Конспект образовательной деятельности по лепке на тему «Матрешка» Старшая группа.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Ищенко Наталья Николаевна

Программное содержание: Познакомить с русской народной игрушкой – матрешкой, с процессом ее изготовления; учить лепить пластическим способом, использовать в работе приемы оттягивания и сглаживания; упражнять в работе со стекой; добиваться передачи выразительности образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matryoshka.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по лепке на тему «Матрешка» Старшая группа.

Программное содержание: Познакомить с русской народной игрушкой – матрешкой, с процессом ее изготовления; учить лепить пластическим способом, использовать в работе приемы оттягивания и сглаживания; упражнять в работе со стекой; добиваться передачи выразительности образа.

Материал: Изображения разных видов матрешки, цветной пластилин, стеки, матрешки (шаблоны) на каждого ребенка.

Ход занятия:

Ребята посмотрите, кто сегодня к нам в гости заглянул. Демонстрация игрушки – матрешка. Ребята, а как зовут нашу гостью?

Ответы детейматрешка.

-Правильно, а назвали ее так русские мастера, первыми изготовили игрушку. В то время на Руси самым распространённым женским именем было – МатренаМатрешка - это русский сувенир, ее знают во всем мире, она есть в каждом городе, в каждом поселке. Это особенная игрушка, она символизирует большую русскую семью, в каждой большой есть маленькая, она легко разбирается, расписана она – яркими красками, «одета» она в пестрый сарафан и платок, а на лице блестят глазки и розовеют щечки. Только вот другие сестры не одеты так ярко. Ребята давайте поможем ей «нарядить»ее сестер.

 Дети: Да.

Садитесь за столы, а я вам покажу, как нужно «раскрашивать» матрешку пластилином. Каждому ребенку выдается шаблон куклы (матрешки). Воспитатель показывает пример украшения. Каждый ребенок украшает шаблон, так как ему нравится. Воспитатель по ходу занятия помогает ребятам.

Ну, что покажите в какие наряды вы одели своих матрешек. Дети показывают. А теперь давайте отдохнем немножко.

Физ. минутка«На горе мы видим дом»

На горе мы видим дом,

Много зелени кругом,

(хлопок, кулачок)

Вот деревья, вот кусты,

Вот душистые цветы.

Окружает всё забор,

За забором - чистый двор.

(поочерёдно загибаем пальчики)

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

(хлопок, кулачок)

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

(поочерёдно загибать пальчики)

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка – Москва.

(сгибать, разгибать пальчики)

            Конспект занятия «Русская матрешка»

Ребята, какие вы у меня красивые и румяные, как вот эти матрёшки! А кто такие матрёшкиМатрёшка, это русская игрушка. От русского имени Матрёна. Давным – давно у русских людей были умельцы – мастера, которые сами делали своим детям и детям соседским простых кукол из дерева. Затем этих кукол раскрашивали так, что они были похожи на русских красивых девушек, ярко накрашены, в ярких платочках, в ярких сарафанах, с яркими передничками (фартучками).

1) Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к нам пришли матрёшки

Ложки деревянные

Матрёшечки румяные.

Дети, а вы знаете какой у матрёшки есть секрет? Она открывается. А в ней матрёшка поменьше. А в следующей тоже, ещё поменьше. И так до самой малюсенькой. Вот их сколько. И все разные, разноцветные, щёчки румяные.

2) Матрёшка на окошке

Под ярким сарафаном

И вся семья в матрёшке

Как в доме деревянном.

Дети рассмотрите матрёшечек, потрогайте их, какие они красивые, яркие. Дерево материал приятный, тёплый. А давайте выучим про матрёшечек песенку:

Мы веселые матрёшки

3) Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке

А которая осталась

Больше всех перепугалась.

Выучили песенку.

Ребята, а давайте своим мамам сделаем подарки –

Нарисуем им матрёшечек, каждый нарисует свою. Яркую, красивую. Все разными цветами.

Приступаем к рисованию.

Потом рассматриваем, какие у нас получились разные матрёшки. В конце предлагаю потанцевать с матрёшечками под русскую народную музыку.

Тема«Русская матрешка»

Цель занятия: Привитие у детей интереса к декоративно -прикладному искусству, через знакомство с народной игрушкой матрешкой.

Задачи занятия:

1. Познакомить детей с матрешкой, как видом народной игрушки;

2. Развивать умение у детей составлять узоры и украшать матрешку;

3. Познакомить детей с мозайчатой лепкой;

4. Воспитывать желание работать коллективно;

5. Вызывать у детей чувство радости от красивойподелки.

Методы и приемы: Демонстрационный, словесный метод отщипывание маленького кусочка пластилина - небольшие шарики, скатывать и прикладывать их к рисунку.

Оборудование: Иллюстрация с изображением матрёшки, образец матрёшки из дерева, клеенки, салфетки бумажные, пластилин, шаблон матрешки.

Организационный момент (2 мин)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Я на Ярмарке была,

Сундучок вам принесла.

Сундучок он не простой

И товар в нем расписной.

Воспитатель показывает сундучок детям.

Воспитатель: Что-же в этом сундучке?

Ответы Детей.

Воспитатель открывает сундучок, а в нем загадка.

Воспитатель: Ой, сундучок не открывается. Тут, какая та бумажка? Сундучок нам предлагает отгадать загадку, тогда он нам покажет отгадку.

Воспитатель читает загадку

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука.

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может — три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русскаяМатрешка.

Ответы детей.

После отгадки загадки. Воспитатель достает матрешку и хвалит детей, дает потрогать игрушку.

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы себе такую игрушку?

Ответы детей.

Воспитатель: Но, к сожалению, на ярмарке было много народу и все матрёшки закончились. Но мы с вами можем, отправится на фабрику народных умельцев, где изготавливают матрешек. Вы хотите?

Ответы детей.

Во время динамической паузы воспитатель переодевается в мастера.

Динамическая пауза:«Паровоз букашка»

Воспитатель предлагает сесть в поезд, и мы отправляемся на фабрику по изготовлению матрешек. Дети делают 2 круга и останавливаются на остановке «Фабрика матрешек»

Мастерица: Здравствуйте ребята.

Ответы детей.

Мастерица: Сегодня мы с вами познакомимся с этапами, как изготовлению матрешек.

1. ЭтапМатрёшек изготавливают в мастерской по дереву.

2. Этап: А, какое дерево для этого используют? (Берёза) Мастер выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.

3. Этап: Следующим этапом является столярная мастерская, где мастер из чурки готовит первоначальную форму- болванку. Затем ей шлифуют, чтобы она была гладкой.

4. Этап: В художественной мастерской художники наносят рисунок и обводят контур узора.

5. Этап: И вот тогда художник начинает расписывать матрешек;

6. Этап: Когда краска высохла, её покрывают лаком

И после всего этих матрешек везут на ярмарку.

Мастерица: Посмотрите на матрешку, какая у неё одежда.

Матрешка одета в русский традиционный костюмв сарафан и передник, на голове платок.

Мастерица: А какие узоры вы видите на одежде матрешки?

Ответы детей

Мастерица: Мы узнали с вами, как изготавливают матрешку. В чем она одета и какие узоры у неё на передники и на платке. Вам понравилась экскурсия по фабрике, где изготавливают матрешек?

Ответы детей.

Продуктивная деятельность:

Мастерица: Ну, а сейчас мы с вами, как настоящие мастера начнем изготавливать матрешку, присаживайтесь за столы. Перед тем как, мастера начинают изготавливать, они перед работой разминают пальчики, и мы с вами сейчас сделаем гимнастику для наших пальчиков. Спинки выпрямите, расправьте плечики, ножки поставьте вместе. Для изготовления матрешки у нас есть на столах шаблон и пластилин. Вот ребята посмотрите, что у нас должно получиться.

Пальчиковая гимнастика «Замочек».

На дверях висит замок.

(Пальцы в замочек, слегка покачивать)

Кто его открыть бы смог?

("замочком" вперед-назад)

Мы замочком повертели,

(Повертеть "замочком")

Мы замочком покрутили

(Пальцы остаются сомкнуты,

а ладошки трутся друг о друга.)

Мы замочком постучали,

(Пальцы сомкнуты, а ладошки

стучат друг о друга.)

Постучали, и открыли!

(Показать ладошки.)

Мастерица: Размяли пальчики?

Ответы детей.

Мастерица: Теперь приступаем к работе.

После окончание работы воспитатель хвалит детей.

Мастерица: Какая у вас получились красивая матрешка. Мастерица читает стихотворение.

Наша русская матрешка,

Не стареет сотню лет!

В красоте, в таланте русском,

Весь находится секрет.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

Мастерица: Ну а теперь ребята возвращайтесь в свою группу к воспитателю.

Рефлексия:

Воспитатель: Какие вы молодцы! И какие у вас матрешки красивые красочные веселые, нарядные. А что-же вы узнали, нового о матрешках расскажите мне.

Дети рассказывают.

В завершении занятия готовую работу детей помещаем на выставку. Воспитатель благодарит детей.

Воспитатель: Мастерица передала мне, что в матрешке спрятан какой сюрприз. Давайте посмотрим.

Воспитатель отдает детям подарки