угощения из теста и украшали их.

В ходе работы активизировала освоенные способы леп­ки и приёмы оформления поделок: рас­катывание шара, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечат­ков – всё это развивало  мелкую моторику,  чувство формы, пропор­ций, согласованность в работе обеих рук.

Лепку «Снежный кролик» начала с чтения  одноименного стихотворения О. Высотской.  В процессе беседы пришли к выводу, что дети тоже смогут  смастерить снежного кролика, и, предложили сначала попробовать слепить маленьких кроликов - не из снега, а из солёного теста.

Спросила у детей, как выглядит кролик, и ка­ким способом его лучше слепить. Уточнила и обобщила ответы детей, создавая схема­тический рисунок мелом на доске. Этот схематический рисунок послужил планом лепки. Затем провела пальчиковую гимнастику «Кролики», в ходе которой дети размяли пальчики, потренировались выполнять ими различные движения и подготовили их к лепке.  В процессе лепки помогала ребятам советом, косвенными вопросами, поощряла поиски и на­ходки детей, отмечала оригинальные приёмы в изображении хвостика. Таким образом, в процессе  лепки   дети координировали и синхронизировали движе­ния обеих рук, укрепляли кисти рук, раз­вивали мелкую моторику.

На завершающем этапе  «Мы — фантазеры» создавала условия для развития инициативы и самостоятельности детей. Дети учились переносить свой опыт в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях.

Широко использовала коллективные формы организации детского творчества. Так, например, мы создавали с детьми коллективные композиции. Продумывая темы коллективных занятий, исходили из интересов и возможностей детей. Можно выделить несколько использованных мною  форм организаций таких занятий.

Каждый ребенок лепил какой-то объект (пчелку, бабочку, цветок и т.д.), а затем из этих изображений составлялась рельефная картина: «Цветочная полянка», «Овечки и пастух», «В далеком космосе» и др.

Для создания общей композиции детей объединяла в несколько групп, каждая из которых готовила свои детали будущей композиции. Работу распределяла так, чтобы каждому ребенку было интересно, каждый мог справиться со своей задачей и проявить себя лучшим образом, достичь высокого результата.

Некоторые коллективные композиции создавали в течение нескольких занятий («На дне морском»). Интересными для детей оказались и такие формы создания коллективных композиций, которые предполагали совместную работу с воспитателем.

На коллективных занятиях дети изготавливали художественные панно и макеты, персонажей для кукольного театра, лепили атрибуты для совместных игр (пирожные для угощения кукол, овощи и фрукты для сюжетно-ролевой игры «Магазин») и др.

Так же, мне удалось привлечь внимание родителей к проблеме развития мелкой моторики у детей.  На основе анализа психолого-педагогической литературы были разработаны и проведены групповые консультации на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей», «Техника тестопластика». Родители узнали, что для развития мелкой моторики рекомендуем использовать лепку из глины, пластилина, теста. В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Необходимо использовать мягкий пластилин или глину хорошего качества, и мягкое теплое тесто, так как неокрепшая рука ребенка нуждается в щадящих нагрузках. Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег – лепка снежков, снеговиков. Родителям были даны  конкретные практические рекомендации по работе с тестом (приложение 4). 

На заключительном этапе работы провела повторную диагностику сенсомоторного развития детей экспериментальной группы. По итоговым результатам оценки выполнения заданий каждый ребёнок был  отнесен к одному из трех уровней развития сенсомоторики: высокому, среднему, низкому. Результаты обследования оформила в таблице №2.

Таблица № 2

Результаты повторной диагностики сенсомоторного развития   детей подготовительной  группы

 

Имя ребенка

процент

Уровень сформированности сенсомоторики

 
 

Марина Г., Наташа П., Сергей Д., Оля П., Света О., Милана К., Андрей Т., Слава Д., Арина С., Вера П.,

  55%

ВЫСОКИЙ

 

Матвей Т., Алина Н., Илья П., Маша Р., Витя К., Рената У., Андрей П., Сева Г., Илья К., Тимофей П.

45%

СРЕДНИЙ

 

 

Количественный анализ результатов обследования показал, что у 55% детей  выявлен высокий уровень сформированности сенсомоторики, у  45% средний уровень сформированности сенсомоторики.  Низкий уровень не выявлен. Сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики позволяет сделать вывод об эффективности проведенной работы.  Повторная диагностика  показала, что занятия тестопластикой могут выступать в качестве эффективного средства развития сенсомоторики дошкольников.

На основе анализа психолого-педагогической литературы и проведенной работы были составлены рекомендации для воспитателей по использованию технологии тестопластики как средства развития  сенсомоторики дошкольников (приложение 5).

Таким образом, благодаря  технологии тестопластики, используемой мною в ходе кружковой работы, у детей улучшилось слуховое и зрительное восприятие, состояние мелкой моторики, дети стали усидчивее, внимательнее.  Лепка из соленого теста обеспечивала хорошую тренировку пальцев, способствовала  выработке изолированных движений, развивала точность движений пальцев и кистей рук, зрительное и пространственное восприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к опыту2.39 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация педагогического опыта работы по теме: «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста» Воспитатель: Поярко Елена Георгиевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 муниципального образования Каневской район станица Челбасская 2015 год

Слайд 2

Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. В.А.Сухомлинский Сенсомоторное развитие дошкольника это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форма, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы.

Слайд 3

ТЕСТОПЛАСТИКА - обогащают опыт ощущений и восприятий (сенсорный опыт) ребёнка; - активизируют мелкую моторику рук; координацию и тактильные ощущения рук; - способствуют развитию воображения, памяти, внимания, мышление и могут стать мощным стимулом для интеллектуального развития ребёнка; - способствуют формировании основ мотивационной готовности к школе. Тестопластика это лепка декоративных изделий из соленого теста, материала, состоящего из натуральных компонентов: соли, муки и воды.

Слайд 4

4 ЦЕЛЬ РАБОТЫ – изучение приемов и форм работы по развитию сенсомоторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из теста. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить литературу по данной проблеме; определить возможности развития сенсомотрики детей дошкольного возраста средствами тестопластики.

Слайд 5

5 Этапы работы Подготовительный Основной Заключительный Диагностика, задания: Части рисунков (восприятие формы). Темный силуэт и цветные картинки (восприятие цвета). Наложенный контур (восприятие формы). Сериация (восприятие размера). Геометрический орнамент (восприятие фигур). Клетчатый рисунок (восприятие пространства, координация глаз и руки). Колодец из счетных палочек (развитие мелкой моторики). Обведи по точкам (развитие мелкой моторики) Уровень сенсомоторного развития детей старшей группы Фото диагностика

Слайд 6

6 I этап (начальный) — «Путешествие в страну Тестопландию » (старшая группа) Цель: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей, развитие сенсомотрики. Задачи: заинтересовать и раскрепостить детей, побороть страх перед новым материалом; познакомить с особенностями лепки из соленого теста. II этап (промежуточный) — «Увлекательная тестопластика » (старшая группа) Цель: приобретение детьми творческого опыта в изготовление изделий из соленого теста, развитие сенсомоторики. Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки. III этап (завершающий) — «Мы — фантазеры» (подготовительная группа) Цель: развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной), вариантностью, гибкостью, подвижностью; развитие сенсомоторики. Задачи: поощрять активность детей, инициативу и самостоятельность; развивать целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы.

Слайд 7

7

Слайд 8

Лепка угощений из сдобного теста « Крямнямчики » Лепка из солёного теста «Снежный кролик » Фото

Слайд 9

Завершающий этап «Мы — фантазеры», фото с занятий

Слайд 10

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ГРУППОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ: Развитие мелкой моторики рук у детей Техника тестопластика Работа с родителями, фото

Слайд 11

Тесто - универсальный материал, который позволяет воплотить самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранить полученный результат. Работа с ним доставляет детям радость и удовольствие. Они с увлечением лепят фигурки животных, медальоны, сувениры и игрушки. Поделки из соленого теста дети охотно используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Детские работы украшают интерьер детского сада. Лепка это возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться . В ходе лепки пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи, мышления, восприятия, а творческое создание привлекательного изделия закладывает фундамент самостоятельности и креативности личности. Ничто так не развивает сенсомоторику , как лепка . ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ИЗДЕЛИЕМ В ТЕХНИКЕ ТЕСТОПЛАСТИКИ Приготовление теста. Работа с тестом. Способы сушки изделий. Воздушная сушка. Комбинированная сушка. Раскрашивание готовых изделий. Лакировка изделий. Украшение декоративными элементами.

Слайд 12

Спасибо за внимание!! ! 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Использование природного материала в трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Рассматриваются вопросы использования природного материала в трудовой деятельности старших дошкольников...

Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

От правильной связной речи зависит будущее каждого ребенка – его дальнейшая жизнь и профессиональная деятельность....

Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Хорошо сформированная речь – это искусство, которому следует учиться не один год. От правильной связной речи зависит будущее каждого ребенка – его дальнейшая жизнь и профессиональная деяте...

МАСТЕР–КЛАСС «Использование технологии «Синквейн» для развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...

Мастер класс для педагогов использование технологии синквейн для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике технологию синквейн для речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Статья помогает познакомиться с применением технологии "Триз" на занятиях и в свободной деятельности у детей старшей группы....