проект занятия "Сказочная гжель"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Гамзина Юлия Александровна

Сценарий  занятия - проекта «Сказочная гжель»

1 этап (подготовительный)

1.      Разработка   цикла  мероприятий по теме проекта.

2.      Определяем продукт проекта – лэпбук (интерактивная книга)

3.      Подбор художественной и познавательной литературы.

4.      Подготовка наглядного материала: посуда и др. изделия с гжельской росписью, иллюстрации гжельских предметов, образцы элементов росписи.

5.      Подготовка   учебно-методического   пособия: альбомы для детского художественного творчества «Гжельская роспись», «Учимся рисовать», «Гжель», «Сказочная Гжель», альбомы для аппликаций «Вырежи и наклей»,

6.      технологические карты по декоративному рисованию «Гжельская роза» (последовательность изображения гжельской розы), «таблицы с готовыми узорами: «Гжельская роспись круглых силуэтов изделий», «Растительные узоры в гжельской росписи», «Гжельская роспись на силуэтах посуды», книжки-раскраски с подсказкой «Голубая Гжель».

7.      Изготовление   дидактических игр: «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Лото», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор», «Найди пару

8.      Планируется совместная деятельность   с детьми и родителями, прогнозируются результаты.                                                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_luchshiy_urok_10.10.17.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Октябрьский детский сад «Сказка»

Проект занятия

 «Гжельская роспись».

Выполнила: Гамзина Юлия Александровна

Преподаватель   I квалификационной категории

«Октябрьский детский сад «Сказка»

с. Октябрьское 2017

Пояснительная записка

Организационная информация

1.

Ф.И.О. педагога

Гамзина Юлия Александровна

2.

Доминирующая образовательная область

Художественно- эстетическое развитие

3.

Вид деятельности детей

аппликация

4.

Вид деятельности детей

Игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

Гжельская роспись

2.

Общее количество часов, отведённое для на изучение темы, место занятия в системе занятий по теме

1час, занятие по ознакомлению с декоративно- прикладным творчеством.

3.

УМК. Название, автор, год издания.

Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011. №7(72).

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.

Казакова Р.Г.«Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. - Москва.2007

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ: http://doshkolnik.ru, http://www.maaam.ru/catalog,  http://www.museum.ru.

4.

Методы и приемы для реализации содержания занятия

По источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкипанидзе, И.Т. Огородников и др.)

1.наглядные(наблюдение, демонстрация, показ)

2. практические (моделирование, игра)

3.ИКТ

 По типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер): объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный), репродуктивный (границы мастерства и творчества), проблемное изложение знаний, частично-поисковый (эвристический), исследовательский.

5.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

Художественно-эстетическое развитие (стихотворения и загадки о гжельской посуде, музыка «Незабудковая гжель», продуктивная деятельность – изготовление гжельской посуды с помощью салфеточной техники.)

Познавательное развитие (знакомство с гжельской выставкой, знакомство с гжельскими узорами, просмотр презентации «Фабрика гжельской посуды»

Речевое развитие (пальчиковые игры, рассказывание о гжели.)

4.

Возрастная группа: подготовительная   группа.

Характеристика группы:

в подготовительной группе воспитываются   20 воспитанников, из них 5- из неполных, остальные воспитываются в полных семьях, многодетные - 3 семьи, 5 семей малообеспеченных.

  В основном, психологическая обстановка в группе удовлетворительная. Уровень сплоченности коллектива, по данным психолого-педагогической службы детского сада, составляет    60%. 30% воспитанников имеют средний уровень учебной мотивации, 65 % выше среднего, 5% высокий.

Для активного участия в подготовке и проведении открытого занятия удалось привлечь 8 воспитанников, родители которых дали согласие на съёмку их детей на открытом занятии. Во время проведения открытого занятия микроклимат в группе был доброжелательный и комфортный.                    

5.

Цель:

Познакомить детей с Гжельской росписью, выявить её особенности   и сформировать навыки составления декоративной композиции с использованием нетрадиционных техник нанесения рисунка.

6.

Задачи:

Формировать знания об истории и традициях гжельского промысла, навыки росписи в традициях народного промысла и нетрадиционной техники нанесения рисунка ниткографии.

6.1

Развивать умения применять мазок с тенью, рисовать элементы гжельской росписи (мазок с тенью, капелька, линия, тычок).

6.2

Воспитывать интерес к истории своего народа, к народному прикладному искусству и уважение к труду мастеров через совместную деятельность детей и взрослых.

6.3

Закреплять представления о народно- декоративных промыслах через самостоятельное стремление выполнять работы в технике «Гжельская роспись».

7.

Планируемые результаты:

Дети познакомятся с гжельским промыслом, его происхождением, технологией изготовления изделий, цветовой гаммой, видом росписи, в том числе нетрадиционной техникой нанесения рисунка ниткографией.

Появится устойчивый интерес к народному прикладному искусству и уважение к труду мастеров.

7.1

Сформируются умения отличать гжельскую роспись от других ранее изученных росписей, что позволяет развивать эстетические чувства; уважать культуру своего народа; любить народное творчество; стремиться самостоятельно выполнять рисунки в технике «Гжельская роспись».

7.2

Отработать навыки работы в коллективе с интерактивными столами «Песочный стол» и «Юный художник».

7.3

Техники, применяемые для проведения занятия (образовательной деятельности)

Техника изготовления лэпбука, техника рисования краскам открытым мазком «Мазок с тенями», «Азбука мазков», «ниткография».

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Интерактивные столы, компьютер, проектор, экран, презентация в программе Power Point «Гжель», магнитно-маркерная доска, сюжетные картинки «Гжель». Наглядное пособие «Приемы кистевой росписи». Выставка изделий из Гжели. Домик с оконцами с технологией изготовления гжельской посуды. Декоративные тарелочки, фартуки, клеенки, клей, кисти, нарезанные нитки голубого и синего цвета, влажные салфетки, кисти, гуашь (синяя и голубая), лэпбук.



Сценарий  занятия - проекта «Сказочная гжель»

1 этап (подготовительный) 

  1. Разработка   цикла  мероприятий по теме проекта.
  2. Определяем продукт проекта – лэпбук (интерактивная книга)
  3. Подбор художественной и познавательной литературы.
  4. Подготовка наглядного материала: посуда и др. изделия с гжельской росписью, иллюстрации гжельских предметов, образцы элементов росписи.
  5. Подготовка   учебно-методического   пособия: альбомы для детского художественного творчества «Гжельская роспись», «Учимся рисовать», «Гжель», «Сказочная Гжель», альбомы для аппликаций «Вырежи и наклей»,
  6. технологические карты по декоративному рисованию «Гжельская роза» (последовательность изображения гжельской розы), «таблицы с готовыми узорами: «Гжельская роспись круглых силуэтов изделий», «Растительные узоры в гжельской росписи», «Гжельская роспись на силуэтах посуды», книжки-раскраски с подсказкой «Голубая Гжель».
  7. Изготовление   дидактических игр: «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Лото», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор», «Найди пару
  8. Планируется совместная деятельность   с детьми и родителями, прогнозируются результаты.                                                                                      

2 этап (основной) –занятие    «Сказочная гжель»

I.

Вводная часть

Приветствие. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть такими красивыми, добрыми и улыбчивыми. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся и поприветствуем друг друга.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Почтальон вносит телеграмму для детей и посылку. Это телеграмма и посылка от Мастерицы, которая приглашает всех в город Гжель на выставку керамической посуды «Гжель».

Проблемный вопрос: почему город и посуда называется одинаково? (Дети затрудн6яются ответить). Ответ мы узнаем у мастера, который пригласил нас в город Гжель. И мы с вами отправляемся в виртуальную экскурсию в город «Гжель».

1.2

Мотивация деятельности детей

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в образовательную деятельность на занятии.

Способ достижения: Организация сюрпризного момента, педагог с детьми распечатывает посылку, в посылке книга (лэпбук), которую надо заполнить. Только тогда мастерица расскажет нам о гжельском промысле и его особенностях.

Результат: дети с помощью воспитателя на каждом этапе занятия заполняют лэпбук. В заключение создают интерактивную книгу (лэпбук) «Сказочная гжель»

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Цель:. Дать возможность детям   определить свою образовательную деятельность на данном занятии

Способ достижения: Организация выставки керамической посуды и изделий с рисунками гжельской росписи, беседа о гжельской росписи, в ходе которой дети говорят о том,  что бы они хотели узнать о гжельской росписи и сделать на занятии.

Результат: дети с помощью воспитателя определяют тему, цель и задачи занятия.

Мы с вами познакомимся с художественным промыслом - Гжель, узнаем секреты гжельской росписи и сделаем гжельскую тарелочку, используя нетрадиционную форму росписи –ниткография.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Цель: активизировать знания детей о народном промысле Гжель.

Способ достижения: Беседа с детьми на выставке керамической посуды и изделий с рисунками гжельской росписи.

Результат: дети активизируются на получение новых знаний о Гжельской росписи в ходе беседы с воспитателем на выставке керамических изделий

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Добывание нового знания.

В городе Гжель детей встречает мастерица и она рассказывает детям об истории промысла.

1.Рассказ по картинкам «История возникновения промысла»

Цель: составление   рассказа «История возникновения промысла» с опорой на картинки.

Способ достижения: Подбираются картинки по соответствующей теме и детям предлагается составить рассказ.

Результат: дети по картинкам составляют рассказ.

Дети с помощью воспитателя заполняют страницу лэпбука «Гжель. История промысла»

 Педагог: Ребята, как, вы думаете где же изготавливают гжельскую посуду? (Дети отвечают, что роспись на посуде придумали мастера художественной росписи, которые жили в городе Гжель. По названию города, где расписывали посуду дали и название росписи –Гжель.

 Гжельское чудо изготавливаю на фабрике, и я вас приглашаю совершить виртуальную экскурсию по Фабрике Гжельской посуды.

2.Беседа «Изготовление Гжельской керамической посуды»
с опорой на картинки.

Посмотрите какой красивый домик есть в городе Гжель, это фабрика где изготавливают посуду. Мы не будем мешать мастерам, которые трудятся на фабрике, а заглянем к ним в окошки и узнаем, как же изготавливают посуду и сувениры гжельские мастера. Давайте познакомимся с технологией изготовления изделий гжели. А для этого мы будем заглядывать в гости к мастерам и смотреть, что же они там делают. (Последовательно открываются окошки с картинками, за которыми изображены этапы изготовления гжели).

Цель: познакомить воспитанников   с процессом изготовления Гжельской керамической посуды

Способ достижения: организация города мастеров, который состоит из домика с окошками, в каждом окошке   - определенный процесс производства керамической посуды.

Этапы изготовления гжельской посуды.

1.Сначала мастер на гончарном круге изготавливал заготовку из белой глины (ваза, кувшин, горшок). (Открывается первое окошко)

2. Далее форму раскрывают и достают полуфабрикат, вручную подправляют и заглаживают «швы». 

3. Керамические изделия подвергают обжигу дважды. (Открывается третье окошко). Слово гжель произошло от глагола – жечь, обжигать.

4.Полуфабрикаты   опускают в розовый нестойкий раствор фуксина, пропадающий под воздействием света. Этот процесс даёт возможность проверить качество керамических изделий, делает заметными мелкие трещинки.  

5. После обжига художник расписывал изделие краской – кобальт (серого цвета). По поверхности изделия художник расписывает мазками. Мазки ложатся ровно. Почему же художник рисует серой краской, а не синей? В этом заключается первый секрет гжельской росписи (Открывается окошко).

6. Далее мастер расписывает изделия окисью кобальта.  

7.Дальше расписанное изделие погружают в глазурь – жидкость белого цвета и снова ставят в печь на 18 часов.

8.Из печи достают готовое изделие с синим рисунком. Во время обжига серая краска – кобальт превращается из серого в синий цвет, а глазурь становится прозрачной. (Показ готового изделия).

Вот мы с вами и побывали на фабрике где в умелых руках мастеров рождается такая красота

Результат: дети по очередно открывают окошки, педагог   по картинке рассказывает о процессе производства.

Обобщение этапа добывания знаний с помощью заполнения кармашка лэпбука.

Цель: Подвести итог беседы по теме:  «Процесс изготовления  Гжельской керамической посуды» путём заполнения страницы лэпбука «Гжельская роспись»

Способ достижения: Подбираются картинки по соответствующей теме и  дети педагогом закрепляют знания о процессе изготовления гжельской посуды.

Результат: Дети с помощью педагога заполняют страницу лэпбука.

Физминутка «Сеточки Гжели».

Раз, два, три, четыре, пять, (сгибают и разгибают кулачки)

Будем с вами рисовать, (поворачиваются друг к другу)

Черточки, полоски, (изображают короткие черточки, а затем длинные полоски двумя руками)

Капельки и точки. (изображают «дождик», а затем «ставят» точки двумя руками)

Сеточки (показывают сеточку в воздухе)

Цветочки и конечно завиточки.

Как мы рисуем сетки гжель. (руки  вниз и в стороны)

Рисование элементов росписи с использованием песочного стола.

Дети   кончиками пальцев рисуют на песке элементы гжельской росписи (капелька, линия, точки, сеточки черточки,)

3. Рисование   элементов гжельской росписи на песочном столе.

Цель: развитие моторики рук и пальцев, внимания, памяти, речи.

Результат: дети кончиками пальцев рисуют на песке элементы гжельской росписи.

Работа с лепбуком.

Цель: сформировать умения рисовать   гжельские узоры применяя мазок с тенью, капелька, линия, тычок.

Результат: Дети с помощью педагога заполняют страницу лэпбука.

4. Рисование красками открытым мазком на световом столе без предварительного рисунка.

Цель: знакомство с техникой рисования и прорисовка элементов через образцы гжельской росписи и практическое применение полученных знаний (рисование кисточкой).

Способ достижения: Дети рисуют красками открытым мазком “Мазок с тенями”. Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.

Результат: отрабатывать умения   применять мазок с тенью, рисовать элементы гжельской росписи (мазок с тенью, капелька, линия, тычок) и затем заполняют страничку лэпбука.

5. Дидактическая игра «Собери узор»

Цель: сформировать умение детей составлять целое из частей.

Результат: ребёнок складывает картинку и называет виды росписи (хохломской, городецкой, гжель, дымковской) и затем заполняют страничку лэпбука.

6. Интерактивная игра «Магазин посуды»

Цель: формировать представление о гжельской посуде.

Результат: дети   знакомятся с гжельской посудой, отличают её от других видов посуды. Собранные по данной теме картинки складывают в кармашек лэпбука «Гжельская посуда»».

Цель: Подвести итог игры по теме   «Магазин посуды» путём заполнения страницы лэпбука «Гжельская посуда»

Результат: Дети с помощью педагога заполняют страницу лэпбука.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания.

Продуктивная деятельность. Всех детей приглашаем в мастерскую «Гжель», где каждый ребёнок может стать мастером.

Цель: Знакомство с техникой ниткографией: создание аппликации из шерстяных ниток двумя способами: контурным и силуэтным.

Способ достижения: дети создают гжельскую тарелочку   при помощи шаблона гжельской розы, клея и ниток.

Результат: дети изготовили тарелочки с росписью гжель в  нетрадиционной техники «ниткография».

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Посмотрите какая красивая тарелочка у вас получилась, как будто у настоящих гжельских мастеров, настоящее нежно- голубое чудо! У каждого получился свой неповторимый узор!

Чему мы должны были научиться? Удалось ли нам добиться цели?

Что мы для этого сделали?

Почему   город и посуда называется одинаково «Гжель»?

Что вам понравилось сегодня на занятии?

А сейчас ребята давайте посмотрим, как у вас получилось.

Все работы выставляются на доску.

Молодцы мастера! Все ваши работы получились яркие, красивые и сказочные.

Посмотрите на свои работы и скажите все работы одинаковые или нет?

Правильно все разные, потому что каждый мастер оставил частичку своего тепла в своей работе.

Рефлексия «Знаки»

Педагог: Ребята, перед вами, лежат, необычные знаки, хотите знать, что они обозначают?

! – у меня все получилось, я восхищаюсь.

? – у меня все получилось, но остались вопросы.

. -  у меня все получилось, но возвращаться к этой теме мне не хочется.

Подумайте и возьмите тот знак, который вы считаете для себя нужным.

А теперь поднимите и покажите мне.

А сейчас я всех прошу подойти вот к такому волшебному столу.

Мне сегодня с вами очень понравилось путешествовать, и поэтому, я выложу на столе знак восклицательный. Вы сегодня молодцы, потрудились на славу и создали книгу о гжельской росписи. (показать    детям что получилось).

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Создание интерактивной книги – лепбук по теме «Сказочная гжель»

3 этап – Заключительный (анализ и оценка полученных результатов, их оформление и обсуждение).                                      

Создание интерактивной книги – лепбук (приложение 1)

 Созданный лэпбук «Гжель» – это результат совместной работы воспитателей, детей и их семей..В ходе проекта нам удалось сформировать представление у детей об истории возникновения гжельской росписи, об элементах и узорах, о том что гжельскую роспись можно выполнять не только с помощью красок, но и использовать нетрадиционные методы изображения такие как, «ниткография».  Результативность работы с лэпбуком подтверждается знаниями детей к концу года основных видов декоративных росписей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Сказочная Гжель»

Проект позволяет расширить знания детей о традиционном русском художественном промысле – «гжельская керамика», освоить простые элементы росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки и ...

Проект «Снежная гжель»

Знакомство детей с народным промыслом «Гжель» в МБДОУ «Детский сад №10» г. Чебоксары реализуется проект «Снежная гжель» по благоустройству игровых площадок....

Проект " Волшебная Гжель" в подготовительной группе

Знакомство детей с русским декоративным искусством " Волшебная Гжель"...

Проект "Сказочная гжель"

В настоящее время утрачена такая нравственная ценность, как патриотизм. У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных промыслов, о народных мастерах, особенностях росписи. Недостаточ...

Творческий проект «Сказочная гжель»

Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у дошкольников необходимо не только формировать художественный вкус, но и...

Проект "Сказочная гжель"

ВведениеСлово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в...

Проект «Сказочная гжель»

 Познакомить детей с русским декоративным искусством гжельских мастеров, с техникой изготовления гжели....